Нисида, Китаро
Китаро Нисида | |
---|---|
西田 幾多郎 | |
Дата рождения | 19 мая 1870 |
Место рождения | Кахоку, Япония |
Дата смерти | 7 июня 1945 (75 лет) |
Место смерти | Камакура, Япония |
Период | Философия XX века |
Основные интересы | дзэн-буддизм, этика |
Значительные идеи | абсолютное небытие, логика басё |
Китаро Нисида (яп. 西田 幾多郎 Нисида Китаро:, 19 мая 1870, Кахоку, Япония — 7 июня 1945, Камакура, Япония) — японский философ, основатель киотоской школы.
Биография
В 1894 году окончил Токийский университет по специальности «Философия».
С 1896 по 1904 год практиковал дзэн в нескольких дзэнских монастырях как ученик-мирянин. В 1903 году дзэн-мастер Риндзай Кодзю Сотаку подтвердил, что Китаро Нисида достиг первоначального сатори (кэнсё)[1].
В 1899 году он был определён профессором Четвертой высшей школы в Исикава. Позднее стал профессором философии в Киотском университете.
В 1927 году он ушёл на покой. В 1940 году был награждён Орденом культуры.
Умер от почечной инфекции.
Философия
Китаро Нисида оказал значительное влияние на становление современной японской философии. Его попытка сочетания западной методики и терминологии с восточными идеями до сегодняшнего дня является актуальной. В западноевропейской философии на его мировоззрение повлияла немецкая классическая философия и феноменология Гуссерля, близко апофатическое богословие Мейстера Экхарта, Эриугены, Николая Кузанского. Из современных направлений его взгляды наиболее близки к экзистенциализму.
Нисида был убеждён, что на пути к истине необходимо совместное рассмотрение вопросов философии и религии, в качестве примера указывал на индийскую и древнегреческую философии. Оригинальная философия Нисиды включает идеи как дзэн-буддизма, так и западной мысли. Согласно его концепции (логика басё) противоположность объективного и субъективного преодолевается особым способом осознания себя, своеобразной борьбе противоположностей, которая, в отличие от диалектики Гегеля, не разрешается их синтезом, но скорее определяет свойство субъекта к удержанию внутреннего конфликта, к охвату противоположных полюсов и перспектив. Также он доказывал отличие западной философии от восточной наличием в последней идеи небытия, которую истолковывает с позиции дзэн-буддизма как всеохватывающий универсум.
Одним из ключевых понятий философии Нисиды является самопостижение (дзикаку, 自覚). Оно достигается с помощью взаимодействия интуиции (тёккан, 直観) и рефлексии (хансэй, 反省).
Труды Китаро Нисиды
- Дзэнсю (Полное собрание сочинений), т. 1—18, Токио, 1947—53.
- Исследование блага (Дзэн-но кэнкю - 1911)
- Интуиция и рефлексия в самопостижении (Дзикаку ни окэру тёккан то хансэй - 1917)
Примечания
- ↑ Карелова, 2017, с. 17.
Литература
- Карелова Л. Б. Ключевые мировоззренческие проблемы в японской философии XX века (историко-философские очерки) / Отв. ред. С. В. Чугров. — М.: ИФ РАН, 2017. — 163 с. — ISBN 978-5-9540-0325-3.
- Козловский Ю. Б. Нисида Китаро // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Козловский Ю. Б. Основной вопрос философии в трактовке японского буржуазного философа Нисида Китаро. // Философские науки. — 1963. — № 2.
- Безруков И. В. Архивированная копия . Дата обращения: 25 декабря 2010. Архивировано 2 октября 2015 года.. Нисида Китаро: сравнительный анализ японской и западной философии автореферат дис. … кандидата философских наук : 09.00.03 / Безруков Иван Вячеславович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. — Санкт-Петербург, 2010. — 23 с.
- Солонин К. Ю. Хайдеггер и японская философия / Нисида Китаро Архивная копия от 26 декабря 2010 на Wayback Machine
- Михалёв А. А. Проблемы культуры в японской философии. К. Нисида и Т. Вацудзи. — М.: ИФ РАН, 2010. — 77 с.
- Хироюки Хориэ. "Некоторые параллели представлений о всеединой структуре бытия во взглядах Вл. Соловьева и японского философа К. Нисиды" // Соловьевские исследования, no. 1 (8), 2004, pp. 201-221.
Ссылки
- Нисида Китаро Архивная копия от 4 декабря 2010 на Wayback Machine — статья в Стенфордской философской энциклопедии (англ.)
- Нисида Китаро. Эссе Толкование красоты Архивная копия от 7 декабря 2008 на Wayback Machine