Карновски, Моррис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Моррис Карновски»)
Моррис Карновски
Morris Carnovsky
Моррис Карновски в роли Шейлока в «Венецианском купце» (1973)Моррис Карновски в роли Шейлока в «Венецианском купце» (1973)
Дата рождения 5 сентября 1897(1897-09-05)
Место рождения Сент-Луис, Миссури, США
Дата смерти 1 сентября 1992(1992-09-01) (94 года)
Место смерти Истон, Коннектикут, США
Гражданство  США
Профессия актёр театра и кино
Карьера 1920 — 1984
IMDb ID 0138885

Моррис Карновски (англ. Morris Carnovsky) (5 сентября 1897 года — 1 сентября 1992 года) — американский актёр театра и кино, карьера которого охватила период с 1920-х до 1980-х годов.

Карновски начал театральную карьеру в 1920-е годы, в 1931 году став одним из основателей знаменитого нью-йоркского театра Group Theatre, где проработал в течение десяти лет. С 1937 года Карновски стал сниматься в кино, сыграв в таких фильмах, как «Жизнь Эмиля Золя» (1937), «Товарищ» (1937), «У нас растёт нежный виноград» (1945), «Рассчитаемся после смерти» (1947), «Воровское шоссе» (1949), «Без ума от оружия» (1950) и «Сирано де Бержерак» (1950). Голливудская карьера Карновски была прервана в 1950 году, когда он попал в голливудский чёрный список и фактически был лишён возможности сниматься в кино. Однако Карновски успешно продолжил театральную карьеру, и в 1950—1960-е годы добился заметного признания в шекспировских постановках.

Ранние годы жизни и начало карьеры

Родился 5 сентября 1897 года в Сент-Луисе, Миссури, третьим из семи детей. Его родители вскоре после брака эмигрировали из Литвы, поселившись в Сент-Луисе, где в течение многих лет держали бакалейную лавку[1][2]. Отец привёл юного Морриса в театр на идише, атмосфера которого, по воспоминаниям Карновски, настолько очаровала его, что он навсегда остался «предан театру»[2][3][4]. В 1914 году после дебюта в школьном театре Карновски решил стать актёром[1][2].

После окончания школы изучал языки и литературу в университете Вашингтона в Сент-Луисе, где вступил в драматическое общество и сыграл в нескольких студенческих спектаклях[1][4]. Получив степень в области либеральных наук в 1920 году, он переехал в Бостон, где впервые вышел на сцену как профессиональный актёр театра Henry Jewett Players[2]. Первые актёрские годы провёл в нескольких театральных труппах Массачуссетса, и даже поработал в легендарном Provincetown Playhouse в Массачуссетсе[3].

Театральная карьера в 1922—1940 годах

В 1922 году Карновски переехал в Нью-Йорк, где в составе театра Provincetown Playhouse дебютировал в спектакле «Бог мщения» (1922—1923)[3][5]. В 1923—1924 годах Карновски сыграл ещё в двух спектаклях, в том числе исполнил роль Ла Гира в премьере пьесы Джорджа Бернарда Шоу «Святой Иоанны» (1923—1924), после чего в 1926 году дебютировал в театре Guild Theatre в исторической пьесе «Хуарес и Максимилиан» (1926)[6]. В этом театре Карновски проработал до 1929 года, сыграв за этот период в семи спектаклях, включая «Братья Карамазовы» (1927), «Дилемма доктора» (1927—1928), «Миллионы Марко» (1928) и «Вольпоне» (1928)[1][6]. Как написал Джеймс Бэррон, «сосредоточившись на ролях второго плана, он играл всё от Алёши в „Братьях Карамазовых“ до великого хана Хубилая в „Миллионах Марко“ Юджина О’Нила, судьи в „Вольпоне“ Бена Джонсона и брата Мартина во всемирной премьере „Святой Иоанны“»[2][7].

