Умар ибн Абдул-Азиз
Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка. |
Умар II ибн Абдул-Азиз | |
---|---|
араб. عمر الثاني بن عبد العزيز | |
22 сентября 717 — 4 февраля 720 | |
Предшественник | Сулейман |
Преемник | Язид II |
Личная информация | |
Прозвище | 5-й Праведный халиф |
Место рождения | Медина, Омейядский халифат |
Место смерти | Калъат-Симъан, Мааррат-эн-Нууман, Сирия |
Род, династия | Омейяды |
Религия | ислам |
Течение, школа | суннизм |
Дети | Абдул-Малик, Абдуллах и Абдул-Азиз |
Содержимое этой статьи нуждается в чистке. |
Эта статья или раздел нуждается в переработке. |
Проверить информацию. |
Ума́р ибн Абду́л-Ази́з ибн Марва́н аль-Умави́ аль-Кураши́, известный как Умар II (араб. عمر بن عبد العزيز بن مروان الأموي القرشي; 2 ноября 681, Медина, Хиджаз — 5 февраля 720, Мааррат-эн-Нууман, Сирия) — омейядский халиф правивший в 717—720 годах. За годы своего правления сумел убедить многих в том, что его власть руководствуется Кораном и сунной пророка Мухаммеда, заслужив у мусульман единодушное признание и титул Праведного халифа[1].
Биография
Родился 2 ноября 681 года в Медине. Будущий сыном Абдул-Азиза, младшего брата халифа Абдул-Малика, т. е. двоюродным братом Сулеймана, Умар совершенно не готовился к правлению. Халифом он стал совершенно неожиданно для себя, когда в сентябре 717 года тяжело заболел Сулейман, старший сын которого недавно умер, а младший находился в походе на Византию, и не было известно, выживет ли он. Сулейман не решился передать власть своим братьям, с которыми находился в не очень хороших отношениях, а потому утвердил нейтральную кандидатуру — своего двоюродного брата Умара. Все военачальники, присутствовавшие у смертного одра действующего халифа, одобрили данное решение.
Внешне Умар был красив: смуглый человек с изящными чертами лица, носящий пышную бороду. Обучаясь с детства у самых известных учёных, он получил блестящее религиозное образование, а так же с ранних лет был очень богобоязненным. Будучи подростком, Умар часто плакал. А когда мать спрашивала его, почему он плачет, он отвечал, что думает о смерти и Судном дне. Несмотря на своё богатство, он славился скромностью и неприхотливостью.
В 26 лет он был назначен наместником Медины, Мекки и Тайфа. За шесть лет правления он проделал огромную работу: были проложены новые дороги, прорыты каналы и колодцы для сельскохозяйственных работ. Покинув должность наместника, Умар служил простым солдатом в армии халифата. В это время его дядя Сулейман ибн Абдул-Малик, правитель халифата, чувствуя приближение смерти, решил завещать власть своему двоюродному брату. Опасаясь, что Умар откажется от власти, халиф скрыл от него своё завещание. Когда после смерти халифа Сулеймана, при большом стечении народа было оглашено завещание, Умар отказался принимать эту должность и захотел отказаться от власти, однако все присутствующие единогласно присягнули новому халифу. Умар продолжил ряд праведных халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана, Али и Хасана ибн Али. Он стал правителем огромной державы, раскинувшейся от восточной части Азии до юга Европы.
Умар пригласил к себе трёх учёных аскетов и попросил совета. Учёный по имени Салим сказал: «Если ты желаешь спасения, то соблюдай пост и воздержание по отношению ко всем мирским прелестям и красотам, и пусть лишь смерть явится твоим разговением». Второй, по имени ибн Кааб, сказал: «Если ты желаешь спастись от наказания Всевышнего Аллаха, то пускай старший из мусульман будет тебе словно отец, средний — словно брат, а младший — словно твой ребёнок. Почитай же своего отца, уважай своего брата и жалей своего ребёнка». Третий же по имени Раджа сказал: «Если ты хочешь избежать Божьего наказания, то люби для людей то, что любишь для себя. И не желай для них того, чего не желаешь себе. А после можешь умирать. Это мой совет. Воистину, я сильно встревожен за тебя относительно того дня, когда трудно будет устоять».
Все данные советы являются словами пророка Мухаммеда ﷺ.
Все события его правления описываются классическими арабскими историками в двух параллельных линиях: военно-политической и духовно-аскетичной. Датировка событий его правления во всех источниках от ранних Халифы и Якуби до поздних Ибн Джарир ат-Табари и Ибн Асам аль-Куфи существует лишь в пределах года хиджры, а потому имеются сложности с соотношением порядка событий его правления.
