Духовные академии Русской православной церкви

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Духо́вные акаде́мии Ру́сской правосла́вной це́ркви — учебные заведения в Российской империи, СССР, а затем ряда стран, входящих в каноническую территорию Русской православной церкви, дающие высшее духовное образование, для служения Церкви в виде пастырской, преподавательской и научно-богословской деятельности.

Старейшая из всех духовных академий Русской православной церкви — Киевская, за ней следуют (по времени основания) — Московская, Санкт-Петербургская и Казанская (ныне не действует). В 1990-е годы были основаны Минская и Кишинёвская духовные академии. В 2021 году решением Священного синода Сретенская духовная семинария преобразована в академию[1].

История

Первой в России академией, выполнявшей функцию подготовки духовных лиц, в том числе архиереев, а также функции трибунала и цензуры по делам веры, стала Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 году. Академия финансировалась Казённым и Патриаршим приказами. Вместе с тем Славяно-греко-латинская академия не являлась исключительно духовным высшим образовательным учреждением, так как готовила своих выпускников не только к церковному служению, но и к государственной службе, и была всесословным учебным заведением в соответствии с Академической привилегией. Обучение было разделено на восемь классов («школ»), которые включали в себя четыре низших класса, два средних и два высших.

Духовные академии Российской империи XVII—XVIII веков готовили научные кадры не только для Церкви, но и для государственной службы. С учреждением и развитием светских учебных заведений духовно-учебные заведения, в том числе и академии, должны были сделаться специальными заведениями для «образования благочестивых и просвещённых служителей Слова Божия»[2].

Академии состояли в главном заведовании Святейшего синода и находились под начальственным попечением местных епархиальных архиереев и управлялись при ближайшем наблюдении и руководстве ректора — лица духовного сана, преимущественно монашествующего, — советом и правлением из профессоров: ведению совета подлежали дела, касающиеся учебной и учёной части, правление заведовало также и хозяйственными делами.

Главное наблюдение за ходом академических дел принадлежало ректору, которому предоставлялось право в случае необходимости делать внушения и замечания всем вообще должностным лицам Академии. Во всех Академиях были организованы обширные научные библиотеки, состав которых приспособлен к потребностям высшего духовного образования. В Академии принимали окончивших курс наук в духовных семинариях и классических гимназиях после успешного прохождения вступительных экзаменов.

Во времена Российской империи студенты помещались в академических зданиях на казённом содержании, своекоштные студенты допускались только в качестве пансионеров и жили вместе с казеннокоштными студентами. Наблюдение за поведением студентов принадлежало инспектору академии — лицу, предпочтительно имеющему духовный сан, и его помощникам.

Со времени преобразования духовных училищ в 1808 году устав духовных академий был неоднократно изменяем: по уставу 1814 года в круг академического преподавания входили, между прочим, физика и математика; академиями управляли — ректор, конференция и правление; высшее управление принадлежало сначала комиссии духовных училищ, а с 1839 года, после упразднения последней, сосредоточено было в Синоде. Профессора и бакалавры преподавали науки применительно к рекомендованным учебным пособиям и программам. Обучение продолжалось четыре года; первоначально было два курса, старший и младший — по два года каждый; затем были организованы четыре одногодичных курса.

Со второй половины XIX века стало негласным правило, что ректорами Академий должны быть лица в епископском сане. Эта норма не была чётко зафиксирована, и ректорами в то время становились лица, не являющиеся епископами. Но со временем тенденция назначения викарных епископов на ректорские должности в Академиях продолжала только усиливаться[3]. Уставом 1869 года расширены были права академических советов, возвышены требования по отношению к условиям избрания профессоров, предметы преподавания разделены на три группы: богословскую, церковно-историческую и церковно-практическую, выбор которых предоставлен был студентам; допущены были наряду с казеннокоштными студентами своекоштные, жившие вне академий, и таким образом число студентов значительно возросло. Публичные диспуты — докторские и магистерские — оживляли академическую деятельность, и учёная производительность академий сильно поднялась. Устав этот был в силе до 1884 года.

По уставу 1884 года, разработанному для духовных академий в Российской империи, в них должны преподаваться следующие науки: богословские, исторические, церковно-практические (например: церковное право), философские и словесные, а также древние языки (древнегреческий, латинский, древнееврейский и арамейские) и новые языки (английский, немецкий, французский, итальянский, испанский). Большая часть этих предметов была обязательна для всех студентов. Духовные академии имели право предоставлять учёные степени доктора, магистра и кандидата богословских наук. Преподавание вели профессора ординарные и экстраординарные, доценты и лекторы новых языков. По мнению многих современников, устав 1884 года явился шагом назад. Ряд других факторов социального и культурного характера обусловили в конечном счёте снижение к концу XIX века уровня образовательной и воспитательной жизни в духовных школах вообще и в МДА, в частности[4].

