Ниоба
Ниоба |
---|
Нио́ба (Ниобе́я; др.-греч. Νιόβη, лат. Niobe) — в древнегреческой мифологии[1] дочь Тантала и Дионы[2] (либо Эврианассы), либо дочь Тайгеты[3], сестра Пелопа, супруга фиванского царя Амфиона. По Гомеру, у неё было шесть сыновей и шесть дочерей[4]. По Гесиоду — десять и десять[5]. В честь Ниобы названы: в 1844 году Генрихом Розе за своё сходство с танталом химический элемент ниобий (открытый в 1801 году); астероид (71) Ниоба, открытый в 1861 году; равнина Ниобы на Венере; дневная бабочка из семейства нимфалид Перламутровка ниоба.
Биография
Родилась от союза Тантала и Дионы (в других источниках — Эврианассы или Тайгеты). Стала женой фиванского царя Амфиона. В браке родила 7 сыновей и 7 дочерей[6] (по Гесиоду, 10 сыновей и 10 дочерей либо 9 и 10[7]; по Гомеру — 6 сыновей и 6 дочерей[4][8], то же у Ферекида[9]; по Гелланику — 4 сына и 3 дочери (схолиаст к Еврипиду), по Геродору — 2 сына и 3 дочери (Аполлодор); по Ласу — 7 и 7[10], по Алкману всего 10[10], по Сапфо 9 сыновей и 9 дочерей[11], по Мимнерму и Пиндару — 20[10], по Вакхилиду — 10 сыновей и 10 дочерей[12]; также про них писали Гелланик и Ксанф, a Овидий называет имена 7 сыновей Ниобы, но не имена 7 дочерей)[13].
По легенде, Ниоба была близкой подругой Лето[14]. Однажды Ниобея возгордилась своими детьми — Ниобидами — и вздумала сравниться с Лето, у которой были лишь двое детей (Аполлон и Артемида). Дочь Тантала cтала говорить, что она плодовитее богини Лето, и та разгневалась[15]. По другой версии, Ниоба стала говорить, что её дети были прекраснейшими из людей[16].
Раздражённая высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей обидчицы. Артемида умертвила всех дочерей Ниобы в её собственном доме, а сыновей, охотившихся на склонах Киферона, убил Аполлон. Согласно некоторым авторам, ещё 1 сын и 1 дочь спаслись. В другой трактовке сыновья были убиты, охотясь на Сипиле, а дочери — во дворце (спаслась только Хлоридa)[2].
Девять дней лежали они непогребённые. Hаконец на десятый были преданы земле богами, так как Зевс обратил сердца людей в камень. После смерти детей Ниоба пришла в Сипил[17] к своему отцу Танталу и там, взмолившись богам, превратилась в камень[18], из которого днём и ночью струятся слёзы[19]. По версии Гомерa, в камень были превращены и другие люди, так что некому было похоронить детей Ниобы.
По версии мифа, принятой Овидием[20], Ниоба после обращения в камень была унесена вихрем на родной Сипил, где каменное изваяние её срослось с вершиной Фригийской горы. Ещё в древности объясняли этот миф тем, что вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении[21].
Греческий географ Павсаний вспоминал:
Эту Ниобу я и сам видел, поднявшись на гору Сипил; вблизи — это крутая скала, и стоящему перед ней она не показывает никакого облика женщины … если же встать дальше, то покажется, что ты совершенно ясно видишь плачущую женщину[22].
Могильные памятники детей Амфиона показывали в Фивах (отдельно сыновей от дочерей), а также золу от их погребального костра[23]. По одной из версий, Ниоба поставила на могиле детей своё каменное изваяние[24].
Образ в искусстве
- В изобразительном творчестве
Судьба Ниобы и её детей была одной из любимых тем античного искусства. Hапример, в музее Уффици во Флоренции находится известная группа Ниобид; в Ватикане — «Убегающая дочь Ниобы»; в Дрездене и Мюнхене — две фигуры убитых сыновей. Части группы, хранящиеся в Уффици, изображают Ниобу с припавшей к ней дочерью, шесть сыновей, трёх дочерей и педагога. Bся же группа состояла, по всей вероятности, из 16 фигур: 8 мужских и 8 женских. Историки искусства ещё не пришли к окончательному заключению относительно того, кому из греческих скульпторов принадлежал оригинал, повторением которого являются дошедшие до нас фигуры Ниобид — Праксителю или Скопасу.
В Эрмитаже хранится фриз, на котором изображены Ниоба и ниобиды, а также барельеф «Гибель ниобид». В Павловском парке, в центральной части района Старая Сильвия, располагаются бронзовые скульптуры Ниобид, «убегающих» от Аполлона с луком.
- В литературе
Ниоба — действующее лицо трагедии Эсхила «Ниоба» (фр. 154—161 Радт)[25], трагедии Софокла «Ниоба» (фр. 441—448 Радт), Мелитона и неизвестного автора «Ниоба». Многие поэты пользовались сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку «Νιόβης πάθη», то есть «страдания Ниобы». С Ниобеей сравнивается героиня романа Владимира Жаботинского «Пятеро» — мать семьи Мильгром.
- В музыке
На сюжет написаны оперы Агостино Стеффани «Ниоба, царица фиванская» (1688) и Адрианы Хёльцки «Гибрис/Ниоба» (2008). Третья из «Шести метаморфоз по Овидию» Бенджамина Бриттена для гобоя соло (1951) посвящена Ниобе.
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991—1992. В 2 т. Т. 2. С. 222—223, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т. 2. С. 456
- ↑ 2,0 2,1 Гигин. Мифы 9
- ↑ Примечания В. Н. Ярхо в кн. Софокл. Драмы. М., 1990. С. 560
- ↑ 4,0 4,1 Гомер. Илиада XXIV 604
- ↑ Античные мифы и легенды. — С. 219—221.
- ↑ Еврипид. Кресфонт, фр. 455 Наук; Антипатр Сидонский. Эпиграмма 70 Пейдж; Сенека. Медея 955
- ↑ Гесиод. Перечень женщин, фр. 183 М.-У.; Элиан. Пёстрые рассказы XII 36
- ↑ Феодорид. Эпиграмма 18 Пейдж; Проперций. Элегии II 20, 8
- ↑ Схолии к Еврипиду. Финикиянки 159 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.20
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Элиан. Пёстрые рассказы XII 36
- ↑ Авл Геллий. Аттические ночи XX 70 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 20
- ↑ Вакхилид, фр. 20d Бласс
- ↑ Таблица всех детей Ниобы по разным источникам
- ↑ Сапфо, фр. 142 Лобель-Пейдж
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 74, 3; Ювенал. Сатиры VI 177
- ↑ Дион. Троянская речь 9
- ↑ Гомер. Илиада XXIV 602; Софокл. Антигона 823—833
- ↑ «Илиада», XXIV, 602—617
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 5, 6
- ↑ «Метаморфозы», VI, 146—312
- ↑ Павcаний, I, 25, 5
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 21, 3
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 16, 7; 17, 2
- ↑ Палефат. О невероятном 8
- ↑ Аристофан. Лягушки 912—920: «трагическая кукла»
Литература
- Ниоба // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.