В 1929 году Карновски сыграл свою первую главную роль в бродвейском спектакле по пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня». Через два года после этой работы Карновски вступил в только создававшийся театр Group Theatre[1][2][7], который основали его друзья по Guild Theatre Харольд Клёрман и Ли Страсберг. В 1989 году Карновски вспоминал: «Мы основали Group потому что мы устали от старого романтического театра и закостеневшей звёздной системы. Мы не интересовались звёздами. Мы искали реальную, живую драму»[2][1]. Как писал впоследствии известный режиссёр Элиа Казан, также входивший в состав Group, «Моррис любил держать себя как староста труппы, являясь образцом преданности и дисциплины для остальных»[7].

На протяжении десятилетия Карновски играл с такими будущими знаменитостями, как Джон Гарфилд, Франшо Тоун, Элиа Казан, Лютер Адлер, Ли Джей Кобб и Сильвия Сидни во множестве постановок, включая «Дом Коннелли» (1931), «Люди в белом» (1933-34), «Проснись и пой» (1935), «Потерянный рай» (1935-36), «Золотой мальчик» (1937-38) и «Ночная музыка» (1940). Спектакль «Люди в белом» (1933-34) принёс его автору, драматургу Сидни Кингсли Пулитцеровскую премию за лучшую драму[3]. По словам Хэла Эриксона, игра Карновски в спектаклях «Проснись и пой» и «Золотой мальчик» «помогла укрепить репутацию основного драматурга театра Клиффорда Одетса»[3], а театральный критик Брукс Аткинсон отметил в «Нью-Йорк Таймс», что в спектакле «Золотой мальчик» «актёр чудесно доносит молчаливое горе любящего отца, который понимает, что теряет своего мальчика» [1][2].

Всего за десятилетие с 1930 по 1940 год Карнавски был задействован в 22 бродвейских спектаклях[6], а в 1938 году он также сыграл и на лондонской сцене, где воссоздал свою роль отца главного героя-боксёра в пьесе Одетса «Золотой мальчик»[7].

Карьера в кино в 1937—1951 годах

Тем временем на таланты Карновски обратил внимание Голливуд, и в 1937 году он дебютировал в роли писателя Анатоля Франса в биопике Уильяма Дитерле «Жизнь Эмиля Золя» с Полом Муни в заглавной роли. Фильм стал кассовым хитом, он был удостоен трёх Оскаров и семи номинаций на эту награду, в том числе получил Оскар как лучший фильм [1][3][4][7]. Карновски остался на Warner Brothers, чтобы сыграть банкира в «очаровательной остроумной» комедии Анатоля Литвака «Товарищ» (1937) с Клодетт Кольбер и Шарлем Буайе в главных ролях, но затем вернулся в Нью-Йорк, где продолжил выступать в спектаклях Group Theatre вплоть до роспуска театра в 1941 году[1][7].

В 1943 году Карновски вернулся на Warner Bros., чтобы исполнить роль «обманутого норвежского пастора-идеалиста в одной из лучших драм о Сопротивлении» «Край тьмы» (1943), которую поставил Льюис Майлстоун[7][3][1]. После этого Карновски «выразил свои антифашистские взгляды», сыграв также в драме «Раса господ» (1944)[4][2] и в «напряжённом, сильном антинацистском фильме» «Адрес не известен» (1944), где он сыграл еврея — директора художественной галереи[7][1]. В 1945 году Карновски исполнил роль отца знаменитого композитора Джорджа Гершвина в биографической музыкальной картине «Рапсодия в голубых тонах» (1945)[7][2][3][1], а также в «трогательной семейной мелодраме» «У наших виноградников нежные плоды» (1945) о жизни норвежской коммуны в небольшом городке в Висконсине[1].

