Мирандолина (балет)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Мирандолина»)
Мирандолина
Композитор Сергей Василенко
Автор либретто Пётр Аболимов и Владимир Варковицкий
Источник сюжета комедия Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы»
Последующие редакции Василий Вайнонен
Количество действий 3
Год создания 1946
Первая постановка 1948
Место первой постановки Молдавский музыкально-драматический театр

«Мирандоли́на» — балет Сергея Василенко в 3 актах 6 картинах. Либретто Петра Аболимова и Владимира Варковицкого по мотивам комедии Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы»[1].

История создания

Сергей Василенко создал свой восьмой балет «Мирандолина» по либретто Петра Аболимова и Владимира Варковицкого в 1946 году по заказу Большого театра. Композитор использовал в этом балете материал своей 3-й (Итальянской) симфонии для домброво-балалаечного оркестра с духовыми, сочинённой в 1934 году. Партитура оказалась удачной и давала широкие возможности балетмейстеру:«Сценарий, созданный с отличным знанием законов хореографического спектакля, и эмоционально выразительная музыка позволяли создать веселый лирико-комедийный балет»[2].

Первоначально предполагалось, что ставить балет будет Владимир Варковицкий, но решение о постановке в Большом театре откладывалось из-за увольнения балетмейстера из театра. Премьера балета прошла в Молдавском музыкально-драматическом театре в 1948 году. По отзывам прессы, постановка не удалась: «Постановщик не сумел добиться от исполнителей четких сценических характеристик, в результате из спектакля выпала его сценическая основа — комедийность»[3].

В том же году Большой театр вернулся к балету Василенко, но постановщиком был назначен Василий Вайнонен, в 1948 году вновь начавший работать на главной сцене страны. Балетмейстер получил готовые либретто и партитуру, которыми остался доволен. Но создатель партии Кавалера Рипафратта Алексей Ермолаев не согласился с музыкальной трактовкой своего образа, строившейся на «тяжёлых, "неповоротливых" созвучиях и пустых квартах, иначе говоря, музыку пантомимного характера, рисующую довольно примитивную, "стоячую", грузную и скучную натуру»[4].

Вайнонен и Ермолаев отправились к Василенко и «попросили композитора решить тему Рипафратты более танцевально, чтобы образ приобрёл своеобразное обаяние, изящество... Василенко, очень хорошо чувствовавший театральность, согласился и написал совершенно новую музыку с вариациями для Кавалера и с очень подвижной, "ловкой" мелодией пантомимных сцен»[4].

Для Василия Вайнонена тема и музыка балета оказались близки, его увлекал карнавальный дух итальянской комедии и возможность создать множество ярких игровых образов. К тому же, по мнению его вдовы Клавдии Армашевской: «Вайнонену, кроме всего прочего импонировало в этой работе и то, что он мог использовать и сохранить в "Мирандолине" некоторые находки из своей "Арлекинады", которая к тому времени уже не шла»[5]. («Арлекинаду» балетмейстер поставил в Минском театре оперы и балета в 1946 году). «Мирандолина» стала одной из последних удач балетмейстера, к тому же, «хореографический текст спектакля был насыщен такими игровыми ситуациями, которые сами собой предполагали проявление исполнительской инициативы, выдумки, оставляли широчайший простор актёрской импровизации»[6].

Успех спектакля с постановщиком разделила и создательница заглавной партии Ольга Лепешинская: «У Вайнонена и Лепешинской получился спектакль-праздник, на который послевоенная Москва ломилась, позабыв о тяготах разрухи. Лепешинская превратилась в экспансивную итальянку. Лукавая, хитрая со своими знатными поклонниками и страстная с любимым Фабрицио, она пленяла зал. Зал хохотал, как это нечасто бывало в балете: комедия состоялась! С бубном в руке Лепешинская выходила в тарантелле — и зрители с трудом сдерживались, чтобы не пуститься в пляс. Среди зрителей было немало офицеров и солдат, прошедших через госпиталя: "Мирандолина" врачевала фронтовые раны»[7].

Действующие лица

  • Мирандолина, хозяйка гостиницы
  • Фабрицио, слуга
  • Граф Альбафьорита
  • Маркиз Форлипополи
  • Кавалер Рипафратта
  • Слуги, служанки
  • Уличные танцоры, цыганки, цыгане
  • Музыканты

Сценическая жизнь

Молдавский театр оперы и балета

Премьера прошла в 1948 году[8]

Балетмейстер-постановщик Г. В. Перкун, художник-постановщик Д. М. Мордохович

Действующие лица
  • Мирандолина — Р. Д. Личкова
  • Фабрицио — Г. Ш. Абраимов
  • Кавалер Рипафрата — К. А. Шевиев
  • Граф Альбафьорита — Р. Рохман
  • Маркиз Форлипополи — Р. Халецкий

Большой театр

Премьера прошла 16 января 1949 года на сцене Филиала

Балетмейстер-постановщик Василий Вайнонен, художник-постановщик Ниссон Шифрин, дирижёр-постановщик Семён Сахаров

