Митрополит Киевский и всея Руси

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Митрополит киевский»)

Митрополи́т Ки́евский и всея́ Руси́ — титул предстоятеля Русской церкви в период её нахождения в составе Константинопольского патриархата.

История

Титул митрополита Был учреждён после Крещения Руси в 988 году.

Несмотря на то, что в 1299 году Киев, вследствие разорения и запустения из-за монголо-татарского ига, перестал быть местом постоянного пребывания русского православного митрополита и его двора, все митрополиты, резиденции которых находились как во Владимире, так и в Москве, продолжали именоваться митрополитами Киевскими и всея Руси.

С 1461 года, после начала автокефалии восточно-русских епархий, находившихся в составе Московского государства, митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться митрополитами Московскими и всея Руси, а митрополиты западной Руси, имевшие резиденции в Новогрудке, Киеве и Вильно, стали именоваться митрополитами Киевскими, Галицкими и всея Руси, поскольку кафедральным городом оставался Киев[1].

В 1595 году Киевская митрополия приняла унию с Римско-католической церковью, став таким образом католической, и образовав Русскую униатскую церковь, предстоятель которой принял титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси.

В 1620 году была восстановлена православная Киевская митрополия, глава которой вновь стал носить титул Митрополита Киевского и всея Руси.

В 1686 году, после присоединения Украины к России, Киевская митрополия была присоединена к Московскому патриархату.

Киевская митрополия (988—1458)

Илл. Имя Начало Конец Примечание
Корона Михаил I 988 991 О времени управления им Киевской митрополией существует два мнения: одни считают его первым митрополитом Киевским, другие — вторым, после Леонтия. Вопрос остаётся спорным. Исконное предание Русской церкви признавало первым митрополитом Киевским Михаила.
Леонтий 992 1007 О времени управления им Киевской митрополией существует два мнения: одни считают его первым митрополитом Киевским, другие вторым, после святителя Михаила. Вопрос остаётся спорным.
Феофилакт ? 987 ? 987 Первый засвидетельствованный источниками митрополит Киевский. По одним данным, он был первым Киевским митрополитом. По другим, следующим за Михаилом и управлял в 991—997 годах.
Иоанн I 1008 1035 Возможно, первый митрополит русского происхождения.
Феопемпт ок. 1035 1039
Кирилл I Грек ок. 1050 ? Не упоминается в русских летописях, только на 1050 год упоминается в 1624—1626 годах.
Корона Иларион Русин 1051 1054 Первый митрополит, чьё русское происхождения считается достоверным.
Ефрем 1054—1055 ок. 1065
Георгий ок. 1065 ок. 1076
Корона Иоанн II не позднее 1076—1077 после августа 1089
Иоанн III лето 1090 ранее 14 августа 1091
Николай ок. 1093 ранее 1104
Никифор I 18 декабря 1104 апрель 1121
Никита 15 октября 1122 9 марта 1126 После него около пяти лет кафедра митрополии Русской оставалась праздною.
Михаил II лето 1130 1145 На основании его послания можно догадываться, что Михаил сложил с себя сан митрополита (отписался митрополии) в ходе кризиса, виновником которого, по-видимому, был он сам.
Климент Смолятич 27 июля 1147 начало 1155 Первый русский богослов, второй митрополит русского происхождения. Киевский князь Изяслав Мстиславич поставил Климента Смолятича митрополитом без санкции патриарха Константинопольского, что вызвало огромное неудовольствие и противодействие среди церковнослужителей-греков. После смерти Изяслава (1154) принуждён был оставить митрополичью кафедру.
Корона Константин I 1156—1158 1159 Низложил всех иерархов, поставленных Климентом Смолятичем. Князья решили устранить от кафедры обоих прежних митрополитов, Климента и Константина, и просить у патриарха Константинопольского нового первосвятителя для России. Но Константин умер прежде принятия решения.
Феодор август 1160 июнь 1163 После смерти Феодора шла речь о повторном поставлении Климента Смолятича.
Иоанн IV весна 1164 1166
Константин II 1167 1169—1170 Вступил в конфликт с Киево-Печерским монастырём; подверг епитимье печерского игумена Поликарпа. Эта мера вызвала такое раздражение против него, что разграбление Киева войсками Андрея Боголюбского рассматривалось как божественное возмездие за «неправду митрополичью».
Михаил III весна 1171 ? Русским источникам неизвестен.
Никифор II ранее 1183 после 1201
Матфей ранее 1210 19 августа 1220
Кирилл I (II) Блаженный 1224—1225 лето 1233
Иосиф 1236 ок. 1240
Кирилл II (III) 1242—1247 27 ноября 1281
Корона Максим 1283 6 декабря 1305 Перенёс митрополичью резиденцию («седалище») из Киева в Брянск, а затем (в 1299 году) во Владимир.
Корона Пётр 1308 21 декабря 1326 Первый из митрополитов Киевских, имевших постоянное местопребывание в Москве (с 1325 года).
Корона Феогност 1328 1353
Корона Алексий (Бяконт) 1354 1378
Михаил (Митяй) 1379 Наречённый митрополит, поставлен князем. Для утверждения сана митрополита Митяй вынужден был совершить поездку в Константинополь, во время которой скончался.
Корона Киприан 1381 1383 Фигура Киприана, не приемлемая для Константинополя (он не был канонически поставленными митрополитом), была неприемлема и для Орды (так как он не мог представлять Константинополь). Киприан был удален из Москвы, а Пимен возвращен из ссылки и занял престол митрополии всея Руси.
Пимен 1382 1384, фактически до 1389
Корона Дионисий 1383 1385
Корона Киприан 1390 1406 Повторно.
Корона Фотий 1408 1431
Герасим 1433 1435
Исидор 1437 1458 В годы архиерейства митрополита Исидора в Москве был поставлен параллельный митрополит Иона.
Корона Иона 1448 1461 Параллельно Исидору.