Правление
Умар стал правителем огромной державы, включавшей в себя Аравию, Египет, Северную Африку, земли нынешнего Пакистана, Афганистана, Средней Азии, Иран, Ирак, Закавказье и Испанию совершенно неожиданно для себя. Халифат вёл активную военную экспансию: арабы вторгались и в Северный Китай, и на Северный Кавказ, и на Юг Франции. Наместники вследствие сепаратных стремлений провинций и репрессивной политики ал-Валида и Сулеймана не были связаны с местными элитами, но всем были обязаны лично поставившему их халифу. Главными же для Халифата были две проблемы: во-первых, рост налогового гнёта порождал недовольство населения, перераставшее в мятежи (например — саботаж мавлей-моряков во время Второй осады Константинополя). Во-вторых, Халифат стал настолько большим, что количество не арабского населения сравнялось с количеством арабов вне Аравии. Отсутствие единства внутри арабского меньшинства являлось угрозой стабильности. Недосдатки в казну, мятежи и ереси закрепили у Умара представление о том, что он лично ответственен за возвращение мусульманской общины на путь истинный и обязан стать образцом идеального правителя.
Возвращение к нормам раннего ислама
Став халифом, Умар отказался от прежнего роскошного образа жизни. Он покинул великолепный дворец омейядов и пожертвовал своё огромное состояние в казну халифата. Весёлые застолья с поэтами, разговоры о женщинах и кулинарных изысках сменились степенными беседами о спасении души, на которых халиф делился своей скромной трапезой — хлебом с чечевицей и чесноком[2][3]. Жена халифа, Фатима, следуя примеру мужа, сдала в казну свои украшения. Апогеем самоотречения Умара б. Абдул-Азиза стал отказ от родовых поместий, которые, по его мнению, были незаконно приобретены его отцом и дедом, в том числе от земель в Хайбаре (подаренных Мухаммадом Фатиме и присвоенных Марваном б. ал-Хакамом). Эти поместья были возвращены законным владельцам, проклятия в адрес Али были отменены[3][4][5].
Халиф ‘Умар уделял особое внимание нуждам народа. За время своего правления он починил старые колодцы и вырыл новые, а также проложил дороги и построил множество мечетей. Он восстанавливал справедливость, заставляя тех вельмож, которые раньше были у власти, возвращать в казну богатства, полученные незаконно. Он также вернул людям то, что у них незаконно забрали.
‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз не только справедливо управлял страной, но при этом он был практикующим учёным, хафизом, теологом и муджтахидом. Он был первым в общине Пророка муджаддидом (возобновителем), то есть учёным, который восстановил четкое следование основам Священного Кур’ана и Сунны.
Халиф ‘Умар ввел ряд хороших новшеств, которые подтвердили и поддержали другие мусульманские ученые. Например, он начал делать в мечетях михрабы — ниши в стене, указывающие направление для Намаза. В его время стали записывать и собирать Хадисы. А также халиф ‘Умар уделял огромное внимание распространению истинных знаний и поддержке других мусульманских ученых. Он побуждал и поощрял изучение Священного Кур`ана.
Этот человек был наделён большими способностями, обладал огромными знаниями, широким кругозором и глубоким пониманием. При этом он был очень богобоязненным и жил в соответствии с теми знаниями, которые имел. ‘Умар всегда уповал на Аллаха, много поклонялся Ему, был скромным, аскетичным, кающимся и покорным Создателю.
Правитель ‘Умар был непредвзятым, проницательным, правдивым, мудрым и боролся за восстановление справедливости. Он был ответственным, самокритичным и честным: он назначал работников, тщательно изучая их возможности и требования к работе.
Несмотря на поступления в то время огромных средств в казну, он не брал себе ни дирхама. Халиф отказался не только от дохода из казны, но и от многочисленной придворной армии слуг. Он оставил себе лишь один комплект одежды, которая от длительного ношения покрылась заплатками. Иногда халиф задерживался, дожидаясь пока высохнет выстиранная одежда.
Масляма ибн ‘Абдуль-Малик рассказывал, что когда правитель ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз сильно заболел, он пошёл навестить его и увидел, что рубаха правителя была нечистой. Тогда он сказал его жене Фатыме бинт ‘Абдуль-Малик: «Фатыма, постирайте рубаху Правителя верующих». Она ответила: «Ин ша`-Аллах, сделаем». Но когда он пришел навестить правителя в другой раз, то увидел, что его рубаха осталась такой, какой была. Тогда он обратился к его жене и сказал: «Фатыма, разве я не просил вас постирать рубашку Правителя мусульман?! Ведь люди навещают его!» Фатыма ответила: «Клянусь Аллахом, у него нет другой рубахи, чтобы поменять и постирать эту».
