Мыс Каменный (село)
Село | |
Мыс Каменный | |
---|---|
68°28′08″ с. ш. 73°35′47″ в. д.HGЯO | |
Страна | Россия |
Субъект Федерации | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Муниципальный округ | Ямальский район |
История и география | |
Часовой пояс | UTC+5:00 |
Население | |
Население | ↘1653[1] человека (2010) |
Национальности | русские, ненцы |
Цифровые идентификаторы | |
Почтовые индексы | 629720 |
Код ОКАТО | 71168904001 |
|
|
Мыс Ка́менный — село в Ямальском районе Ямало-Ненецкого автономного округа России у одноимённого мыса западного берега Обской губы.
География
Село расположено на западе Обской губы, полуостров Ямал, вдоль Каменной косы. Было основано как база для строительства морского порта, к которому должна была выходить Трансполярная железнодорожная магистраль, строившаяся с 1947 года. Однако строительство порта и магистрали было прекращено в 1953 году.
Входит в пограничную зону РФ, которая в пределах ЯНАО установлена в полосе местности шириной 10 км от морского побережья[2].
Неофициально разделён на три части: Аэропорт, Геологи, Заполярная геофизическая экспедиция.
Название
В 1828 г. штурман И. Н. Иванов во время экспедиции Морского министерства по описи берега от Печоры до Оби перевел с ненецкого языка название мыса Пэсаля, означающее «мыс камней». Назвали его так потому, что на слагающих мыс песчаных косах попадается крупная галька-плитняк, которой в других местах Обской губы нет[3].
Существует версия, что перевод был осуществлен неправильно: на деле мыс называется «Кривой» («Пай-саля»), а не «Каменный» («Пэ-саля»)[4].
История
Село Мыс Каменный появилось в связи со строительством Трансполярной железнодорожной магистрали. Рядом с селом располагался исправительно-трудовой лагерь, два других находились в посёлках Яр-Сале и Новый Порт. Заключённые соорудили из лиственницы пятикилометровый пирс, складские помещения. В начале 1949 года выяснилось, что акватория Обской губы слишком мелководна для океанских судов, и стало понятно, что искусственно углубить гавань невозможно (или нецелесообразно) по причине природных особенностей дна. Окончательно отказались от строительства порта на Мысе Каменный и проведения железной дороги к нему в 1949 году. Именно в этом году «502-я» стройка прервала возведение секретного объекта[5].
Впоследствии в селе был запасной аэродром, и поселок ЯНРЭ. База ЗГЭ (Заполярная геофизическая экспедиция) построена в 1980-х годах.
С 2004 до 2021 гг. село было административным центром Мыс-Каменского сельского поселения, упразднённого в связи с преобразованием муниципального района в муниципальный округ[6].
Население
Численность населения | |
---|---|
2002[7] | 2010[1] |
2265 | ↘1653 |
Основное население — русские и коренные жители — ненцы.
Экономика
В 3,5 км от села расположен нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» ПАО Газпромнефть[8].
С 2013 года рядом с селом началось строительство приёмо-сдаточного пункта, как часть обустройства Новопортовского месторождения[9].
Галерея
-
Нефтеналивной терминал «Ворота Арктики»
-
Приёмо-сдаточный пункт «Мыс Каменный»
-
Трубы тепловодоснабжения, покрытые деревянным настилом между зданиями в селе
-
Закат в период белых ночей в селе
-
Двор в районе "Геологи"
-
Груды металлолома на берегу Обской губы в селе Мыс Каменный
Инфраструктура
В селе действует отделение Почты России (индекс 629720)[10].
Добраться до Мыса Каменного можно вертолётом от Салехарда, время в полёте 2 часа 15 минут, цена субсидируемого билета 7160 рублей[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения и его размещение в Тюменской области . Дата обращения: 10 мая 2014. Архивировано 17 мая 2014 года.
- ↑ Правила пограничного режима в ЯНАО. 13.02.2015. . Дата обращения: 8 декабря 2019. Архивировано 8 декабря 2019 года.
- ↑ С. В. ПОПОВ, В. А. ТРОИЦКИЙ. Под редакцией: Л. А. БОРИСОВА. 6. Обь-Енисейский район . Кольские Карты. ТОПОНИМИКА МОРЕЙ СОВЕТСКОЙ АРКТИКИ (1972). Дата обращения: 20 октября 2023.
- ↑ Мыс Каменный. Записки на краю Ойкумены . Дата обращения: 13 февраля 2010. Архивировано 27 ноября 2017 года.
- ↑ Иващенко О. В. Мёртвая дорога: Стройка № 501—503 Архивная копия от 2 февраля 2012 на Wayback Machine. — [Олег Иващенко (Салехард) позаимствовал этот текст целиком из книги: [(недоступная ссылка) http://history-rf.narod2.ru/Transpolar_railroad/Redirect/Pimanov_A.S.htm (недоступная+ссылка) Пиманов А. С. История строительства железной дороги «Чум — Салехард — Игарка»: 1947—1955. — Тюмень, 1998. — 114 с.]] (недоступная ссылка)
- ↑ Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2021 № 31-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Ямальский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа» . Дата обращения: 28 апреля 2021. Архивировано 27 апреля 2021 года.
- ↑ Коряков Ю. Б. Этно-языковой состав населённых пунктов России : [арх. 17 ноября 2020] : база данных. — 2016.
- ↑ 8,0 8,1 Сергей Тараканов. Обская губа: ворота в сказочную Мангазею и ключ к богатствам Ямала . Ямал-медиа (2 марта 2023).
- ↑ ЗАО "НПО «Центр Специальных Систем» Новопортовское месторождение. Приемо-сдаточный пункт (ПСП). 2 этап . Дата обращения: 24 августа 2016. Архивировано 25 августа 2016 года.
- ↑ Информация об объекте почтовой связи . Дата обращения: 3 октября 2009. Архивировано 4 марта 2016 года.