Пабст, Павел Августович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Пабст, Пауль»)
Павел Августович Пабст
Пабст в 1895 году. Фотография подписана Елене Александровне Бекман-ЩербинеПабст в 1895 году. Фотография подписана Елене Александровне Бекман-Щербине
Основная информация
Имя при рождении Христиан Георг Пауль Пабст
Дата рождения 27 мая 1854(1854-05-27)
Место рождения Кёнигсберг, Германия
Дата смерти 9 июня 1897(1897-06-09) (43 года)
Место смерти Москва, Российская империя
Страна Российская империя
Профессии композитор, пианист, педагог
Инструменты Фортепиано

Па́вел А́вгустович Пабст (при рождении Христиан Георг Пауль Пабст[1], нем. Christian Georg Paul Pabst; 27 мая 1854, Кёнигсберг ― 9 июня 1897, Москва) ― немецко-российский пианист, фортепианный педагог и композитор. Сын композитора Августа Пабста (18111885), впоследствии директора Рижской консерватории; брат Луи Пабста (18461903), музыкального педагога, основателя Мельбурнской академии музыки.

Биография

Учился музыке у своего отца, затем в Венской академии музыки у Антона Доора. С 1875 года преподавал в Риге. В 1878 году приехал в Россию и до самой смерти преподавал в Московской консерватории. С 1881 года профессор. Среди его учеников Константин Николаевич Игумнов, Александр Борисович Гольденвейзер, Александр Фёдорович Гедике, Елена Александровна Бекман-Щербина, Николай Карлович Метнер, Георгий Эдуардович Конюс, Арсений Николаевич Корещенко, М. С. Керзина и другие. «Огромный, тяжёлый тевтон с бульдогообразным лицом (его фигура наводила страх, а между тем это был добрейший человек!» — вспоминал о Пабсте учившийся в этот период в консерватории Михаил Букиник[2].

Пабст также сам выступал как пианист, прославившись исполнением музыки Роберта Шумана и Ференца Листа[3]. Исполнял он и собственные сочинения, в частности фантазии на темы из опер Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа» и балета «Спящая красавица». С Чайковским Пабста связывали дружеские отношения, считается [кем?], что Пабст редактировал некоторые его фортепианные сочинения, в том числе партию фортепиано в Первом концерте; Чайковский посвятил Пабсту концертный полонез из восемнадцати пьес для фортепиано, оп. 72 (1893). Пабсту также посвящены семь фортепианных пьес, оп. 10 Сергея Васильевича Рахманинова (1894).

Умер в 1897 году. Похоронен на Введенском кладбище (6 уч.).

Фантазии и транскрипции Пабста входили в исполнительский репертуар Сергея Рахманинова, Александра Зилоти, Константина Игумнова, Владимира Софроницкого и других выдающихся пианистов, одну из них записал в 1940-е годы Григорий Гинзбург. Также среди сочинений Пабста фортепианное трио и концерт для фортепиано с оркестром (1885), посвящённый Антону Григорьевичу Рубинштейну и впервые исполненный автором с оркестром под управлением Рубинштейна. После более чем ста лет забвения этот концерт был вновь исполнен в 2005 году греческим пианистом Панайотисом Трохопулосом и оркестром под управлением британского дирижёра Мариуса Стравинского[4]; в дальнейшем его также записал Олег Маршев.

Примечания

  1. Мемориальный сайт Архивная копия от 10 сентября 2017 на Wayback Machine (англ.)
  2. М. Е. Букиник. Молодой Рахманинов Архивная копия от 15 июля 2009 на Wayback Machine // Воспоминания о Рахманинове. Составление, редакция, комментарии и предисловие З. Апетян: В 2 т. — М.: Музыка, 1974. — Ч. 2. — С. 217.
  3. Г. Головатая. Шедевр фортепианной транскрипции (недоступная ссылка) // Музыкант-классик / Musician-classic. — 2007. — N 4. — С. 19-21.
  4. Фестивалът «Софийско музикално лято» отбелязва годишнини на Бетовен и Брамс Архивная копия от 23 октября 2007 на Wayback Machine // ИА БТА, 16 июля 2007.  (болг.)

Литература

Ссылки