В 1945 году Карновски сыграл в своём первом фильме нуар «Загнанный в угол» (1945) [1]. Герой этого фильма, канадский военный пилот Лоран Жерар (Дик Пауэлл) после окончания Второй мировой войны разыскивает в одной из латиноамериканских стран убийц своей жены, которая работала во французском Сопротивлении. В ходе своего поиска он сталкивается со многими подозрительными личностями, среди которых и Сантана (Карновски), который, как выясняется, работает в организации, разыскивающей бывших нацистов и их приспешников. Рассудительный Сантана предупреждает Жерара, что «здесь нет места для убийств в качестве мести», однако пилот продолжает свой отчаянный поиск, в конце концов находя убийцу жены и забивая его до смерти. Фильм был восторженно принят критиками[8]. В частности, кинообозреватель Босли Кроутер в «Нью-Йорк Таймс» назвал его «драмой тлеющей мести и политических интриг, которые вырастают до жестокой кульминации», показывая «столько захватывающих и жестоких убийств, сколько вы встретите за месяц хождения в кино». Кроутер отметил также «хорошую выполненную работу» Карновски в одной из ролей второго плана[9].

После появления в легковесной мелодраме «У мисс Сьюзи Слагл» (1946) с Вероникой Лейк и Сони Тафтсом в главных ролях[8], Карновски сыграл роль «всезнающего психиатра» Хэди Ламарр в криминальной мелодраме «Обесчещенная леди» (1947)[7].

В том же году Карновски предстал в образе «эрудированного злодея» в фильме нуар «Рассчитаемся после смерти» (1947)[3]. Герой этой картины, бывший парашютист Рип Мёрдок (Хамфри Богарт) приезжает в маленький южный город в поисках пропавшего армейского товарища, выясняя, что тот был убит. Мёрдок выходит на привлекательную подружку своего товарища Корел (Лизабет Скотт), которая работала певицей в ночном клубе, а через неё — на Мартинелли (Карновски), вежливого и обходительного владельца клуба, который оказывается жестоким гангстером, с помощью шантажа заставившим Корел выйти за себя замуж и выполнять свои приказы. В финале картины Корел убивает Мартинелли, а затем гибнет в автокатастрофе. Как отметила историк кино Карэн Хэннсберри, «роль Мартинелли стала лучшей нуаровой ролью Карновски и получила высокие оценки критики». Так, обозреватель Variety выразил восхищение созданным им «учтиво бессовестным» образом, а Джек Д. Грант из The Hollywood Reporter написал: «Игру актёров второго плана отличает несколько великолепных работ, особенно Морриса Карновски в роли владельца игрового клуба» [8]. Обозреватель «Нью-Йорк Таймс» также отметил, что Карновски выдаёт «блестящую игру как крупный гангстер, не способный смотреть на физическое насилие»[10], а Дэвид Шипман назвал роль «преступного владельца клуба, наверное, самой cильной ролью Карновски в кино»[7].

В Голливуде Карновски был тесно связан с Actor’s Laboratory Theatre, прогрессивной театральной группой, «составленной из киноактёров, не удовлетворённых ролями, которые предлагали им большие студии», которая развивала идеи и приёмы драматического искусства Group Theatre[3]. В этом театре Карновски работал в течение пяти лет как преподаватель и режиссёр, поставив такие спектакли, как «Вольпоне», «Дракон» и «Герои понедельника». Кроме того, в промежутках между работой в Голливуде Карновски часто ездил в Нью-Йорк для игры в таких бродвейских спектаклях, как «Моя сестра Эйлин» (1940-43), «Кафе Корона» (1942) и «Контратака» (1943). [8].

В нуаровом приключенческом триллере «Сайгон» (1948) Карновски исполнил небольшую роль беспринципного военного дельца, который нанимает бывшего военного лётчика (Алан Лэдд) для переправки на самолёте из Шанхая в Сайгон своей секретарши (Вероника Лейк) с крупной суммой наличных. Несмотря на то, что критики не приняли этот фильм, он добился крупного коммерческого успеха в прокате. Причудливая фэнтези-мелодрама «Сирена Атлантиды» (1948) с Мария Монтес в главной роли имела сложную судьбу на стадии постпроизводства и в итоге провалилась в прокате. Карновски также снялся в скучной приключенческой ленте «Людоед из Кумаона» (1948) об охоте на тигра, угрожающего жителям индийской деревни[8].

