Цитриняк, Михаил Григорьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Михаил Цитриняк»)
Михаил Цитриняк
Режиссер-постановщик М. ЦитринякРежиссер-постановщик М. Цитриняк
Имя при рождении Михаил Григорьевич Цитриняк
Профессия режиссёр, актёр, драматург, сценарист, театральный педагог
Годы активности 1980 — наст. время
Театр Государственный академический театр им. Евг. Вахтангова

Михаил Григорьевич Цитриняк (род. 14 февраля 1956, Москва — советский, российский режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, драматург, педагог.

Биография

Михаил Цитриняк  родился 14 февраля 1956 года.

«В самом центре Москвы, рядом с Пушкинской площадью. На улице, которая раньше тоже называлась Пушкинской (теперь это Большая Дмитровка). Там — в доме напротив Театральной библиотеки — Михаил и прожил первые 15 лет своей жизни.  Крохотная комната в коммуналке была перегорожена крашеной фанерой. За «стеной» находилась уже бабушкина «комната». Какого цвета были стены в родительской комнате так и не довелось узнать — вместо стен от пола и до потолка стояли стеллажи с книгами — домашняя библиотека была невообразимых размеров.»

Мама — Нинель Давидовна — работала финансистом в Министерстве приборостроения. Отец — Григорий Маркович Цитриняк — получил высшее юридическое образование, но, поскольку конец сороковых ознаменовался пресловутой «борьбой с космополитизмом», работать по профессии у него возможности не было. Пришлось идти на завод, без отрыва от производства оканчивать технический вуз и становиться «советским инженером». Однако Григорий Маркович мечтал о работе в газете. Начал с очерков и фельетонов, и к началу 70-х стал известным журналистом. Большую часть жизни он проработал в «Литературной газете», где создал новый для того времени журналистский жанр — жанр диалогов. Это было время расцвета «Литературки». Тогда в газете образовался «кружок» блистательных советских журналистов, в который, кроме Григория Цитриняка, входили: Рубинов, Щекочихин, Черниченко, Рост, Ваксберг, Ольга Чайковская и другие… 

В те времена, в связи с дефицитом детских садов, детей отдавали в «группу», иными словами — какой-нибудь бабуле, которая и гуляла с ними на бульваре. В возрасте 4-х лет на Страстном бульваре маленького Мишу заметила ассистентка одного начинающего режиссера и пригласила сняться в эпизоде дипломного фильма «Каток и скрипка». Звали этого режиссера Андрей Тарковский. Позднее он сыграл еще в одном дипломном фильме — у режиссера Леонида Нечаева, снявшего в конце 70-х известный телефильм «Про Красную Шапочку». После этого домой часто звонили с киностудий, приглашая на пробы. Но бабушка Ася Мироновна была строга: требовала, чтобы на пробы возили исключительно на машине, и не на какой-нибудь, а только на «Волге» или «Победе». И если таковой не было, то на пробы бабушка и внук не ехали. Учился Михаил Цитриняк в известной московской школе № 31, которая располагалась в переулке Станиславского (ныне Леонтьевском), позади театра МХАТ имени Максима Горького. В этой школе учились дети многих партийных боссов, министров, известных актёров… Я мечтал стать учителем истории.

М. Цитриняк вспоминает: «Прихожу я в Пединститут поступать, посмотрел вокруг — огромная толпа! И все знают, как мне казалось, значительно больше меня. Я решил, что не буду поступать — просто испугался. Ну, а раз меня артистом в школе считали, и в кино снимался, то ничего иного не оставалось, как податься в актеры... Пошел поступать в разные театральные институты и везде срезался, что вполне понятно: читал я на вступительных экзаменах не то и не так — чудовищно!.. Это было летом. А осенью я узнал, что набирается актерский курс в студию при Центральном детском театре (это было среднее учебное заведение). Мне тогда здорово помогла мама моего одноклассника и друга Лёни Велехова — замечательный театральный критик Нина Александровна Велехова. Она подобрала репертуар, объяснила, как надо читать, потратила время на репетиции… И неожиданно для себя самого я туда поступил. Это был год нескончаемого счастья… Не знаю, как сложилась бы моя жизнь, но в конце первого курса театр не сделал отсрочку от армии (говорили, что артистам в том году не нужно было, и про студийцев попросту забыли), и я ушел в армию. За два года службы у меня сформировалось четкое понимание того, что я хочу быть артистом и никем иным».После демобилизации, Михаил Цитриняк поступил в Щукинское театральное училище (ВУЗ) на курс Народной артистки России Аллы Александровны Казанской и Владимира Петровича Поглазова. На том же курсе учились такие ныне известные артисты, как Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Андрей Леонов, Людмила Нильская, артисты и продюсеры Андрей Тартаков и Юрий Осипов, актёр, бард и композитор Борис Кинер...  

