Богданович, Питер

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Питер Богданович»)
Питер Богданович
англ. Peter Bogdanovich
Питер Богданович в Театре Кастро в Сан-ФранцискоПитер Богданович в Театре Кастро в Сан-Франциско
Имя при рождении Питер Богданович
Дата рождения 30 июля 1939(1939-07-30)
Место рождения Кингстон (штат Нью-Йорк (штат), США)
Дата смерти 6 января 2022(2022-01-06) (82 года)
Гражданство  США
Профессия кинорежиссёр
сценарист
актёр
продюсер
кинооператор
кинокритик
прозаик
Карьера 19662021
Направление Документальное кино
Драма
Награды

«Грэмми» (2009)

BAFTA (1972)

Пи́тер Богда́нович (англ. Peter Bogdanovich; 30 июля 1939, Кингстон, штат Нью-Йорк6 января 2022, Лос-Анджелес, Калифорния) — американский кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер, кинооператор, кинокритик и писатель. Был одним из режиссёров «Нового Голливуда», куда также входили Уильям Фридкин, Роберт Олтмен, Брайан Де Пальма, Джордж Лукас, Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг, Майкл Чимино и Фрэнсис Форд Коппола[1]. Его самый успешный фильм у кинокритиков — «Последний киносеанс» (1971).

Жизнь и карьера

Рождение, юношество и начало карьеры

Питер — сын иммигрантов, которые бежали от нацистов. Его отец, Борислав Богданович, был сербским живописцем и пианистом, а мать, Герма Богданович, происходила из богатой семьи австрийских евреев. Питер был зачат в Европе, но родился уже в США. В 1950-х он был актёром, изучая это ремесло с театральным педагогом Стеллой Адлер (ему было только 16, но он лгал о своём возрасте и говорил, что ему 18), и играл на телевидении и в летнем парке. В начале 1960-х Богданович был известен как программатор фильмов в музее современного искусства в Нью-Йорке. Заядлый киноман, в юности он смотрел по 400 фильмов в год, Богданович демонстрировал работу американских режиссёров, таких как Орсон Уэллс, Джон Форд и Говард Хоукс, о которых он позже написал книги. Питер также уделил внимание такому забытому пионеру американского кино, как Аллан Дван.

Богданович находился под влиянием французских критиков 1950-х, которые писали для «Кайе дю синема», особенно под влиянием Франсуа Трюффо. Прежде, чем заняться режиссурой, Питер выстроил себе репутацию сценариста статьями в «Эсквайре», которые потом переросли в сценарий к фильму «Pieces of Time» (1973). В 1968 году, после того, как критики «Кайе дю синема» Жан-Люк Годар, Клод Шаброль и Эрик Ромер создали «Новую Волну» и стали снимать собственные фильмы, Богданович решил стать режиссёром. Со своей женой Полли Плэтт он приехал в Лос-Анджелес. Во время одного показа, Богданович смотрел фильм, а режиссёр Роджер Корман сидел позади него. Они начали беседовать, и Корман сказал, что ему понравился сценарий, который Питер написал для «Эсквайра». Корман предложил ему работу режиссёра, которую тот немедленно принял. Богданович вместе с Корманом снял такие фильмы как «Цели» (1968) с Борисом Карлоффом в главной роли и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968). В последнем он выступил под псевдонимом Дерек Томас, так как эта кинолента явилась прямым заимствованием нескольких частей из знаменитого советского научно-фантастического фильма Павла Клушанцева «Планета бурь» (1961). Американскими кинематографистами было снято только несколько эпизодов с амазонками. Подлинные авторы в титрах не упоминались.

Позже Богданович сказал про школу кинопроизводства Кормана:

Я получил прачечную и через три недели приступил к постановке картины. В целом, я работал 22 недели — подготовка к съёмкам, съёмки, вторая съёмочная группа, монтаж, дублирование — с тех пор я так больше не учился[2].