Год спустя вышел социальный нуар Жюля Дассена «Воровское шоссе» (1949), к котором Карновски сыграл бывшего водителя грузовика Янко Гаркоса, ставшего инвалидом после стычки с безжалостным торговцем (Ли Джей Кобб), которому он доставлял фрукты. Вернувшись с войны сын Янко (Ричард Конте) решает восстановить справедливость и наказать дельца, заставляя его сознаться в преступлении. Как пишет Хэннсберри, «хотя на небольшую, но важную роль Карновски критики почти не обратили внимания, тем не менее, фильм добился успеха как в коммерческом плане, так и у критиков» [8]. В частности, Босли Кроутер написал в «Нью-Йорк Таймс», что фильм «потрясающе сыгран отличным актёрским составом и является одной из лучших мелодрам — одной из самых острых и напряжённых — в этом году»[11].

После появления в боевике «Агент Вестерн пасифик» (1950) об охоте на грабителя и убийцу, орудующего на железной дороге, Карновски сыграл в классическом фильме нуар Джозефа Х. Льюиса «Без ума от оружия» (1950). В самом начале картины помешанного на оружии подростка ловят при попытке украсть оружие с витрины магазина, после чего судья Уиллоуби (которого играет Карновски) приговаривает парня к переводу в исправительную школу со словами: «Мы судим тебя здесь не потому, что ты любишь стрелять. Мы судим тебя потому, что твоё любимое занятие превратилось в опасную манию… Нам всем что-то нужно, Барт, но получение этого регулируется законом» [12]. По словам Хэннсберри, Карновски с «достоинством и пониманием» исполнил роль судьи по делам несовершеннолетних, что не осталось без внимания критиков [12].

После этого Карновски получил роль Ле Бре, капитана гасконских гвардейцев и друга Сирано, в фильме «Сирано де Бержерак» (1950), который принёс Оскар исполнителю главной роли Хосе Ферреру [12][7]. В нуаровой мелодраме «Другая женщина» (1951) Карновски был доктором Хартли, терапевтом, наблюдающим главного героя архитектора Джеффа Кохаллана (Роберт Янг), который подозревает, что его пациент страдает паранойей после автоаварии, в которой погибла его невеста. Беспокойство Хартли только усиливается по мере того, как с Джеффом происходит серия несчастий, и доктор начинает предполагать, что Джефф сам подсознательно вызывает эти несчастья. Однако в итоге выясняется, что Джефф не виновен ни в автокатастрофе, ни в случившихся несчастьях[12].

Преследование по политическим мотивам

В 1950 году вскоре после завершения работы над ролью в фильме «Сирано де Бержерак» Карновски вызвали для дачи показаний перед Комиссией Конгресса США по расследованию антиамериканской деятельности[4] после того, как актёр Ларри Паркс и режиссёр Элиа Казан назвали его имя в числе некоторых других членов Group Theatre, которые занимались коммунистической деятельностью (среди них были также драматург Клиффорд Одетс и жена Карновски, актриса Фиби Брэнд)[12]. На заседании Комиссии Карновски отказался отвечать на вопросы или называть какие-либо имена, заявив членам Комитета: «У правительства нет такой власти, которая может заставить гражданина раскрыть свою политическую, религиозную или социальную принадлежность» [12]. «Отказавшись поступиться своими правами или оболгать своих коллег»[4], в 1950 году Карновски был включён в чёрный список и вскоре фактически отстранён от работы в кино[3].

Театральная карьера в 1950-60-е годы

Как отметила Хэннсберри, «хотя позиция актёра была отважной и заслуживающей уважения, тем не менее она не лишила его возможности получить работу в Голливуде»[12]. Вместе с тем, по словам Шипмэна, несмотря на то, что Карновски попал в чёрный список и фактически был отстранён от кинематографа, в отличие от большинства своих товарищей по несчастью «благодаря высокой репутации в театральных кругах он смог продолжить работу»[7].

Эриксон пишет, что «как профессионала его спас театральный продюсер Джон Хаусман, который устроил Карновски на роль в нью-йорскской постановке драмы Хенрика ИбсенаВраг народа“ (1951), где он сыграл персонажа, отказ которого поступиться принципами привёл к его гонениям и ссылке»[3][4]. Затем, с 1953 года в течение двух лет Карновски играл во внебродвейской постановке «Мир Шолома Алейхема» [12][2].