Действующие лица
  • Мирандолина, хозяйка гостиницы — Ольга Лепешинская, затем Марина Семёнова, Софья Головкина, Нина Чорохова (Чкалова), Раиса Стручкова
  • Фабрицио — Юрий Кондратов, затем Юрий Гофман, Леонид Жданов
  • Кавалер Рипафрата — Алексей Ермолаев, затем Сергей Корень, Анатолий Кузнецов, Владимир Левашёв
  • Граф Альбафьорита — Александр Радунский, затем Александр Бегак
  • Маркиз Форлипополи — Алексей Жуков, затем Михаил Гуров
  • Слуга кавалера Рипафрата — Ной Авалиани
  • Слуга графа Альбафьорита — Алексей Варламов
  • Слуга маркиза Форлипополи — Николай Попко
  • Цыганка — Вера Васильева, затем Наталья Касаткина
  • Лирический танец — Татьяна Лазаревич, Галина Петрова, Минна Шмелькина, Николай Голышев, Леонид Жданов и Юрий Жданов
  • Шуты — Глеб Евдокимов и Евгений Меченко
  • Испанка — Валентина Галецкая, затем Ядвига Сангович, Сусанна Звягина, Алла Богуславская
  • Чёрт — Георгий Фарманянц

Спектакль прошёл 54 раза, последнее представление 24 мая 1959 года

Постановки в других театрах

Внешние изображения
Сцена из спектакля в исполнении артистов Народного театра балета Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького

1951 — Национальный театр в Либереце, Чехословакия, балетмейстер-постановщик Й. Юдль

1952 — Национальный театр в Брно, Чехословакия, балетмейстер-постановщик М. Цвейичова

1954Софийская народная опера, балетмейстер-постановщик Надежда Кираджиева

1957 — Народный театр балета Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького, балетмейстер-постановщик Ю. Д. Воронцов

1958Горьковский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Л. А. Серебровская, художник-постановщик Анатолий Мазанов

1965Ташкентский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик Анатолий Кузнецов (по Вайнонену)

1968 — Народный театр балета завода «Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону), под названием «Трактирщица», балетмейстер-постановщик И. А. Тиме

1974 — Рижский театр оперы и балета, балетмейстер-постановщик И. Строде

Действующие лица
  • Мирандолина, хозяйка гостиницы — Зита Эрсс
  • Фабрицио — Модрис Церс

Музыкальный театр Северной Осетии

Библиография

  • Таиров Б. «Мирандолина» в Молдавском государственном театре оперы и балета // Советская Молдавия : газета. — Кишинев, 1948. — № 3 марта.
  • Кригер В. «Мирандолина» // Советский артист : газета. — М., 1959. — № 18 февраля.
  • Иванова С. Новое. Мирандолина // Марина Семенова. — М.: Искусство, 1965. — С. 163—166. — 196 с. — 30 000 экз.
  • Армашевская К., Вайнонен Н. Постановки 1948—1953 годов // Балетмейстер Вайнонен. — М.: Искусство, 1971. — С. 219—229. — 278 с. — 10 000 экз.
  • Кузнецова И. Кавалер ди Рипафрата // Алексей Ермолаев. Сборник статей. Антология. — М.: Искусство, 1974. — С. 202—211. — 296 с. — 25 000 экз.
  • Королева Э. На пути к балетному театру // Спектакль. Балетмейстер. Танцовщик. — Кишинев: Литература артистикэ, 1977. — С. 14—15. — 164 с. — 5000 экз.
  • Солодовников А. Ольга Лепешинская. — М.: Искусство, 1983. — С. 187—197. — 240 с. — (Солисты балета). — 25 000 экз.
  • Львов-Анохин Б. Сергей Корень. — Л.: Искусство, 1988. — 250 с. — (Солисты балета). — 25 000 экз.
  • Беляева-Челомбитько Г. Правда искусства, правда характеров // Раиса Стручкова. — М.: Редакция журнала "Балет", 2002. — С. 128—131. — 224 с. — 3000 экз. — ISBN 5-901818-03-2.

Примечания

  1. [www.pro-ballet.ru/html/m/mirandolina.html Мирандолина] // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997.
  2. Королева Э. На пути к балетному театру // Спектакль. Балетмейстер. Танцовщик. — Кишинев: Литература артистикэ, 1977. — С. 14. — 164 с. — 5000 экз.
  3. Таиров Б. «Мирандолина» в Молдавском государственном театре оперы и балета // Советская Молдавия : газета. — Кишинев, 1948. — № 3 марта.
  4. 4,0 4,1 Кузнецова И. Кавалер ди Рипафрата // Алексей Ермолаев. Сборник статей. Антология. — М.: Искусство, 1974. — С. 207. — 296 с. — 25 000 экз.
  5. Армашевская К., Вайнонен Н. Постановки 1948—1953 годов // Балетмейстер Вайнонен. — М.: Искусство, 1971. — С. 219—229. — 278 с. — 10 000 экз.
  6. Иванова С. Новое. Мирандолина // Марина Семенова. — М.: Искусство, 1965. — С. 164. — 196 с. — 30 000 экз.
  7. Замостьянов А. Мирандолина для фронтовиков // Национальная безопасность : журнал. — М., 2011. — № 7 октября. Архивировано 19 января 2012 года.
  8. Мирандолина Архивная копия от 14 мая 2013 на Wayback Machine // Балет: Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981.

Ссылки