Гораций Коклес
Гораций Коклес | |
---|---|
Публий Гораций Коклес[1] (лат. Publius Horatius Cocles) — полулегендарный древнеримский герой, якобы живший в конце VI века до н. э. и защитивший римский Свайный мост во время войны с царём этрусков Порсеной.
Наиболее полное изложение подвига Горация Коклеса привёл Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях». Царь этрусков Ларс Порсена в 509 году до н. э. с большим войском подошёл к стенам Рима. В решающий момент сражения римляне, не выдержав натиска врага, отступили, оставив позади себя единственный свайный мост через реку Тибр. «Но Гораций Коклес и ещё двое прославленных мужей, Германий и Ларций, первыми оказали сопротивление подле моста. Гораций получил прозвище Коклеса, — писал Плутарх, —потеряв на войне один глаз. Другие утверждают, будто он был до того курнос, что между глазами почти не оставалось промежутка, а брови у него срослись, и народ, желая назвать его „Киклопом“, но плохо выговаривая это слово… превратился в Коклеса»[2]. «Итак, стоя перед мостом, Гораций Коклес один сдерживал врага до тех пор, пока его товарищи не сломали мост у него за спиной. Тогда он, как был, в полном вооружении, бросился в реку, переплыл её и выбрался на противоположный высокий берег…»[3].
Историк Тит Ливий, описывая этот эпизод, называет Горация «оплотом и счастьем города Рима». Стоя на мосту, «грозный, свирепо обводя взглядом знатнейших этрусков, он то вызывает их поодиночке на бой, то громко бранит всех разом», называя их «рабами надменных царей»[4]. В этом отрывке Тит Ливий подчеркивает преимущество свободных граждан Рима перед рабской психологией этрусков, а образ Горация Коклеса становится воплощением главных римских добродетелей: доблести, гордости, готовности к самопожертвованию ради свободы своих граждан. Когда мост за его спиной был сломан, Гораций Коклес воскликнул: «„Отец Тиберин! Тебя смиренно молю: благосклонно прими это оружие и этого воина!“ — и как был, в доспехах, бросился в Тибр. Невредимый, под градом стрел, переплыл он к своим — таков был его подвиг… Ему поставили статую на Комиции, а земли дали столько, сколько можно опахать плугом за один день»[5].
По другим источникам Гораций Коклес погиб в волнах Тибра (Полибий, VI, 55, 1—4) или был ранен (Дионисий Галикарнасский, V, 23—25).
Статуя на Комиции — месте на Форуме, отведённом для народных собраний, — представляла собой не портрет, а изображение бога Вулкана. Первая портретная статуя в честь умершего человека появилась в Греции только в 509 г. до н. э. Тиберин — царь, именем которого названа река Тибр. Спустя время статую Вулкана перенесли с Комиция на «площадь Вулкана», находившуюся напротив свайного моста[6].
Историки видят очевидное сходство между легендой о Горации Коклесе и легенде о Горациях и Куриациях. В обоих случаях три римлянина выступают в качестве спасителей Рима в критический момент, и только один из них в итоге спасается. В одном случае место действия — сухопутная граница, в другом — река, обозначающая границу римской территории. Британский исследователь Э. Паис считал происхождение легенды в культе Вулкана и идентифицирует Коклеса («одноглазого») с одним из циклопов, которые в мифологии были связаны с Гефестом и позднее с Вулканом. Он также приходит к заключению, что статуя Коклеса была в действительности статуей Вулкана, являвшегося одним из самых древних римских богов и, фактически, божеством-защитником государства, поэтому его могли спутать с героем, который спас отечество. Паис также предполагал, что эта легенда явилась результатом некоторой религиозной церемонии: возможно, практика бросания набитых фигур, называемых аргеи, в Тибр с Саблициуса в иды мая. Род Горациев, который был связан с культом Юпитера Вулкана, играл значительную роль в древнеримской истории, что, возможно, объясняет приписывание имени «Гораций» Вулкану-Коклесу[7][8].
T. Дж. Корнелл считал подобные рассказы, придуманными «недобросовестными летописцами», «спасающими лицо победами сразу же после поражений», настаивая на том, что «летописцев первого века до нашей эры следует рассматривать в основном в качестве художников слова …»[9].