Со второго курса Михаил начинает заниматься режиссурой — ставит со своими однокурсниками и студентами старших курсов отрывки из пьес и литературных произведений. Всем становится ясно: Михаил Цитриняк — режиссер. Для многих было странно: как это второкурсник, который ничего еще о профессии не знает, работает со студентами выпускных курсов?! Но, ведь, получалось!

«Как же мне было обидно, — вспоминает Михаил Цитриняк, — когда после одного из самостоятельных показов отрывков ко мне подошёл замечательный педагог Альберт Григорьевич Буров и сказал: «Если бы ты так играл, как ставишь…».

Одним из дипломных спектаклей курса стал спектакль «Утиная охота» в постановке Михаила Цитриняка...

После окончания актерского факультета Михаила Цитриняка приглашают учиться сразу на третий курс очного режиссерского факультета, для чего было сделано исключение из строгих, незыблемых правил. Учась режиссуре у Е.Р. Симонова и В.А. Эуфера, Михаил начинает работать режиссером-стажером у Александра Леонидовича Дунаева на спектакле «Волки и овцы» по пьесе А. Островского в театре на Малой Бронной. Анатолий Васильевич Эфрос приглашает его режиссером-ассистентом на телевизионный спектакль «Ромео и Джульетта». Поставив дипломный спектакль «Иван Дурак и черти» по пьесе В. Коростылева в Чите, Михаил возвращается в Москву и в 1983 году начинает работать во МХАТе (тогда еще «едином и неделимом»). В 1985 году он ставит спектакль «Надежда» (по пьесе А. Червинского «Блондинка за углом»). Когда в том же 1985 году режиссер Валерий Фокин возглавляет Ермоловский театр, Михаил Цитриняк переходит работать к нему. В 1986 году Михаил Цитриняк ставит спектакль «Последний посетитель» по пьесе Вл. Дозорцева. В 1988 году Михаил Цитриняк уходит из театра и создает театр-студию «Наш Театр». В театре-студии работают талантливые актеры Ирена Лангеман, Андрей Претеев, Борис Кинер, Михаил Малиновский, Галина Иванова, режиссёр Михаил Борисов. В театре-студии Михаил Цитриняк ставит спектакли «Крик лангусты» Дж. Марелла в редакции Ж. Вильсона и «Игра для двух актеров» Т. Уильямса. В 1989 году в Германии в городе Магдебург по просьбе руководства театра Михаил вновь ставит «Последнего посетителя» Вл. Дозорцева.   В 1990 году Михаил Цитриняк избирается президентом Ассоциации театров-студий СССР.  

Однако маленькому бездотационному театру выживать было чрезвычайно трудно. Михаил Цитриняк находит спонсоров «Наш театр» регулярно гастролирует по стране и за рубежом... Но в 1990 году в Германию эмигрирует ведущая актриса театра — Ирена Лангеман, а затем и Борис Кинер уезжает жить и работать во Францию, что для маленького театра-студии явилось невосполнимой потерей — пришлось менять весь репертуар. Михаил Цитриняк ставит спектакли «Медея» по пьесе Ж. Ануя, «Камера» по пьесе И. Бубнова, сотрудничает с зарубежными актерами и режиссерами, осуществляющими в театре свои проекты, проводит международные театральные фестивали... Однако экономическая ситуация в стране усугубляется, государство облагает спонсорские деньги налогом, и меценаты исчезают... В начале девяностых театр прекращает своё существование.

