Перейти к содержанию

Паремийник

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Паримейник»)
Паремийник
Страна
Паремейник, устав, в два столбца, конец XIII века. Рукопись № 4. Троице-Сергиева лавра

Пареми́йник (пареме́йник, паремийник, ст.‑слав. парємиꙗ, паримиꙗ, парамиꙗ, парьмиꙗ, от др.-греч. παροιμία — притча) — богослужебная книга, используемая в Православной церкви и содержащая в себе паремии.

По мнению епископа Макария (Булгакова), книга уже существовала на старославянском языке во второй половине IX века, во времена Кирилла и Мефодия. При этом Булгаков ссылается на письмо папы римского Иоанна VIII ко князю Великой Моравии Святополку: «Ничто не препятствует ни здравой вере, ни здравому учению петь литургию на языке славянском или читать святое Евангелие или божественные чтения из Нового и Ветхого Завета»[1].

В Древней Руси паремийники составлялись для богослужения, но нередко употреблялись и в домашнем чтении, по этой причине в паремийниках часто встречаются различные приписки писцов. Один из древнейших списков славянского паремийника и самый ранний из сохранившихся датированный список — это Захариинский паремийник[2]. Рукопись названа по имени первого писца — Захарии, который оставил записи на листе 58 (на полях), 73г (в конце столбца) и 233 об. (на нижнем поле), на листе 73г — с датой (6779-е лето «от сотворения мира» = 1271 год «от Рождества Христова»).

В паремийнике 1348 года, хранившемся в синодальной типографской библиотеке, под 24 июля помещены два чтения о Борисе и Глебе.

Сохранившееся рукописи паремийников восходят к XII веку; большинство из них — русского извода, «Григоровичев (Хилиндарский) Паремийник» — болгарского извода, XII или XIII века, изданный Романом Брандтом, с вариантами из других паремийников в «Чтениях Московского Общества Истории и Древностей России» в 1894 году. «Паримийник, си есть собрание паримий на все лето» (книги I—II) издан в Санкт-Петербурге в 1890—1893 годах. То же издание одновременно вышло и на греческом языке.

Рукописные паремийники получили у исследователей свои названия — Лобковский, Сковородкинский и так далее.

Примечания

  1. Отдел 2. История Христианства собственно в Царстве Русском до происхождения Русской Церкви при равноапостольном князе Владимире. Введение // История христианства в России до равноапостольнаго князя Владимира, как введение в историю русской церкви / Соч. архимандрита Макария, инспектора и проф. богословских наук в С.-Петербургской духовной акад. — СПб.: в Тип. военно-учебных заведений, 1846. — XII, 421, III, [1] с.
  2. РНБ, Q.п. I.13, 1271 г.

Ссылки