В 1956 году Джон Хаусман, которому, по словам Карновски, «было наплевать на чёрный список», пригласил его на Американский шекспировский фестиваль в Стратфорд, Коннектикут[2][12]. Вскоре, по словам Шипмэна, Карновски стал одним из столпов этой «новой, новаторской, амбициозной организации — Американского шекспировского фестиваля»[7]. В течение семи последующих зимних сезонов Карновски сыграл на Стратфордском фестивале множество различных шекспировских персонажей, включая Эрла Солсбери в «Короле Иоанне», Провоста в «Мера за меру», Гремио в «Укрощении строптивой» [13]. В 1957 году Карновски играл роли Гремио и Провоста также и в бродвейских постановках[2][6]. В этот период актёр также появился и на телевидении в постановках «Медея» (1959) и «Мир Шолома Алейхема» (1959) [13].

Продолжая работать в Стратфорде, он появился на сцене в паре с Кэтрин Хепбёрн в «Венецианском купце», получив хвалебные отзывы критики, один из которых заметил, что его Шейлок «богат пониманием, горд до самого конца и безгранично трогателен» [13]. В 1963 году Карновски вновь появился в Стратфорд, чтобы сыграть заглавную роль в «Короле Лире», которую он затем играл в Чикаго и снова в Стратфорде в 1964 и 1965 годах[7]. В 1965 году Карновски показал настолько захватывающую игру в этой роли, что некоторые другие спектакли на фестивале были отменены, чтобы дать ещё несколько представлений «Короля Лира» [13][2]. На Фестивале он также играл Клавдия в «Гамлете», Пигву в «Сне в летнюю ночь», Фесте в «Двенадцатой ночи» и Просперо в «Буре»[7].

В 1969 году 72-летний Карновски принял предложение режиссёра Тайрона Гатри и совершил гастрольный тур по 33 городам с высоко оценённой постановкой пьесы «Лампа в полночь» о знаменитом астрономе Галилео Галилее[13].

Карьера в кино и театре в 1970-80-е годы

В 1962 году, после 10-летнего отсутствия на большом экране Карновски тихо вернулся в кино с фильмом Сидни Люмета «Вид с моста» (1962) по одноимённой пьесе Артура Миллера. Ещё более чем 10 лет спустя он появился в криминальной драме Карела Рейша «Игрок» (1974) с Джеймсом Кааном и Полом Сорвино в главных ролях[13], где он исполнил роль деда Каана «с той величественностью, которая сделала его мастером профессии»[7]. Последней его киноработой стала короткометражка Спайка Ли «Парикмахерская Джо в районе Бед-Стай: мы режем головы» (1983)[3].

В 1970-е годы Карновски продолжал участвовать в различных проектах, в частности, осуществил постановку «Вольпоне» в театре Lab Theatre в Нью-Йорке, и играл в спектакле «Проснись и пой», воссоздав свою роль еврейско-американского деда, которую он впервые исполнил на Бродвее в 1935 году[13]. Также в этот период Карновски возглавил кафедру в Брандейском университете в Массачусетсе, и работал актёром и режиссёром в Оберлинском колледже в Огайо[13]. В 1983 году Карновски сыграл в своей последней театральной постановке, «Вишнёвом саде» Чехова в театре Long Wharf Theater в Нью-Хейвене, Коннектикут[13].

Признание

В 1979 году Карновски был введён в Зал театральной славы[2][13].

Актёрское амплуа и анализ творчества

Как отмечено на сайте Turner Classic Movies, Карновски был «признанным театральным актёром, который начинал свою карьеру в театре на идиш»[4]. По словам Шипман, «театралам в США он известен по ролям по большей части второго плана в двух бродвейских театрах, которые оказали большое влияние на нью-йоркскую сцену, пока Бродвей не задавили мюзиклы и театральные вечера»[7]. Сначала в 1920-е годы «Карновски работал в Guild Theatre, а в 1930-е годы перешёл в Group Theater, где сыграл важные роли доктора Левина в „Люди в белом“, Джейкоба в „Проснись и пой!“ и мистера Бонапарте в „Золотом мальчике“»[4].