Вернувшись к журналистике, Богданович на всю жизнь подружился с Орсоном Уэллсом, когда брал у него интервью на показе фильма Майка Николса «Уловка-22» (1970). Питер пролил свет на Уэллса и его карьеру своими произведениями, режиссёрскими и актёрскими работами, а особенно своей книгой «Это Орсон Уэллс» (1992). В начале 1970-х, когда у Орсона были финансовые проблемы, Богданович позволял ему оставаться в своём особняке в элитном лос-анджелесском районе Bel Air в течение нескольких лет.

В 1970 году Богданович был уполномочен Американским Институтом Киноискусства снимать документальный фильм о Джоне Форде «Поставлено Джоном Фордом» (1971). В результате в фильм были включены искренние интервью Джон Уэйна, Джеймса Стюарта и Генри Фонда, а повествование велось от имени Орсона Уэллса. Из-за проблем с лицензированием Богданович и Turner Classic Movies выпустили реставрированную версию фильма только в 2006 году (релиз включал в себя также дополнительные интервью с Клинтом Иствудом, Уолтером Хиллом, Гарри Кэрри младшим, Мартином Скорсезе, Стивеном Спилбергом и другими).

Признание

32-летний Богданович был провозглашён критиками «уэллсовским» вундеркиндом после выхода в 1971 году фильма «Последний киносеанс». Картина получила 8 номинаций на «Оскар», включая лучшего режиссёра, и выиграла две статуэтки: Клорис Личмен как лучшая актриса второго плана и Бен Джонсон как лучший актёр второго плана. Богданович и Ларри Макмёртри получили премию BAFTA за лучший сценарий. Питер влюбился в Сибилл Шеперд — исполнительницу главной роли в этом фильме, что привело к его разводу с Полли Плэтт — матерью его двух дочерей.

Успех «Последнего киносеанса» Богданович развил в популярной комедии «В чём дело, Док?» (1972) с Барброй Стрейзанд и Райаном О’Нилом в главных ролях, — «комедии чудаков», похожей на фильмы Говарда Хоукса «Воспитание крошки» (1938) и «Его девушка Пятница» (1940). Богданович укрепил свой статус одного из новых режиссёров категории «А», включающей обладателей «Оскара» Фрэнсиса Форда Копполу и Уильяма Фридкина, с которыми Питер сформировал организацию «Компания режиссёров». Компания сотрудничала с «Paramount Pictures», что, по существу, давало режиссёрам картбланш, если они укладывались в бюджет. Именно через эту организацию был поставлен фильм Богдановича «Бумажная луна» (1973).

«Бумажная луна», комедия с Райаном О’Нилом и его 10-летней дочерью Татум О'Нил (которая получила за эту роль «Оскар» как лучшая актриса второго плана) в главных ролях, оказалась высшей точкой карьеры Богдановича. Вынужденный разделить прибыль с поддерживающими его режиссёрами, Богданович был неудовлетворён монтажом. «Компания режиссёров» впоследствии сняла только два фильма: Коппола снял в 1974 году фильм «Разговор», который был удостоен главной награды на Каннском кинофестивале; а Богданович в том же 1974 году поставил картину «Дейзи Миллер», которая была очень холодно встречена критиками.

В 1975 году он подал в суд на Universal за нарушение контракта на производство и руководство Bugsy.

Он взял несколько лет отпуска, а затем вернулся к режиссуре с более низким бюджетом фильма, Saint Jack (1979), который был критическим успехом, хотя и не кассовый хит. Создание этого фильма ознаменовало конец его романтических отношений с Сибилл Шепард.

