Рижская судоверфь
Рижская судоверфь Rīgas kuģu būvētāva | |
---|---|
Тип | Публичная компания |
Листинг на бирже | Шаблон:NASDAQ OMX Baltic |
Основание | 1913 |
Прежние названия | Рижский судоремонтный завод, Мюльграбенская верфь |
Основатели | Schichau Werke |
Расположение | Рига, Латвия |
Ключевые фигуры | Василий Мельник (Vasilijs Meļņiks), председатель правления[1] |
Отрасль | кораблестроение, судоремонт |
Оборот | ▼EUR 17 660 000 (2014)[2] |
Чистая прибыль | ▼EUR -1 070 000[2] |
Активы | ▼EUR 46 860 000[2] |
Число сотрудников | 1100[1] |
Сайт | riga-shipyard.com |
Рижская судоверфь (латыш. Rīgas kuģu būvētava, до 1995 года — Рижский судоремонтный завод) — судоремонтное и судостроительное предприятие в Риге (Латвия). Основано в 1913 году как дочернее предприятие немецкого индустриального концерна Schichau-Werke.
История
Перед Первой мировой войной
В 1913 году немецкий концерн «Шихау» начал скупку земли для постройки верфи в Мюльграбене (нем. Mühlgraben, сегодня Вецмилгравис, латыш. Vecmīlgravis), промышленном районе Риги на берегу Даугавы[3]. Мюльграбенская верфь предназначалась для сборки девяти эскадренных миноносцев типа «Новик» по проекту Путиловского завода[4][3]. Поскольку военный характер производства не предполагал наличия иностранных владельцев, номинальным акционером с немецкой стороны стал российский подданный Карл Иессен из прибалтийских немецких дворян. В русско-японскую войну Иессен служил на флоте в чине контр-адмирала и командовал отрядом крейсеров. В апреле 1914 года от Лифляндского губернского правления было получено официальное разрешение на постройку верфи[4].
Начавшаяся Первая мировая война и проектные недостатки эсминцев привели к задержкам в постройке кораблей. К январю 1916 года над верфью нависла угроза захвата немецкими войсками. В этой связи оборудование верфи было реквизировано, стапели взорваны[5], а постройка оставшихся четырёх кораблей передана Металлическому заводу[4]. Результатом недопоставки кораблей стало так называемое «Дело Шихау»[6].
Во время независимости Латвии
В период Первой мировой и Первой Латвийской республики верфь пребывала в упадке[7], производственные мощности были разделены между несколькими компаниями, крупнейшей из которых была созданная в 1925 году «Милгравская судостроительная верфь и машинная фабрика»[3]. В 1936 году латвийское правительство создало государственное акционерное общество «Вайрогс», объединившее разрозненные латвийские промышленные предприятия в мощный конгломерат. Общество включало в себя такие предприятия как Рижский вагонный завод, автомобильную фабрику «Форд-Вайрогс», завод «ВЭФ». Все предприятия Милгрависа были объединены в «Милгравский судостроительный завод». На заводе трудилось до 200 человек, производственные мощности позволяли ремонтировать до 20 судов в год, а также осуществлять постройку 50-300-тонных судов. Завод, тем не менее, испытывал трудности, особенно после начала Второй мировой войны — в 1940 году газета «Cīņa» («Борьба») писала о заводе: «Верфь без судов»[7].
В 1940 году Латвия была присоединена к СССР, завод национализирован, восстановлен и приступил к ремонту судов. Но в 1941 году перед оккупацией Латвии германской армией отступающие советские войска взорвали завод. В 1944 перед занятием Риги советскими войсками, уже отступающие немецкие соединения взорвали верфь[5].
Советский период
После Второй мировой войны Рижский судоремонтный завод (РСРЗ) успешно развивался, производил ремонт и переобрудование кораблей, а также постройку корпусов и небольших судов — паромов, буксиров, заправщиков. Завод активно развивал социальную сферу, были построены поликлиника, стадион, два детских сада, несколько жилых домов (в том числе 8 девятиэтажек), новые корпуса учебных предприятий. В 1971 году завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени «за успехи в строительстве и ремонте судов»[3].
К 1983 году выпуск продукции завода достиг 11,3 миллионов рублей, ремонтировалось до 120 судов в год, на предприятии работали 3040 человек. Всего за период с 1950 по 1991 год было отремонтировано 2920 и построено 309 судов[3].
После восстановления независимости Латвии
В 1991 году после восстановления независимости Латвии завод перешёл в собственность Латвийской Республики. Большой объём социальной сферы, прекращение централизованного финансирования, сокращение заказов и разрыв экономических связей привели к финансовым трудностям[3] и потребовали реорганизации производства.
В 1995 году завод был приватизирован, сформировано акционерное общество. С 1997 года акции АО котировались на Рижской фондовой бирже, затем — на поглотившей рижскую биржу NASDAQ OMX[1].
В 2011 году «Рижская судоверфь» осуществила поставку буровой установки украинскому «Нафтогазу». Стоимость проекта составила 399,8 млн долларов США[8]. В 2011—2013 компания спустила на воду 5 военных кораблей типа SWATH для Национальных вооружённых сил[9][10]. Всего с 1991 по 2013 год на «Рижской судоверфи» было построено 8 судов и 142 судовых корпуса[3].
