Народное зодчество Белоруссии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Народное зодчество Беларуси»)

Национальное строительство Беларуси – понятие, условно объединяющее в себе две формы архитектурного творчества Беларуси: традиционную и «самодельную» (непрофессиональную) архитектуру. Традиционной архитектурой для Беларуси является так называемое деревянное зодчество. Деревянное зодчество имеет две основные конструктивные системы: бревенчатую и каркасную. В его основе сруб или амбар с двускатной или четырехскатной крышей соответственно.

Исследование

Первые этнографические работы, посвященные белорусской народной культуре, появились в конце 18-19 вв благодаря работе А. Мейера, И. Еремича, М. Никифоровский и др. В начале ХХ в. опубликованы более значительные работы — А. Харузина, И. Сербова, К. Машинский, Ч . Пяткевича, З. Глогера, З. Дмаховский, Н. Я. Лебедева .

В 1960-х и 70 -х как результат многолетних исследований являются работы советских этнографов Л. А. Молчанова , Э. Р. Соболенко , Я. Э. Блумквист , У. Гуркова, Ю. Иванова, Д. Супруна. Однако с художественной точки зрения народное творчество не рассматривается .

В 1980-х годах в ряде исследований белорусских архитекторов - Ю. Чантурий, У. Троцевский, С. Сергачева, Ю. Якимовича - значительное место отводится народной архитектуре .

Планировка и строительство сельских поселений

Формирование сельских поселений

Разработка планировочной структуры населенных пунктов

Крестьянская усадьба как ячейка поселения

Поозерье

Для Поозерья присущи хаотичная застройка поселений, но с подчинением определенным закономерностям, а также использование замкнутых и асимметричных приемов в объемно-планировочных решениях усадеб и отдельных построек, что гармонично соединяет архитектуру с природным окружением. Ощущается стремление объединить под одной крышей различные функции. Характерный скромные декоративные приемы. [1]

Архитектура

Объемно-планировочные решения

Архитектурная композиция

Конструктивные решения

На территории современной Беларуси сруб известен со II-III вв., когда он заменил более архаичную столбчатую структуру построек. А в X-XIII вв. лесозаготовительная техника стала преобладающей в Беларуси. В дальнейшем на основе сруба как планово-пространственной единицы сооружений в результате варьирования параметров самих сооружений и их завершения были изобретены разнообразные виды композиций: удлиненно-осевые, центрические и ярусные. Особенно это характерно для культовой архитектуры.

В Беларуси по традиции сруб делали открытым, его не обмазывали глиной и не штукатурили. Для утепления пазы между бревен могли закладываться мхом, или замазываться глиной. Уже в ХХ в. широкое распространение получила практика обшивки сруба снаружи.

Обычно первый венец сруба делали из крепкого дерева ( дуба ), которое можно было поставить просто на землю или на специальные блоки (стандарты) или камни по углам.

Детали и украшения

В 18 веке домовая резьба стала неотъемлемым элементом домов не только шляхты, но и зажиточных мещан. [2]

Крестьяне с глубокой древности применяли простейшие виды резьбы: зарубки на косяках дверей, консолях и т.д. [2]

Декоративные элементы в традиционном архитектуры широко начали применяться примерно с 19 века. Архитектурную резьбу стали использовать, вероятно, только после реформы 1861 года. [2] До этого в домах было пыльно, не было даже элементарных оконных и стенных украшений [3] .

Прогресс двигался в направлении от города к сельской местности. Именно в городах раньше появились сначала слюдяные, а затем и стеклянные окна, а также печные трубы [3] .

Самым первым объектом декораций стали опорные столбы и кронштейны, позже стали украшать резьбой щиты, вильчаки и другие конструктивные элементы [3] .

В Беларуси деревянный декор наиболее распространен на юге и востоке страны. По мере движения с востока на запад насыщенность его уменьшается, но увеличивается использование таких декоративных средств, как шалёвка, пластическая отделка конструкций, использование разноцветной краски, белил. [2]

Вильчаки и закрылки

Закрылины и вильчак

Вильчак появился как завершающий элемент стыка карнизов при строительстве двускатных крыш. самыми частыми мотивами являлись конские головы, коровьи рога, фигурки птиц (петухов, аистов) или змей, повернутых в разные стороны [3].

В конце 19-начале 20 веков вместо двойных волков стали появляться украшения, выпиленные из цельной доски. Зооморфные мотивы сменяются растительными и геометрическими орнаментами: стилизованным солнцем, цветам, трезубцем или стрелой — высоким остроконечным шпилем с вырезанными на нем различными округлыми украшениями. [2] Такие вильчаки широко распространены и по сей день [3] .

Сами закрылины также украшались фигурными вырезами, отверстиями и т. п. [3] .

Окна

Окна появились в широком употреблении в 19 веке и за относительно короткое время их убранство значительно изменилось. Их размеры увеличились со сменой пыльных домов на «чистые». Это избавило от необходимости использовать рамы, которые со временем стали собирать отдельно и вставлять в сруб в готовом виде. Широкая верхняя доска — молдинг — получила богатейшую отделку: просверленные на разную глубину отверстия, волнообразный контур, накладные рейки и т. д. п. [3]

Особого расцвета украшение лепниной достигло на востоке Гомельщины [3] .

Щит

Щитами называют многоугольники, которые закрывают скаты крыши с торцов. Простейшие узоры украшения образуются из сочетания вертикальных и горизонтальных листов шали, но их сложность может возрастать от квадратов, ромбов и елочек до изображений солнца и других фигур [3] .

Входная группа

Сначала вход в дом дополнялся только крыльцом, затем в некоторых районах крыльцо было заменено верандами со значительной площадью остекления [3] .

Ворота и веснички

Примечания

  1. Своеобразие народной архитектуры Беларуси
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Декоративная домовая резьба в архитектуре усадебного дома. АРХІТЭКТУРА І БУДАЎНІЦТВА (12.11.2004). Дата обращения: 23 декабря 2011.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Сахута Я. М. Фарбы роднай зямлі: Нарысы пра нар. мастацтва Беларусі. Кн. для вучняў. — Мн. : Нар. асвета, 1985. — 191 с. іл.

Литература

  • Локотко, А.И. Народнае дойлідства / А.І. Лакотка. — Мінск : Беларуская навука, 2014. — 200 с.
  • Локотко А. И. Белорусское народное зодчество. Середина XIX—XX в. Мн., 1991.
  • Якімовіч, Ю. А. Драўлянае дойлідства беларускага Палесся. Мн., 1978.
  • Беларускае народнае жыллё / [ Е.Р. Соболенко и др.] ; рэдактар В. К. Бандарчык ; Акадэмія навук БССР, Інстытут мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору. — Мінск: Беларуская навука, 1973. — 125 с. — 2 250 экз.
  • Якимович Ю. А. Зодчество Белоруссии XVI — середины XVII в. Мн., 1991.