Последующие годы

Богданович снова стал писать, поскольку в его карьере режиссёра наметился спад. Сначала он написал «Убийство Единорога: Дороти Страттэн» (1960—1980) (издана в 1984 году) в память о своей погибшей любви, звезде фильмов «Галаксина» и «Autumn Born». «Смерть друга детства» — статья Терезы Карпентер об убийстве Дороти Страттэн была опубликована в газете «Village Voice» и в 1981 году получила Пулитцеровскую премию. В то время как Богданович никогда не критиковал в своей книге статью Карпентер, она критиковала Богдановича и Хэфнера. В особенности она критиковала Богдановича за его «ребяческое отношение к молодой женщине». Статья Карпентер послужила основой для фильма Боба Фосса «Звезда-80» (1983), в котором Богданович по юридическим основаниям изображён как вымышленный режиссёр Арам Николас — милый, но возможно заблуждающийся и наивный герой.

30 декабря 1988 года 49-летний Богданович женился на 20-летней Луизе Страттэн, младшей сестре Дороти Страттэн, с которой он начал встречаться через несколько лет после смерти Дороти. В 2001 году пара развелась.

Хотя Питер достиг огромного успеха с «Маской» (1985), продолжение «Последнего киносеанса» — «Техасвилль» (1990) — провалилось в прокате и разочаровало критиков. Оба фильма стали причинами спора между Богдановичем, который всё ещё требовал снизить меру контроля над его фильмами, и студиями, которые теперь осуществляли контроль над финансами и окончательным монтажом обоих фильмов. «Маска» была выпущена с музыкальным сопровождением Боба Сигера, что не совпадало с желаниями Богдановича (он выбрал Брюса Спрингстина). Также Питер жаловался, что версия «Техасвилля», которая была выпущена, не была тем фильмом, который он изначально хотел сделать. Немного более длинная режиссёрская версия «Маски» с песнями Брюса Спрингстина была выпущена на DVD в 2006 году. Режиссёрская версия «Техасвилля» была выпущена на CD, но никогда не выпускалась на DVD. Во время выпуска «Техасвилля» Богданович вернулся к своему прошлому успеху, картине «Последний киносеанс», и выпустил режиссёрскую версию этого фильма. С тех пор эта версия стала единственной доступной версией фильма.

Богданович снял ещё два художественных фильма в 1992 и 1993 годах, но их кассовый провал не позволял Богдановичу выйти на большой экран в течение нескольких лет после этого. Первый, «Безумные подмостки», снятый по пьесе Майкла Фрейна, впоследствии стал культовым, в то время как второй, «То, что называют любовью», известен больше тем, что в нём последнюю роль перед смертью сыграл Ривер Феникс.

Богданович, используя свои энциклопедические знания по истории кинематографа, написал несколько книг, пользовавшихся успехом у критиков, включая книгу «Кинонеделя Питера Богдановича», в которой Питер написал про 52 своих любимых фильма, «Кто, черт возьми, это снял: беседы с легендарными режиссёрами» и «Кто, черт побери, там снялся: беседы с легендарными актёрами Голливуда».

В 2001 году Богданович снял фильм «Смерть в Голливуде», который не вызвал особого энтузиазма у критиков и совсем немного собрал в кинотеатрах. Фильм рассказывает о странном событии, когда во время круиза на яхте всемогущего медиа-магната Уильяма Рэндольфа Херста был убит знаменитый продюсер и режиссёр Томас Инс. Богданович говорил, что он услышал эту историю от Орсона Уэллса, который в свою очередь сказал, что он услышал это от Чарльза Ледерера[3].

В дополнение к постановке нескольких телевизионных фильмов, Богданович вернулся к актёрской деятельности, периодически исполняя роль психотерапевта Доктора Дженнифер Мэлфи на кабельном телевидении в сериале «Клан Сопрано». Также Питер снял шестой эпизод пятого сезона, который назывался «Sentimental Education» и вышел на экраны 11 апреля 2004 года. Работу на телевидении он продолжил тем, что озвучил врача Барта Симпсона в одном из эпизодов «Симпсонов».

Богданович работал ведущим программы «The Essentials» на телеканале Turner Classic Movies, но был заменён в мае 2006 года ведущим Робертом Озборном и кинокритиком Молли Хэскеллом. Также Питер часто появлялся в официальном представлении фильмов на DVD Criterion Collection. У него также была роль второго плана в телевизионном сериале «Развал».