По словам Хэннсберри, «Карновски добился значительного признания на сцене как основатель знаменитого театра Group Theatre и как исполнитель ролей в современных пьесах, а позднее — в шекспировских драмах»[14]. Как отмечает Бэррон, «за время своей театральной карьеры, которая продолжалась более 60 лет, Карновски появился в первых постановках произведений таких разных драматургов, как Джордж Бернард Шоу („Святая Иоанна“ и „Тележка с яблоками“) и Клиффорд Одетc („Проснись и пой“ и „Золотой мальчик“)»[2]. Однако, как отмечено на сайте Turner Classic Movies, «Карновски достиг пика своей театральной карьеры довольно поздно», получив в 1950-70-е годы «множество отличных ролей классического и современного репертуара»[4]. По мнению Эриксона, «среди наиболее важных театральных работ Карновски в этот период были „Мир Шолома Алейхема“ и шекспировские роли короля Лира и Шейлока»[3].

Карновски считал себя в первую очередь театральным актёром, и, как пишет Бэррон, «ему не нравилось сниматься в кино», так как «там никогда не хватало времени, чтобы раскрыть характер»[2]. Как отмечает Шипмэн, «плодотворная экранная карьера у него не состоялась, хотя Голливуд посылал за ним, когда ему требовался серьёзный актёр»[7]. Хэннсберри отмечает, что он «появился менее чем в 25 фильмах, и его лицо не так знакомо на экране»[14], хотя, по словам Шипмэн, «он известен как запоминающийся актёр второго плана в кино»[7]

Как отмечено на Turner Classic Movies, «величественный вне зависимости от того, играл ли он героев или злодеев, компактный Карновски сыграл в нескольких хороших фильмах 1940-50-х годов», среди них «Загнанный в угол» (1945), «Рассчитаемся после смерти» (1947), «Воровское шоссе» (1949), «Без ума от оружия» (1950) и трогательная драма «У нашего виноградника нежные плоды» (1945)[4]. Хэннсберри добавляет, что «он сыграл в таких успешных фильмах, как „Жизнь Эмиля Золя“ (1937) и „Рапсодия в голубых тонах“ (1945)»[14].

В 1950-е годы имя Карновски было включено в голливудский чёрный список, и более чем на десятилетие был отлучён от кино, однако он использовал это время, «чтобы добиться триумфа в шекспировских пьесах»[2].

Личная жизнь

В 1937 году во время работы в бродвейском спектакле «Золотой мальчик» Карновски познакомился с молодой актрисой Фиби Брэнд. В 1941 году Карновски и Брэнд поженились, и позднее у них родился сын Стивен. Этот брак сохранился вплоть до смерти Карновски в 1992 году[1].

Смерть

Моррис Карновски умер 1 сентября 1992 года в возрасте 94 лет, через девять лет после своего последнего выхода на сцену, в своём доме в Истоне, Коннектикут[13][2]. У него осталась жена Фиби Брэнд, сын Стивен и две сестры[2].

