Высокоплан

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Подкосный моноплан»)
Реплика высокоплана Мессершмитт М17
Подкосный моноплан. Марка СССР 1976 года
аргентинский I.Ae. 25 Mañque.
Истребитель МиГ-23 — высокоплан
Транспортный Ан-124, бомбардировщики Ту-95 и B-52.

Высокоплан — схема крепления крыла к фюзеляжу самолёта (моноплана), когда крыло проходит через верхнюю половину его сечения, располагается на нём или даже над ним (высокоплан-парасоль).

Если у высокоплана крыло крепится к фюзеляжу (или даже к шасси) при помощи подкосов, то такой моноплан называется подкосным.

Преимущества высокого расположения крыла

  • Низкое относительно земли расположение фюзеляжа, что упрощает и ускоряет загрузку/разгрузку самолёта, особенно — грузовых и военно-транспортных самолётов (в том числе сравнительно легко сделать самолёт, способный принимать на борт крупногабаритные грузы). Кроме этого, высокое расположение плоскостей позволяет транспортно-погрузочной технике свободно передвигаться непосредственно возле фюзеляжа, не объезжая всякий раз самолёт по габариту крыла. По этой причине при проектировании транспортных самолётов часто используют именно такую компоновку. Например, Ан-12, Ан-26, Ан-124, Ан-225, Ил-76, С-130 — высокопланы.
  • Высокое расположение двигателей и (если таковые имеются) воздушных винтов, что снижает вероятность их повреждения при взлёте и посадке на необорудованных взлётно-посадочных полосах в боевых условиях или, например, в снегах Заполярья.
  • Уменьшается паразитная аэродинамическая интерференция крыла с фюзеляжем, характерная для низкоплана.
  • Улучшается продольная устойчивость самолёта на больших углах атаки.
  • Широкий диапазон эксплуатационных центровок.
  • Улучшается обзор в нижней полусфере, что облегчает наблюдение за землёй (в частности — при заходе на посадку).

Недостатки высокого расположения крыла

  • Затрудняется доступ к двигателям и крылу в силу их высокого расположения, — для проведения их технического обслуживания требуются лестницы-стремянки и подъёмники.
  • При расположении основных стоек шасси в гондолах на крыле (Ан-24/Ан-26, Fokker 50 и Bombardier Dash 8) их приходится делать весьма длинными, что обусловливает их повышенный вес, сложность конструкции, и, как следствие, более низкую надёжность их механизмов (в частности, множество проблем с выпуском и уборкой шасси привело к выводу Bombardier Dash 8 из флота авиакомпании Scandinavian Airlines в октябре 2007[источник не указан 4714 дней]), и это даже при том, что в случае расположения стоек шасси в мотогондолах их длина уже уменьшается на величину диаметра мотогондол. Альтернативное решение заключается в установке шасси в обтекателях на фюзеляже, что уменьшает его колею и соответственно ухудшает курсовую устойчивость самолёта на земле при разбеге и пробеге в условиях бокового ветра.

См. также