В 2006 году он вёл на телевидении программу «Золотой век кино Питера Богдановича». Также завёл свой блог в интернете. Затем появился в роли самого себя в документальном фильме «Wanderlust».

В 2007 году «Международная Федерация Фильмотек» на Международном кинофестивале в Торонто вручила Богдановичу премию за выдающийся вклад в кинематограф. В том же году Ярослав Живов, канадский бизнесмен, предъявил Богдановичу судебный иск из-за нарушения условий договора. Живов утверждал, что Богданович взял $100 тыс. как плату за разрешение сыну Живова помогать Богдановичу в следующем фильме, но Питер не исполнил договорённости[4].

В 1998 году Национальный Комитет по охране фильмов библиотеки Конгресса США внёс «Последний киносеанс» в национальный реестр фильмов, куда вносят только культурно значимые картины.

Скончался Богданович 6 января 2022 года[5].

Фильмография

Год Русское название Оригинальное название Роль
1966 ф Дикие ангелы The Wild Angels сценарист, оператор, монтажёр, руководитель второй съёмочной группы, актёр (один из байкеров, в титрах не указан)
1968 ф Мишени Targets режиссёр, сценарист, продюсер, монтажёр, актёр (Сэмми Майклз, режиссёр)
1968 ф Путешествие на планету доисторических женщин Voyage to the Planet of Prehistoric Women режиссёр, рассказчик
1971 ф Последний киносеанс The Last Picture Show режиссёр, сценарист, озвучка (DJ)
1971 ф Поставлено Джоном Фордом Directed by John Ford режиссёр, сценарист
1972 ф В чем дело, Док? What's Up, Doc? режиссёр, сценарист, продюсер
1972 ф Другая сторона ветра The Other Side of the Wind актёр (Брукс Оттерлэйк)
1973 ф Бумажная луна Paper Moon режиссёр, продюсер
1974 ф Дейзи Миллер Daisy Miller режиссёр, продюсер
1975 ф Наконец-то любовь At Long Last Love режиссёр, сценарист, продюсер
1976 ф Торговцы грёзами Nickelodeon режиссёр, сценарист
1979 ф Святой Джек Saint Jack режиссёр, сценарист, актёр (Эдди Шумэн)
1981 ф Все они смеялись They All Laughed режиссёр, сценарист, продюсер, актёр (диск-жокей, в титрах не указан)
1985 ф Маска Mask режиссёр
1988 ф Незаконно твой Illegally Yours режиссёр, продюсер
1990 ф Техасвилль Texasville режиссёр, сценарист, сопродюсер
1992 ф Безумные подмостки Noises Off... режиссёр, исполнительный продюсер
1993 ф То, что называют любовью Thing Called Love режиссёр
1994 с Ожившие полотна Picture Windows режиссёр
1996 тф Учителю с любовью 2 To Sir, with Love II режиссёр
1997 тф Спасатели: Истории мужества Rescuers: Stories of Courage: Two Women режиссёр
1997 ф Мистер Ревность Mr. Jealousy актёр (доктор Говард Поук)
1997 тф Крёстная мать Bella Mafia актёр (Вито Гианкамо)
1998 тф Жестокий город 2: Рождественский убийца Naked City: A Killer Christmas режиссёр
1998 ф Студия 54 54 актёр (Шэф Элэйн)
1999 тф Чудесное превращение A Saintly Switch режиссёр
1999 ф Скоро Coming Soon актёр (Бартоломью)
2000 тф Порнушка Rated X актёр (профессор киноискусств)
2001 ф Смерть в Голливуде The Cat's Meow режиссёр
2001 ф Фестиваль в Каннах Festival in Cannes актёр (Мило)
2004 тф Загадка Натали Вуд Mystery of Natalie Wood режиссёр
2004 тф Суета Hustle режиссёр
2004 с Клан Сопрано The Sopranos режиссёр эпизода «Sentimental Education» (5 сезон, 6 эпизод, 11 апреля 2004 года), актёр (доктор Эллиот Купферберг - психотерапевт доктора Дженнифер Мэлфи)
2006 с Развал Out of Order актёр (Зак)
2006 ф Дурная слава Infamous актёр (Бенэтт Керф)
2007 ф Том Петти и The Heartbreakers: В погоне за мечтой Tom Petty and The Heartbreakers: Runnin' Down a Dream режиссёр
2007 ф Посвящение Dedication актёр (Роджер Спэйд)
2007 ф Любовь со словарём Broken English актёр (Ирвин Мэнн)
2007 ф Дьюкс The Dukes актёр (Лоу)
2007 ф Пятый пациент The Fifth Patient актёр (Эдвард Бирани)
2009 с Как я встретил вашу маму How I met your mother (5 сезон, 22 эпизод), актёр (играет самого себя)
2010 ф Безудержная Abandoned актёр (доктор Маркус Бенсли)
2010 с Риццоли и Айлс Rizzoli & Isles актёр (Арнольд Уистлер)
2012 ф Целитель The Between актёр (мужчина)
2013 ф Пасадина Pasadena актёр (Поппи)
2013 ф Слишком поздно Too Late актёр (Горди)
2013 ф Ты здесь You Are Here актёр (судья Харлан Плат)
2014 с Хорошая жена, эпизод «Давид и Голиаф» The Good Wife (2014, TV) «Goliath and David» (5 сезон, 11 эпизод), актёр (играет самого себя)
2014 ф Мисс Переполох She's Funny That Way режиссёр,сценарист