Академический устав 1910 года ещё предполагал возможность того, что ректором академии может стать даже представитель белого духовенства — исключение Московская и Киевская духовные академии: там ректор должен быть в обязательном порядке из монашествующих, но согласно изменениям, внесённым в Устав в 1911 году, ректором духовной академии мог быть только епископ с учёной степенью не ниже магистра богословия[3]

Вскоре после Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви всякое религиозное образование фактически оказалось под запретом. В этих условиях профессора духовных академий и духовенство и представители церковной интеллигенции попытались организовать светские богословские институты: в 1918 году была образована Православная народная академия в Москве, в 1920 году Петроградский богословский институт в Петрограде, в 1921 году — Казанский богословский институт[5]. Все они вскоре были закрыты властями.

Современные православные духовные академии Русской православной церкви претерпели в XX веке период закрытия и уничтожения, после своего возобновления (во второй половине XX века) большей частью сохранили основные характеристики и черты, изложенные в уставе духовных академий Российской империи от 1884 года.

8 декабря 2016 года руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Сергей Кравцов подписал приказы № 2071 и № 2072 о государственной аккредитации образовательной деятельности религиозных организаций — духовной образовательной организации высшего образования «Санкт-Петербургская духовная академия Русской православной церкви» и духовной образовательной организации высшего образования «Московская духовная академия Русской православной церкви». Наличие свидетельства о государственной аккредитации позволяет предоставлять абитуриентам при поступлении в духовные академии льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а студентам очной формы обучения — отсрочку от призыва на срочную военную службу. Академии будут выдавать своим выпускникам диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца, который даёт право в дальнейшем на поступление в магистратуру, а также признаётся работодателями как государственных, так и негосударственных учреждений[6].

Действующие духовные академии РПЦ

Православные духовные академии:

  1. Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,
  2. Московская духовная академия,
  3. Санкт-Петербургская духовная академия,
  4. Киевская духовная академия,
  5. Минская духовная академия,
  6. Кишинёвская духовная академия,
  7. Сретенская духовная академия в Москве.

Православные богословские университеты и институты:

  1. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
  2. Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского,
  3. Новосибирский Свято-Макарьевский православный богословский институт,
  4. Свято-Сергиевский православный богословский институт (первоначально задумывался как духовная академия)
  5. Черновицкий православный богословский институт.

Болонский процесс и богословское образование

По инициативе Патриарха Кирилла в РПЦ началось реформирование духовного образования. Преобразования нацелены на интеграцию российского духовного образования в европейское и отечественное образовательное и научное пространство. Главная цель реформы — это повышение уровня и качества духовного образования России[7].

В соответствии с Болонским процессом духовное образование в РПЦ будет трёхуровневым[8]:

В 2010 году формирование трёхуровневого духовного образования, в соответствии с Болонским процессом, практически завершено пока только в двух высших учебных заведениях РПЦ — в Ужгородской богословской академии им. свв. Кирилла и Мефодия[9] и Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете[10].

Примечания

  1. Журналы заседания Священного Синода от 13 апреля 2021 года. Московская патриархия (13 апреля 2021). — «Журнал № 16». Дата обращения: 20 апреля 2021. Архивировано 14 апреля 2021 года.
  2. В Казани отмечают 10-летие возрождения Казанской духовной семинарии (комментарий в свете веры), sedmitza.ru, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (6 ноября 2007). Архивировано 21 сентября 2019 года. Дата обращения 5 декабря 2017.
  3. 3,0 3,1 Ефрем (Пашков), иером. Канонические и правовые основания деятельности викарного епископа в Русской Церкви в XVII – начале XX века. bogoslov.ru. Интернет-портал Русской православной церкви «Богослов.ру» (19 ноября 2012). Дата обращения: 5 декабря 2017. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  4. Осипов А. И. Три века Московской духовной академии Архивная копия от 20 апреля 2016 на Wayback Machine // Богословский вестник. 1996. — № 2. — С. 4-18.
  5. В Казани отмечают 10-летие возрождения Казанской духовной семинарии (комментарий в свете веры), sedmitza.ru, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (6 ноября 2007). Архивировано 21 сентября 2019 года. Дата обращения 5 декабря 2017.
  6. Московская и Санкт-Петербургская духовные академии получили государственную аккредитацию. Официальный сайт Русской православной церкви «Патриархия.ru» (10 декабря 2016). Дата обращения: 5 декабря 2017. Архивировано 5 декабря 2017 года.
  7. Опубликована презентация "Трансформация системы духовного образования". Учебный комитет Русской православной церкви (21 мая 2010). Дата обращения: 5 декабря 2017. Архивировано 9 ноября 2013 года.
  8. Духовное образование на пороге перемен. Официальный сайт Русской православной церкви «Патриархия.ru» (21 ноября 2010). Дата обращения: 5 декабря 2017. Архивировано 27 июня 2010 года.
  9. Головна — Офіційний сайт Української богословської академії (укр.) (недоступная ссылка). // uuba.org.ua. Дата обращения: 5 декабря 2017. Архивировано 10 декабря 2017 года.
  10. В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете свыше четырёхсот учащихся получили документы о высшем образовании. Православный телеканал «Союз». Дата обращения: 5 декабря 2017. Архивировано 5 сентября 2017 года.

Литература

Ссылки