Фильмография

  • 1937 — Жизнь Эмиля Золя / The Life of Emile Zola — Анатоль Франс
  • 1937 — Товарищ / Tovarich — Шоффурье-Дубьефф
  • 1939 — 400 миллионов / The 400 Million — закадровый голос (документальный)
  • 1943 — Край тьмы / Edge of Darkness — Секстус Андресен
  • 1944 — Адрес неизвестен / Address Unknown — Макс Эйзенштейн
  • 1944 — Раса господ / The Master Race — старик Барток
  • 1945 — Рапсодия в голубых тонах / Rhapsody in Blue — Моррис Гершвин
  • 1945 — У нас растет нежный виноград / Our Vines Have Tender Grapes — Бьорн Бьорнсон
  • 1945 — Загнанный в угол / Cornered — Мануэл Сантана
  • 1946 — У мисс Сьюзи Слагл / Miss Susie Slagle’s — доктор Флетчер
  • 1947 — Рассчитаемся после смерти / Dead Reckoning — Мартинелли
  • 1947 — Обесчещенная леди / Dishonored Lady — доктор Ричард Калеб
  • 1947 — Джо Палука в нокауте / Joe Palooka in the Knockout — Говард Эбботт
  • 1948 — Сайгон / Saigon — Злекс Марис
  • 1948 — Людоед из Кумаона / Man-Eater of Kumaon — Ганга Рэм
  • 1949 — Время вашего сеанса / Your Show Time (телесериал, 1 эпизод)
  • 1949 — Сирена Атлантиды / Siren of Atlantis — Ле Месге
  • 1949 — Воровское шоссе / Thieves' Highway — Янко Гаркос
  • 1950 — Без ума от оружия / Deadly Is the Female — судья Уиллоуби
  • 1950 — Агент Вестерн пасифик / Western Pacific Agent — Джо «Поп» Викенс
  • 1950 — Другая женщина / The Second Woman — доктор Хартли
  • 1950 — Сирано де Бержерак / Cyrano de Bergerac — Ле Бре
  • 1959 — Пьеса недели / Play of the Week (телесериал, 2 эпизода)
  • 1959 — Мир Шолома Алейхема / The World of Sholom Aleichem — Аарон Катц / председательствующий Ангел (телефильм)
  • 1962 — Вид с моста / Vu du pont — мистер Альфиери
  • 1974 — Игрок / The Gambler — А. Р. Ловенталь
  • 1983 — Парикмахерская Джо в районе Бед-Стай: мы режем головы / Joe’s Bed-Stuy Barbershop: We Cut Heads
  • 1984 — Американский театр / American Playhouse (телесериал, 1 эпизод)

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Hannsberry, 2003, p. 90.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 2,16 2,17 2,18 2,19 James Barron. Morris Carnovsky Is Dead at 94; Acting Career Spanned 60 Years (англ.). The New York Times (2 сентября 1992). Дата обращения: 20 марта 2017. Архивировано 12 сентября 2017 года.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 Hal Erickson. Morris Carnovsky. Biography (англ.). AllMovie. Дата обращения: 20 марта 2017. Архивировано 25 декабря 2016 года.
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Morris Carnovsky. Biography (англ.). Turner Classic Movies. Дата обращения: 20 марта 2017. Архивировано 22 апреля 2017 года.
  5. The God of Vengeance (англ.). Internet Broadway Database. Дата обращения: 20 марта 2017. Архивировано 4 августа 2020 года.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Morris Carnovsky. Performer (англ.). Internet Broadway Database. Дата обращения: 20 марта 2017. Архивировано 29 августа 2016 года.
  7. 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 7,12 7,13 7,14 7,15 7,16 7,17 7,18 7,19 David Shipman. Obituary: Morris Carnovsky (англ.). The Independent (1990). Дата обращения: 20 марта 2017. Архивировано 15 июля 2015 года.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Hannsberry, 2003, p. 91.
  9. Bosley Crowther. 'Cornered,' With Dick Powell, at Palace (англ.). The New York Times (26 декабря 1945). Дата обращения: 20 марта 2017. Архивировано 29 августа 2017 года.
  10. T.M.P. At Loew’s Criterion (англ.). The New York Times (23 января 1947). Дата обращения: 20 марта 2017. Архивировано 7 ноября 2017 года.
  11. Bosley Crowther. 'Thieves' Highway,' One of Best Melodramas of the Year, Opens at the Roxy (англ.). The New York Times (24 сентября 1949). Дата обращения: 20 марта 2017. Архивировано 15 марта 2016 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 12,6 12,7 12,8 Hannsberry, 2003, p. 92.
  13. 13,00 13,01 13,02 13,03 13,04 13,05 13,06 13,07 13,08 13,09 13,10 Hannsberry, 2003, p. 93.
  14. 14,0 14,1 14,2 Hannsberry, 2003, p. 89.

Литература

  • Karen Burroughs Hannsberry. Bad Boys: The Actors of Film Noir. — Jefferson, North Carolina, and London: McFarland & Company, Inc., 2003. — ISBN 978-0-7864-3739-9.

Ссылки