Книги

  • «Кино Орсона Уэллса» (1961)
  • «Кино Говарда Хоукса» (1962)
  • «Кино Альфреда Хичкока» (1963)
  • «Джон Форд» (1967; переиздание 1978)
  • «Фриц Ланг в Америке» (1969)
  • «Аллан Дван: последний пионер» (1970)
  • «Осколки времени» (1973; переиздание 1985)
  • «Убийство Единорога — Дороти Страттэн 1960—1980». William Morrow and Company, 1984. ISBN 0-688-01611-1
  • «Это Орсон Уэллс». HarperPerennial, 1992. ISBN 0-06-092439-X
  • «Минута с мисс Гиш». Santa Barbara: Santa Teresa Press, 1995. WorldCat
  • «Какой дьявол сделал это: беседы с легендарными режиссёрами». Alfred A. Knopf, 1997. ISBN 0-679-44706-7
  • «Кинонеделя Питера Богдановича» (1999)
  • «Какой это ад: беседы с легендарными актёрами Голливуда». Alfred A. Knopf, 2004. ISBN 0-375-40010-9

Награды

Перечислены наиболее значительные награды и номинации[6].

Номинации

Примечания

  1. Голливуд: новое начало. Поколения, режиссеры, фильмы ‒ смена ценностей и приоритетов (рус.), Искусство кино. Архивировано 16 августа 2017 года. Дата обращения 16 августа 2017.
  2. "What They Learned From Roger Corman" (англ.). Beverly Gray, Moviemaker Magazine (Весна 2001). Дата обращения: 20 ноября 2009. Архивировано 11 апреля 2012 года.
  3. Peter Bogdanovich on completing ORSON WELLES long awaited THE OTHER SIDE OF THE WIND for Showtime (англ.). Lawrence French (14 марта 2008). Дата обращения: 21 ноября 2009. Архивировано 11 апреля 2012 года.
  4. Director's "Cut" Was $100,000 (англ.). thesmokinggun.com (16 марта 2007). Дата обращения: 21 ноября 2009. Архивировано 11 апреля 2012 года.
  5. Умер классик американского кино, режиссёр Питер Богданович. Дата обращения: 6 января 2022. Архивировано 6 января 2022 года.
  6. Awards for Peter Bogdanovich (англ.). IMDb. Дата обращения: 22 ноября 2009. Архивировано 11 апреля 2012 года.

Ссылки