Историю мужества и воинской доблести Горация Коклеса изображали художники эпохи Возрождения и классицизма.
Известно, что Наполеон Бонапарт, после сражения на мосту Клаузен (Klauzen) в Австрийских Альпах 24 февраля 1797 года, прозвал командующего кавалерией генерала Тома-Александра Дюма, который в одиночку остановил австрийский эскадрон, «Горацием Коклесом из Тироля».
История «Горация у моста» пересказывается в стихотворении «Гораций» в книге «Песни Древнего Рима» (Lays of Ancient Rome, 1842) Т. Б. Маколея. Книга пользовалась большой популярностью в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков[10]. Уинстон Черчилль писал, что, хотя он и «застревал в низшей школе» в Харроу, но получил приз, прочитав все «двенадцать сотен строк» из «Горация».
В популярной песне ирландских повстанцев «A Nation Once Again», написанной в начале-середине 1840-х годов Томасом Осборном Дэвисом, первая строфа посвящена героизму «древних свободных людей, за Грецию и Рим, которые храбро стояли, триста человек и три человека» (имеются ввиду триста спартанцев при Фермопилах и трое защитников моста через Тибр).
В кинофильме «Обливион» 2013 года главный герой читает «Горация» Маколея, а затем цитирует стихотворение:
«И смерти нет почётней той,
Что ты принять готов
За кости пращуров своих
За храм своих богов»
-
Х. Гольциус. Гораций Коклес. 1586. Резцовая гравюра. Рейксмусеум, Амстердам
-
Гораций Коклес, защищающий мост. Роспись блюда. Майолика. Урбино. 1542
-
Джулио Романо. Гораций Коклес. Около 1530 г. Офорт
-
Ш. Лебрен. Гораций Коклес, защищающий мост. Ок. 1643. Далиджская картинная галерея, Лондон
См. также
- Vae victis
- Великодушие Сципиона
- Гай Муций Сцевола
- Гней Марций Кориолан
- Клелия
- Марк Курций
- Марк Фурий Камилл
- Филены
Примечания
- ↑ Дионисий Галикарнасский. Римские древности Архивная копия от 10 июля 2019 на Wayback Machine, V. 23—25. / Пер. с др.-греч. и комм. И. Л. Маяк, Л. Л. Кофанов, A. M. Сморчков, Н. Г. Майорова, В. Н. Токмаков, А. Я. Тыжов, A. B. Щеголев; ответ. ред. И. Л. Маяк. — М.: Изд. дом «Рубежи XXI», 2005. — T. II. — С. 24—26. — 274 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 5-347-00002-3
- ↑ Лакуна оригинального текста
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2-х т. — М.: Наука, 1994. — Т. 1. — С. 123—124 (Попликола, 16)
- ↑ Тит Ливий. История Рима от основания города. — В 3-х т. — М.: Наука. — Т. 1, 1989. — Книга II, 10. — С. 71
- ↑ Тит Ливий. С. 72
- ↑ Тит Ливий. Комментарии Н. Е. Боданской и Г. П. Чистякова. С. 520. № 31—32
- ↑ Pais Е. Storia di Roma, 1898. — Сh. 4. — Eng. Trans.: Ancient Legends of Roman History, 1906
- ↑ Horatius Cocles — Encyclopedia Britannica. 1911. — URL: https://theodora.com/encyclopedia/h2/horatius_cocles.html Архивная копия от 16 мая 2021 на Wayback Machine
- ↑ T. J. Cornell. The Formation of the Historical Tradition of Early Rome // Past Perspectives: Studies in Greek and Roman Historical Writing. — Cambridge University Press, 1986. — Р. 74
- ↑ Thomas Babington Macaulay. Horatius at the Bridge. — N.S. Gill. Аccessed 2019.04.09. — URL: https://www.thoughtco.com/horatius-at-the-bridge-4070724 Архивная копия от 16 мая 2021 на Wayback Machine
Ссылки
- Lendering, Jona Horatius Cocles . Livius Articles on Ancient History. Дата обращения: 5 августа 2009. Архивировано 21 апреля 2013 года.
- Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии», перешедшего в общественное достояние.