Известно также много других случаев, которые указывают на аскетизм халифа ‘Умара. Сам он говорил:
А также правитель ‘Умар постоянно повторял следующие строки, и его глаза наполнялись слезами:
Перед смертью ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз много раз повторял 83 Аят Суры «Аль-Касас»:
تِلْكَ الدَّارُ الآخِرَةُ نَجْعَلُهَا
لِلَّذِينَ لاَ يُرِيدُونَ عُلُوًّا فِي الْأَرْضِ
وَلاَ فَسَادًا وَالْعَاقِبَةُ لِلْمُتَّقِينَ
Перевод: «[Рай —] это последнее пристанище, уготованное тем, кто в земной жизни не стремился к высокому положению и власти и не делал зла. Воистину, за всё это богобоязненным будет райская жизнь».
Умар показательно сместил с должности главу казначейства Египта, Усаму б. Зайда, «за излишнюю жестокость», в том числе — за отрубание рук невыполнившим его распоряжения. Показательно было то, что его не просто сместили, но приговорили к заключению в тюрьму в цепях, которые снимали только на время молитвы. В таком виде Усаму держали сначала год в тюрьмах Египта, а потом — ещё по году в тюрьме каждого округа (джунда) Сирии. Смещён был и наместник Абдалмалик б. Рифа'. По аналогичной причине был смещён наместник Ифрикийи Йазид б. Абу Муслим. Смещение Йазида б. ал-Мухаллаба, фактического правителя всей восточной половины Халифата, прошла куда сложнее. Но не потому, что Умар решил разделить этот огромный региона между несколькими наместниками. Следствием политики ал-Валида и Сулеймана назначения наместников, всем обязанных лично халифу, стало то, что Йазид ничем не был обязан Усману и отдавать деньги и дворцы совершенно не желал. Чтобы не допустить военных столкновений, был разыгран целый спектакль: Йазида пригласили на встречу в Басру, однако на полпути «случайно обнаружилось», что в Ма’киле уже стоит галера с послом Ади б. Артом. Йазид, путешествовавший по своим владениям без большого войска, не смог отказаться от предложения взойти на борт галеры посланца халифа. Там ему было предъявлено извещение о лишении поста и требование выплатить все долги. Поскольку Йазида уже не раз арестовывали и пытали по приказу ал-Хаджжаджа, новые угрозы не пугали его. Из опасений побега или помощи местных войск могущественного экс-наместника конвоировали по Евфрату с последующей депортацией в Дамаск. Но Йазид, уже глубокий старик, не признавал долгов. Речь шла о миллионах дирхемов[6].
Наиболее подробно описана борьба Умара за чистоту ислама — борьба с теми, кто искажал в его представлении нормы, установленные Пророком и первыми двумя халифами. Все распоряжения Умара носили точечный характер, к каждому наместнику халиф обращался с отдельными посланиями. Именно в правление Умара Ибн Абдул-Азиза на государственном уровне зазвучали приказы «следовать Корану и сунне Пророка», запреты играть на музыкальных инструментах (особенно — на свадьбах), запреты оплакивать мёртвых и ряд иных, менее важных, но крайне строгих запретов[7]. Из религиозных постановлений вытекали и экономические, наиболее известны из них следующие:
- запрет наместнику отрубать руки должнику и распинать преступников без разрешения халифа;
- запрет вводить новые (не прописанные в Коране) налоги;
- запрет устанавливать единый харадж для земель с разным плодородием;
- запрет собирать харадж разновесными монетами.
В продолжение той же практики возрождения норм раннего ислама:
- была восстановлена налоговая неприкосновенность духовенства и религиозных учреждений;
- христианам и иудеям как людям Писания было разрешено составлять завещания в пользу единоверцев;
- незаконно захваченных в плен иностранцев возвращали на родину[8][9].
Постановления Умара доходили до мелочей: был установлен предельный вес верблюжьего вьюка, запрещено бить животных кнутом с металлическим наконечником, запрещено сажать по берегам Нила деревья (чтобы не мешали тянуть суда бечевой), запрещено писать документы размашисто (в целях экономии папируса)[10].