С 1991 годы Михаил работает в Щукинском театральном институте старшим преподавателем, помощником художественного руководителя на курсе Народной артистки России Аллы Александровны Казанской. На курсе учатся такие известные в будущем актеры, как Амалия Мордвинова, Мария Голубкина, Григорий Сиятвинда, Алексей Кравченко, Ольга Тумайкина, Мария Аниканова, Юлия Авшарова, Ольга Понизова, Сергей Ланбамин, Ольга Моховая, Ирина Лосева, режиссеры Максим Кубринский и Татьяна Вилькина...  

В 1993 году Михаил Цитриняк работает режиссером известной телевизионной программы «Старая квартира» (кинокомпания АТВ).

В 1996 году Михаил Цитриняк начинает петь в дуэте вместе с актером, композитором, однокурсником и другом Борисом Кинером. Дуэт они называют — «Мастер Гриша».

«Договорились в течение 10 лет не заниматься ничем другим и начали ежедневные двухразовые репетиции. До этого я думал, что умею петь: оказалось — нет!

Пришлось заниматься вокалом с профессором консерватории..»

Усердие и актерская подготовка дают свои плоды: у дуэта появляются многочисленные поклонники и, как следствие — концерты, гастрольные туры, 6 альбомов... Однако через 9 лет работы Михаил все-таки «изменяет» Борису с сериалом «Не родись красивой» (кинокомпания «Амедиа): по приглашению своего ученика — актера, режиссера и продюсера Александра Назарова, — он начинает работать на этом проекте одним из режиссеров. Позднее, Михаил участвует в съёмках сериалов «Все смешалось в доме» («Амедиа»), «Срочно в номер-2» и  «Срочно в номер-3» («Мостелефильм»), участвует в разработке и снимает несколько серий передачи «Большой ремонт» («Кинокомпания Версия»), работает в кинокомпаниях «Мостелефильм», и «Кинокомпания Версия» креативным продюсером. 

В начале 2011 года Народная артистка России Юлия Рутберг предложила Михаилу Цитриняку поставить спектакль с ее участием в Вахтанговском театре. 

Михаил Цитриняк вспоминает: «Меня подкупила ее фраза: «Хочу вернуть смысл в театр!» Я с этим тезисом абсолютно солидарен... Зрителям судить — получается у нас или нет...»

Из трех предложенных пьес Юлия выбрала «Медею» Ж. Ануя... В марте 2011 года заявка на спектакль была одобрена художественным руководителем театра Римасом Туминасом. Премьера состоялась в сентябре 2011 года. В спектакле принимают участие: Медея — Народная артистка России Юлия Рутберг,

Ясон — Григорий Антипенко, Креон — Засуженный артист России Андрей Зарецкий, Кормилица — Инна Алабина / Наталья Молева, Мальчик — Василий Симонов.    

В 2012 году Юлия Рутберг, сыгравшая Медею в одноименном спектакле Михаила Цитриняка на сцене театра Вахтангова, стала лауреатом старейшей российской театральной премии «Хрустальная Турандот» и получила статуэтку за лучшую женскую роль.

За первым спектаклем последовал второй — «Игры одиноких» (по пьесе Нила Саймона «Глава вторая»). На роль Джорджа Шнайдера Михаил пригласил замечательного актера — Народного артиста России Андрея Ильина. В спектакле так же принимают участие: Лео Шнайдер — Заслуженный артист России Андрей Зарецкий, Дженни Мелоун — Заслуженная артистка России Елена Сотникова и Фей Медуик — Заслуженная артистка России Ольга Тумайкина. 

В 2013 году Михаил Цитриняк поставил в Вахтанговском театре спектакль «Крик лангусты» (Сара Бернар — Народная артистка России Юлия Рутберг, секретарь Питу — Народный артист России Андрей Ильин). Он повторно вернулся к этой пьесе Дж. Марелла в редакции выдающегося французского актера и режиссера Жоржа Вильсона, кардинально изменив решение спектакля. Если в первый раз это был рассказ о неувядающей красоте, то в этот — о всепобеждающей силе человеческого духа... Даже перевод пьесы изменился — первоначальный был потерян.