Судостроение
Буксиры для Рижского свободного порта
7 марта 2006 года был подписан договор между Рижской судоверфью и Управлением Рижского свободного порта о строительстве двух буксиров универсального назначения, которые могут также использоваться для небольших ледокольных работ, пожаротушения, сбора разлитых нефтепродуктов и спасательных операций. Проект судна разработали специалисты Николаевского судостроительного завода (Украина), они же помогли организовать постройку буксиров и обеспечили авторский надзор[11].
Первый из буксиров — «Santa» — был передан Управлению порта в мае 2008 года. через два месяца, в июле 2008-го, порт получил второй — «Stella». Корабли оснащены силовой установкой Rolls-Royce, которая позволяет им двигаться вперед и назад почти с одинаковой скоростью и мощностью, совершать крутые развороты и сохранять устойчивое положение, стоя на месте. Таким образом, буксиры способны работать с судами класса «панамакс» длиной до 300 м, в том числе в зимнее время: обшивка и конструкция буксиров позволяет преодолевать лёд толщиной до 70 см.
Быстроходные корабли SWATH
В июне 2008 года ВМС Латвии заказали серию из пяти кораблей типа SWATH, общей стоимостью 38 миллионов латов. Генподрядчиком в немецко-латвийский проекте выступила Рижская судоверфь, по данным телепередачи «Nekā Personīga», конкурс не проводился[12][13].
Первый корабль серии — «Skrunda» Р-05 — был принят на вооружение в мае 2011 года. Судно было построено в Германии на верфи Abeking & Rasmussen в рамках договора о сотрудничестве с Рижской судоверфью, которая в ходе работ перенимала у партнеров технологии нового поколения и обучала специалистов и рабочих, чтобы следующие суда строить уже в Риге. Владелец Рижской судоверфи Василий Мельник назвал большим достижением то, что удалось прийти к партнёрству с серьёзным германским производителем в строительстве таких кораблей. В то, чтобы освоить новую технологию, рижский завод вложил более полутора миллионов латов, создав 75 новых рабочих мест.
Прибытие нового корабля в Латвию отмечалось на самом высоком уровне. На церемонии в Риге присутствовали президент страны Валдис Затлерс, акт приёма-передачи со стороны правительства Латвии подписал министр обороны Артис Пабрикс. Флаг корабля освятил военный капеллан, напутствовав его «хранить мир и при необходимости вступать в бой»[11].
Плавучие рестораны флотилии «Radisson»
В 2012—2013 годах Рижская судоверфь построила для сети гостиниц Radisson в Москве 5 плавучих ресторанов, каждый из которых рассчитан на 300 пассажиров и совершает круизы по Москва-реке. Конструкция судов обеспечивает круглогодичную навигацию, панорамные окна — обзор в любую погоду. Корабли также приспособлены для людей с ограниченными возможностями[14].
Финансовые показатели
Показатель[2] | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015[1] |
---|---|---|---|---|---|---|
Оборот, млн. евро | 44,36 | 140,30 | 262,18 | 53,73 | 17,66 | 21,30 |
Прибыль (убыток), млн. евро | 0,23 | 0,08 | 0,22 | -1,93 | -1,07 | -0,22 |
Активы, млн. евро | 88,28 | 203,66 | 110,87 | 61,25 | 46,86 | 44,89 |
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Nasdaq OMX . Дата обращения: 2 января 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Финансовые показатели . Дата обращения: 2 января 2016. Архивировано 7 марта 2016 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Юрий Мелконов. Рижской судоверфи — 100 лет. — Рига, 2013. — 207 с. — ISBN 978-9984-49-839-3.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Степанов Ю. Г., Цветков И. Ф. Эскадренный миноносец «Новик». — Ленинград: Судостроение, 1981. — 207 с. — ISBN 978-9984-49-839-3.
- ↑ 5,0 5,1 Рижскому судостроительному заводу – 100 лет . TVNET.LV. Дата обращения: 1 января 2016. Архивировано 13 апреля 2015 года.
- ↑ Синегубов Станислав Николаевич. К вопросу об изучении «Дела Шихау» в отечественной историографии. — Известия Алтайского государственного университета, 2014. — ISBN 978-9984-49-839-3.
- ↑ 7,0 7,1 Цитаты из газеты «Ciņa» . Дата обращения: 2 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ УНИАН — В тендере [[Черноморнефтегаз|«Черноморнефтегаза»]] на поставку буровой установки победила «Рижская судоверфь» . Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ DB.lv — На Рижском заводе Мельника строят военные корабли (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 9 марта 2016 года.
- ↑ Ūdenī nolaiž piekto patruļkuģi — «Rēzekne» (На воду спускают пятый патрульный корабль) . Дата обращения: 3 января 2016. Архивировано 25 июня 2016 года.
- ↑ 11,0 11,1 Люся Прибыльская. Универсальный солдат по имени Santa (рус.) // Бизнес-КЛАСС : журнал. — 2008. — Июнь (№ №6 (48)). — С. 24—25.
- ↑ Dienas Bizness Архивная копия от 12 мая 2016 на Wayback Machine — Latvija pasūtījusi 5 jaunus patruļas kuģus
- ↑ Diena — Valdība pasūtījusi patruļkuģus «Rīgas kuģu būvētavai», kas nespēj to veikt
- ↑ Флотилия «Radisson Royal Moscow» . www.radisson-cruise.ru. Дата обращения: 13 апреля 2016. Архивировано 19 апреля 2016 года.