Отдельно стоит вопрос о благотворительности Умара: ранние историки Халифа и Якуби описывают это скупо (увеличение выплат на 10 дирхемов, содержание столичного лепрозория времён ал-Валида, ремонты дорог времён ал-Валида). Но поздние постепенно повышают планку благотворительности. Если не слишком поздние историки ат-Табари и ал-Куфи указывают на приказ халифа прощать долги нищим и разорившимся, а также на своеобразные приёмы в стиле «дня открытых дверей» у халифа, то более поздние учёные возводят благотворительность Умара в абсолют. Долги всех жителей Халифата гасились из специального фонда, созданного лично Усманом, нищих не осталось вовсе. Чиновничий произвол исчез совершенно, а всякий обиженный мог лично и в любой день прийти на приём к Умару — и халиф внимательно выслушивал все жалобы такого свойства. Как и при описании Праведных халифов, здесь традиционные арабские средневековые историки восхваляют «праведного правителя» в явно гипертрофированном виде. Умар б. Абдул ал-Азиз был благочестив и набожен, однако строго в рамках VIII в. н. э.
Военные действия
В начале лета 719 г. н. э. Умар отозвал войско, осаждавшее Константинополь последние два года. Война с Империей перешла в привычные рамки летних рейдов на вражескую территорию с последующим уходом на зимовку в земли Халифата. Ситуация в Мавераннахре после завершения завоеваний Кутайбы оставалась стабильной: походов не предпринималось, если не считать таковыми отдельные экспедиции против местечковых правителей оазисов, временами отказывавшимися платить дань.
Через два года Умар умер в возрасте 40 лет. По одной из основных версий, халифа отравили его приближенные из рода Омейядов. Пуританский образ жизни халифа, его щепетильное отношение к казне и реформы мешали их алчности.
Оппозиция
В Хорасане с 100 г. х. началось создание подпольных ячеек аббасидов под руководством Мухаммада б. Али и Букайра б. Махана. Пропаганда среди населения — даже внутри Мервского оазиса и самого Мерва — выглядела обычными разговорами недовольных поселян. Но именно в это время был заложен фундамент будущих аббасидских восстаний.
Открытая оппозиция Умаййадам, хариджиты, действовали напрямую. В том же 100 г. х. на севере Ирака выступила группа из 80 человек под командованием Бистама б. Мурры аш-Шаузаба. Конфликт приобретал конфузный характер: требования следовать Книге и сунне Пророка выдвигала и власть в лице Умара, и оппозиция в лице хариджитов. Умар пошёл на переговоры. Но здесь обнаружилось коренное противоречие. Халифы всегда считали, что любое восстание есть нарушение заветов Пророка и что халифом может быть только выходец из курайшитов. В то время как любой вождь даже самого крошечного отряда хариджитов начинал именовать себя амиром верующих и неизменно называл любого Умайада узурпатором и тираном. Переговоры с любой оппозицией зашли в тупик. Поскольку же Умар б. Абдул ал-Азиз позиционировал себя как праведного халифа, представители оппозиции утратили надежду на мирное разрешение конфликта.
Смерть и передача власти
Состояние здоровья халифа последние годы ухудшалось. От любой пищи (особенно от чечевицы) начинались резкие боли в животе. Умар стал терять в весе, цвет лица посерел. Вероятно, 36-летнего халифа съедал рак. Предчувствуя смерть, Умар перебрался в монастырь Симеона Столпника (Дейр Сим’ан) и выкупил небольшой участок для могилы. Халиф умер 1 раджаба 101 года хиджры (17.01.720 г. н. э.). Перед смертью он попросил присутствующих сесть рядом. После молитвы и покаяния он куда-то пристально посмотрел. Люди сказали ему: «О, повелитель правоверных, твой взгляд суров». «Я вижу присутствующих здесь, но это не люди и не джинны», — и с этими словами испустил дух.
Примечания
- ↑ Ханников А. А. Ислам. — 2014. — С. 84. Архивная копия от 5 февраля 2015 на Wayback Machine
- ↑ ал-Куфи. Книга завоеваний, т.7. — С. 310.
- ↑ 3,0 3,1 О.Г.Большаков. История Халифата, т.4: апогей и падение. — Москва: "Восточная литература" РАН, 2010. — С. 140.
- ↑ Йакуби. История, т.2. — С. 367.
- ↑ ибн Са'д. т.5. — С. 249.
- ↑ Йакуби. История, т.2. — С. 362.
- ↑ О.Г. Большаков. История Халифата, т.4: апогей и падение. — Москва: "Восточная литература" РАН, 2010. — С. 142.
- ↑ ибн Са'ид. т.5. — С. 251, 262, 280.
- ↑ Йакуби. История, т.2. — С. 336.
- ↑ Абу Джафар Мухаммад ибн Джирар ат-Табари. История пророков и царей, т.2. — С. 1370.
Литература
- Умар ибн Абдул-Азиз на «Родоводе». Дерево предков и потомков
- Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннем средневековье. М., 1965.
- https://web.archive.org/web/20110317172205/http://crimean.org/islam/meshur.asp?id=16