В 2015 году Михаил Цитриняк в рамках Театрального агентства «АртПартнер» осуществляет постановку пьесы Виталия Павлова «Семейный ужин в половине второго» (Ирина — Заслуженная артистка России Анна Большова, Алексей Викторов — артист Кирилл Гребенщиков / артист Егор Баринов, Тихон Семенович — Народный артист России Анатолий Васильев, Ксения Васильевна — Народная артистка России Ольга Остроумова / Заслуженная артистка России Ольга Волкова, Анатолий Скоробогатов — артист Андрей Рапопорт / артист Виктор Рудниченко).

«Для меня не имеет значения, где ставить — в стационарном московском театре или в антрепризе — условие одно и то же: это должен быть полномасштабный, без скидок на сложности гастрольных перевозок и переездов, нехватки денег на изготовление декораций и приглашения первоклассных специалистов (художник, композитор, балетмейстер) спектакль. И я рад, что глава агентства Леонид Семенович Роберман оказался в этом смысле моим единомышленником...»

В следующем — 2016 году — в театре «Вишневый сад» (худ. рук. Александр Михайлович Вилькин) Михаил Цитриняк осуществляет постановку спектакля «Ночь перед Рождеством» по мотивам одноимённой повести Н.В. Гоголя (инсценировка М. Цитриняка). 

Михаил Цитриняк: «Я в четвертый раз взялся за постановку этого спектакля. Предыдущие три были: на выпускном курсе Щукинского института, в Читинском областном и Белгородском драматическом театрах. Просто мне было жалко, что молодежный, веселый, музыкальный спектакль не идет в Москве. Эта работа — попытка взглянуть на историю взаимоотношений Украины и России, на два наших братских народа с иронией и самоиронией: все могло бы быть иначе, если бы на вопрос Екатерины Великой: «Так что же хотите вы?!», депутаты «от всего украинского народа» — запорожцы — рассказали ей о своих нуждах! Но тут Вакула закричал: «Черевики!» — и история пошла по известному сценарию...»

В 2017 году в «Театре современной антрепризы»  Альберта Могинова Михаил Цитриняк ставит спектакль «Карнавальная ночь.» по пьесе известного современного драматурга и сценариста Ганны Слуцки (Он — Заслуженный артист России Андрей Ильин, Она — Народная артистка России Юлия Рутберг, Маньяк — Илья Бледный).

«Я прочитал пьесу Ганны — «Маньяк», которая с успехом шла уже лет десять — и мне очень понравилась сама история, ее «архитектура». Я предложил написать новую пьесу: изменить профессию героев, перенести время действия в 1929 год, а место действия — в Венецию... Это предоставило иные возможности для фантазии художников (постановщик — Кирилл Данилов, художник по костюмам — Яна Кремер) и композиторов (Борис Кинер и Александр Прокопович). Для меня это откровенный, нелицеприятный рассказ о людях искусства: на что мы можем пойти ради спокойной, сытой жизни... И какими высокими словами при этом прикрываться.»

1, 2 и 3 апреля 2018 года в Москве и Санкт-Петербурге состоялись премьерные спектакли «Онегин-блюз» по поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (в главных ролях Народные артисты России Игорь Бутман и Алексей Гуськов).

«Когда Алексей и Игорь предложили мне этот проект, я не сразу согласился: хотелось был понять, как сформулировал Бутман — «на хрена тут саксофон»... Но, как только понял, что саксофон — это контрапункт к размеренной жизни общества (струнный квартет, играющий стилизованную под классику музыку) — дело пошло. Полтора года ушло на подготовку: изучение материала, написание сценария, поиск сценографического решения и — мы приступили репетициям. Хочется верить, что нам удалось показать зрителю всем известную историю в неожиданном ракурсе, рассказать что-то такое, о чём он и не думал».

6 октября 2020 года в Театре им. Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля в жанре музыкальной комедии по пьесе Эжена Лабиша — «Соломенная шляпка» в постановке Михаила Цитриняка: «Я мечтал поставить комедию на вахтанговской сцене – с Римасом Туминасом мы обсуждали несколько названий.  Именно Римас Владимирович предложил «Соломенную шляпку». В юбилейный, 100-ый, сезон было логично обратиться к материалу, который 80 лет назад так ярко и звонко прозвучал у вахтанговцев. Поклонники вышедшего на экраны в 1974 году музыкального фильма Леонида Квинихидзе с Андреем Мироновым в главной роли не услышат запомнившихся всем песен. Новые куплеты для нынешней постановки написаны Владом Старчевским на музыку Бориса Кинера и Александра Прокоповича. Главная движущая сила в этой истории, мотив поступков главного героя — любовь. Из-за любви, а не из-за денег Фадинар отправляется в безумную погоню за соломенной шляпкой.»

