Предельная температура фильтруемости

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Автоматический прибор для измерения предельной температуры фильтруемости ISL FPP 5Gs со встроенным криостатом.

Предельная температура фильтруемости (на холодном фильтре), сокр. ПТФ — мера текучести дизельного топлива, одно из так называемых «холодных свойств». Строгое определение звучит так:

Самая высокая температура, при которой данный объём топлива не протекает через стандартизованную фильтрующую установку в течение определённого времени, во время охлаждения в стандартизованных условиях.[1]

Значение в быту и промышленности

Показатель ПТФ (CFPP) топлива можно использовать для определения минимальной температуры, при которой топливо будет обеспечивать бесперебойный поток в определённых топливных системах. Для дизельного топлива, используемого в Европе на небольших автомобилях, результаты близки к температуре, при которой двигатель перестанет заводиться,— за исключением случая, когда в топливной системе используется, например, бумажный фильтр, установленный в месте, открытом воздействию погодных условий. Также, если температура закупоривания фильтра более чем на 12 °С ниже значения точки помутнения, определяемой методами по АСТМ Д 2500, АСТМ Д 5771, АСТМ Д 5772 или АСТМ Д 5773, двигатель также может не завестись. Установки для отопления жилых помещений в меньшей степени зависят от температуры и часто удовлетворительно работают при температурах несколько ниже определяемых результатами испытаний.[2]

Значение ПТФ нормируется в ГОСТ 305-82. «Топливо дизельное. Технические условия». Норма установлена только для топлива марки Л («летнее дизельное топливо») — минус 5°С. Для двух других марок — З («зимнее») и А («арктическое») значение ПТФ не нормируется, потому что считается, что эксплуатационные свойства этих марок в достаточной степени гарантируются показателями температуры застывания (-35°С для умеренной климатической зоны и -45°С для холодной в случае марки З, и -55°С для марки А) и температуры помутнения (-25°С для умеренной климатической зоны и -35°С для холодной в случае марки З, для марки А значение температуры помутнения не нормируется).

Процедура измерения

Образец пробы охлаждают при заданных условиях с интервалами, равными 1°С, и втягивают в пипетку особой формы при контролируемом вакууме через стандартизованный фильтр из проволочной сетки. Процедуру повторяют после каждого снижения температуры образца на 1°С. Испытание продолжают до температуры, при которой выделяющееся из раствора количество кристаллов парафинов не позволяет топливу проходить через фильтр или замедляет его поток так, что время заполнения пипетки превышает 60 с или до момента, когда топливо прекращает стекать полностью в испытательный сосуд перед охлаждением еще на 1°С. Отмеченную температуру начала последней фильтрации регистрируют как ПТФ (CFPP).

Если температура помутнения пробы известна, можно начинать испытание после охлаждения образца до температуры не менее чем на 5°С выше температуры помутнения. Например, если предполагаемая ПТФ составляет минус 5°С (летнее дизельное топливо), то первое испытание можно провести при достижении температуры образца 0°С.

Образование кристаллов в некоторых образцах топлива протекает достаточно медленно, поэтому рекомендуется, для достижения единообразия в измерениях, всегда нагревать пробы до 45°С и выдерживать при этой температуре в течение 30 мин. В этом случае образовавшиеся кристаллы парафинов разрушаются и образец становится более гомогенным.

Процедура измерения предельной температуры фильтруемости описывается в следующих стандартах:

  • ГОСТ 22254-92
  • ГОСТ Р 54269-2010
  • ASTM D6371
  • EN 116
  • IP 309
  • JIS K2288

Примечания

  1. ГОСТ 22254-92. «Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре».
  2. ГОСТ Р 54269-2010. «ТОПЛИВА. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре». Стандарт идентичен стандарту АСТМ Д 6371-2005 «Стандартный метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре дизельных и печных топлив» (ASTM D6371-2005 "Standard test method for cold filter plugging point of diesel and heating fuels"). Метод технически эквивалентен методам по IP 309 и EН 116.