С 1461 года после начала автокефалии восточно-русских епархий, находившихся в составе Московского государства, митрополиты, имевшие кафедру в Москве, стали именоваться Московскими и всея Руси (или Руссии).

Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Руси (1458—1596)

Киевская митрополия (с 1620)

В 1620 году Иерусалимский патриарх Феофан III посвятил нового митрополита Киевского и всея Руси (а также епископов на другие кафедры). Митрополия восстановлена в Киеве.

  1. Иов Борецкий (1620—1631)
  2. Исаия Копинский-Борисович (20.07.1631 — 05.10.1640)
  3. Петр Могила (28.04/08.05.1633 — 31.12.1646)
  4. Сильвестр Коссов (1648—1657)
  5. Дионисий Балабан (1658—1663)
  6. Иосиф Нелюбович-Тукальский (1663—1675)
  7. Гедеон Четвертинский (1685—1686) (поставлен без согласования с патриархом Константинопольским, которое было получено задним числом).

В 1685 году Киевская митрополия (де-факто только находившиеся в политическом единстве с Москвой Киевская и Черниговская епархии) подчинены патриарху Московскому. Это решение в 1686 году подтвердил патриарх Константинопольский Дионисий[2]. В 1924 году патриарх Константинопольский Григорий VII в томе о даровании автокефалии Польской православной церкви о переподчинении Киевской митрополии писал о неканоничности данного перехода: «Первое отделение от Нашего Престола Киевской Митрополии и Православных Митрополий Литвы и Польши, зависящих от неё, а также присоединение их к Святой Московской Церкви совершилось не по предписаниям канонических правил, также не было соблюдено все то, что было установлено относительно полной церковной автономии Киевского Митрополита, который носил титул Экзарха Вселенского Престола». «Журнал Московской Патриархии» (1953): «Обращаясь к деятельности Константинопольского патриарха Григория VII по отношению к Русской Православной Церкви, мы вправе характеризовать эту деятельность, как дальнейшее претворение в жизнь идей патриарха Мелетия IV о первенстве власти Вселенского престола, об обязательном и исключительном подчинении этому престолу всей православной диаспоры. Прежде всего отмечаем открытое посягательство патриарха Григория VII на судебную власть патриарха Московского и Собора епископов Русской Церкви, посягательство, имевшее место в деле так называемого „обновленческого раскола“[3][4]».

В послании от 27 декабря 1923 года № 5856 Григорий VII называл обновленцев «незаконными захватчиками церковной власти в России», именуя Тихона (Беллавина) «единственным законным высшим главою церковной власти Российской Церкви». В январе следующего года его позиция по обновленцам изменилась: в первые месяцы 1924 года Синод Константинопольского патриархата принял постановления, направленные на выяснение церковно-канонической ситуации в СССР, и назначил четырёхчленную Патриаршую миссию для поездки в Москву с такой целью. В июне того же года патриарх Московский Тихон (арестованный 12 мая 1922 года и весной 1923 года низложенный обновленческим «Вторым Поместным всероссийским собором»), в ответ на полученное им 6 июня 1924 года письмо от представителя Константинопольского патриарха в Москве архимандрита Василия (Димопуло) с выписками из протоколов заседаний Синода Константинопольской церкви, писал патриарху Григорию: «Представитель Вселенской Патриархии, Глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и Главой всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви <…> Всякая посылка какой-либо комиссии без сношенний со мною, <…> без моего ведома незаконна, не будет принята русским православным народом, и внесёт не успокоение, а ещё большую смуту и раскол. <…> Позволительно усумниться и в предполагаемой Вашим Святейшеством мере умиротворении Церкви — моего удаления от управления Церковью и хотя бы временного упразднения Патриаршества на Руси». В конце патриаршества Григорий VII вновь изменил позицию, заявив о непризнании обновленчества.

Униатские митрополиты Киевские, Галицкие и всея Руси

См. также

Примечания

  1. Флоря Б. Н. Западнорусская митрополия // Православная энциклопедия. — М., 2008. — Т. XIX : «Ефесянам послание — Зверев». — С. 612—615. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-034-9.
  2. Bureha V., 2008, п. Переговоры в Константинополе. — Прим. 54 со ссылкой на Акты юго-западной Руси. — Ч. 1. — Т. V. — С. 182–184, 189–191.
  3. Bureha V., 2008, Итоги. — Прим. 64 со ссылкой на:
    Ігор (Ісіченко), архієпископ. Історія Христової Церкви в Україні. — Б. м.: Акта, 2008. − С. 305. (укр.)
    Полонська-Василенко Н. Історичні підвалини УАПЦ. — Мюнхен, 1964. — С. 113—116. (укр.)
  4. ПРИСОЕДИНЕНИЕ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ К МОСКОВСКОМУ ПАТРИАРХАТУ: КАК ЭТО БЫЛО. Дата обращения: 8 октября 2018. Архивировано 8 октября 2018 года.

Ссылки