В том же 2020 году, 18 октября, Михаил Цитриняк и его коллеги по созданию спектакля «Онегин-блюз» — Леонид Роберман, Борис Кинер, Алексей Гуськов и Игорь Бутман были удостоены Царскосельской художественной премии за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства и укрепление международных культурных связей.

18 мая 2022 года в московском театре «Вишневый сад» состоялась премьера спектакля Михаила Цитриняка «Люби меня нежно» по мотивам пьесы Майкла Уилмота. В этом спектакле режиссер снова обращается к теме любви: «Люби меня нежно» — остроумная и трогательная комедия о попытке начать жизнь с чистого листа. Наш спектакль о любви — состоявшейся и несостоявшейся, о счастье, мимо которого так легко пройти, о жизненном выборе, который кроме тебя никто не сделает… А вот потом живи с этим выбором!».

Итак, к концу 2022 года в Москве и других городах можно увидеть 9 спектаклей Михаила Цитриняка. И все они пользуются неизменным успехом у зрителей.

Михаил Цитриняк: «К сожалению многие зрители стали воспринимать искусство театра либо, как нечто скучное, либо, как нечто «прикольное». Но театр — это не лекция, которую читает педагог-зануда... Но и не КВН! Не надо путать жанры! Это история, рассказанная артистами, режиссером, сценографом... История, которая должна взволновать зрителя... Можно посмотреть по «телеку» — «между супом и компотом» — французскую комедию, пару раз усмехнуться и сказать жене: «Хорошее кино посмотрел…» Со спектаклем этого быть не может! Театр, на мой взгляд — самый эмоциональный вид искусства... Если на спектакле ты не плакал и не смеялся, значит зря потратил время!..

Нельзя перебраться на новые берега театрального искусства, разрушив мост, соединяющий их с берегом Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда, Таирова… Я счастлив, что работал или был знаком (пусть даже шапочно) с такими великими людьми театра, как Анатолий Эфрос, Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Анатолий Васильев... Я видел их спектакли, считаю их своими учителями... Связь времен не должна прерываться! Это мое глубочайшее убеждение...»

Семья

Мама — Нинель Давидовна – работала финансистом в Министерстве приборостроения.

Отец — Григорий Маркович Цитриняк — получил высшее юридическое образование, но, поскольку конец сороковых ознаменовался пресловутой «борьбой с космополитизмом», работать по профессии у него возможности не было. Пришлось идти на завод, без отрыва от производства оканчивать технический вуз и становиться «советским инженером». Однако работа на заводе не была целью жизни Григория Марковича – он мечтал о журналистике. Начал с очерков и фельетонов, и к началу 70-х стал известным журналистом. Большую часть жизни Григорий Маркович проработал в «Литературной газете», где создал новый для того времени журналистский жанр – жанр диалогов. Это было время расцвета «Литературки». Тогда в газете образовался «кружок» блистательных советских журналистов, в который, кроме Григория Цитриняка, входили: А.З. Рубинов, Ю.П. Щекочихин, Ю.М. Рост, А.И. Ваксберг, Ольга Чайковская и др. Поскольку Григорий Цитриняк до четырех утра мог стучать на машинке, расшифровывая магнитофонную запись, Миша с детства слушал откровенные разговоры выдающихся писателей, артистов, деятелей культуры.

Михаил Цитриняк вспоминает: «С одной стороны под стук печатной машинки уснуть было почти невозможно, с другой – слушать живые голоса Ираклия Андроникова и Георгия Товстоногова, Виктор Розов и Алексея Арбузова, Майи Плисецкой и Родиона Щедрина было, конечно же, по-настоящему здорово!»

Театральные постановки

Режиссёр телепередач

  • 1993 — «Старая квартира», кинокомпания АТВ «Большой ремонт», кинокомпания «Версия»;
  • 2003 — «Большой ремонт», кинокомпания «Версия».

Награды

Фильмография

Роли

Режиссер сериалов

Ссылки