Метакогнитивные процессы
Метакогнити́вные проце́ссы (от др.-греч. μετα-, μετά и лат. cognitiō — «знание»; метапозна́ние[1]) — «знание о знании», «мышление о мышлении», «осознание осознания» и т. п.[2]. Изучение метапознания восходит к работам Аристотеля (384—322 д.н. э.): О душе и Parva Naturalia[англ.][3].
Основные идеи
Понятие метапознания ввёл Джон Флейвелл (англ. John Flavell) в 1976 году и определил его как совокупность знаний человека об основных особенностях познавательной сферы и способах её контроля[4]. Дж. Флейвелл выделил четыре компонента метапознания: метакогнитивные знания, метакогнитивный опыт, цели и стратегии.
А. Браун (англ. A. L. Brown) определяет метапознание как знание о своем собственном знании[5]. Она разделила метапознание на две широкие категории:
- знание о познании — совокупность видов деятельности, включающих сознательную рефлексию над когнитивными действиями и способностями;
- регуляция познания — совокупность видов деятельностей, требующих механизмов саморегуляции на протяжении обучения или решения проблем.
Также А. Браун указывает, что метапознавательные процессы позволяют регулировать и контролировать процесс обучения и состоят из ряда процессов:
- процесса планирования деятельности (формирование плана, предвидение результата, анализ возможных ошибок);
- процесса контроля деятельности
- процесса проверки результатов познавательной деятельности.
Р. Клюве (англ. R. Kluwe), в свою очередь, выделяет в структуре метапознания два процесса, которые осуществляют контроль и регулирование когнитивных процессов:
- процессы контроля — процессы, помогающие идентифицировать задачу, над которой работает человек, оценить продвижение своей работы и предсказать результат;
- процессы регулирования — процессы, помогающие распределить ресурсы для текущей задачи, определить порядок шагов, которые будут приняты для решения задачи.
В своей работе Д. Ригли, П. Шетц, Р. Гланц и С. Вайнштейн определяют метапознание как процесс использования рефлексии для сознательного изучения своего мышления, осознания собственных стратегий мыслительной деятельности. Они включают в себя планирование, выбор стратегий деятельности, мониторинг познавательной деятельности[6].
С. Тобиас и Х. Т. Эверсон (англ. S. Tobias и H. T. Everson) предложили иерархическую модель метапознавательных способностей: мониторинг знаний, оценка обучения, выбор стратегии и планирование[7]. Причём мониторинг знаний они определяют как способность человека знать, что он знает и чего не знает, мониторинг знаний является предпосылкой для других метакогнитивных умений.
Российские теории
М. А. Холодная, как и ряд других авторов, придерживается идеи, что метапознание не ограничивается осознанным контролем. Исследуя проблему устройства интеллектуальной сферы (ментального опыта), М. А. Холодная выделяет три уровня опыта[1]:
- когнитивный опыт — ментальные структуры, которые обеспечивают хранение, упорядочение и преобразование наличной и поступающей информации;
- метакогнитивный опыт — ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольную и произвольную регуляцию интеллектуальной деятельности. Метакогнитивный опыт включает в себя непроизвольный интеллектуальный контроль, произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивную осведомленность и открытую познавательную позицию.
- интенциональный опыт — ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей.
Метакогнитивные искажения
Metcalfe и Shimamura отмечают, что при исследовании метакогниции основной методологической проблемой является проблема объективности и точности метакогнитивных суждений, которая связана с рядом феноменов[8]
- Феномен чувства знания — погрешность в точности актуализации знаний;
- Иллюзия знания — метакогнитивное искажение, при котором человек преувеличивает степень понимания материала (то есть оценка уровня понимания материала на 50-60 % выше фактического уровня выполнения задания);
- Эффект Даннинга — Крюгера — метакогнитивное искажение, при котором люди с низкими когнитивными способностями склонны завышать последние, и, наоборот, лица с высокими способностями склонны занижать свою самооценку[9][10][a].
Литература
- Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 352 с.
- Чернокова Т. Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования // Вестник Поморского университета. — 2011. — № 3. — С. 153 −158.
Примечания
Комментарии
- ↑ По словам Бертрана Рассела
Фундаментальная причина всех проблем современного мира заключается в том, что глупцы всегда уверены [в своих знаниях], тогда как умные постоянно сомневаются.
Оригинальный текст (англ.)[показатьскрыть]The fundamental cause of the trouble is that in the modern world the stupid are cocksure while the intelligent are full of doubt.
Сноски
- ↑ 1,0 1,1 Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- ↑ Касавин И. Т.. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009
- ↑ Colman, Andrew M. metacognition // A Dictionary of Psychology (англ.). — 4. — Oxford: Oxford University Press, 2001. — P. 456. — (Oxford Paperback Reference). — ISBN 9780199657681.. — «Writings on metacognition can be traced back at least as far as De Anima and the Parva Naturalia[англ.] of the Greek philosopher Aristotle (384-322 BC) [...].».
- ↑ Flavell J. H. Metacognitive Aspects of Problem Solving // The Nature of Intelligence. Hillsdale / ed. by L.B. Resnick. N.Y., 1976
- ↑ Brown A. L. Metacognition, executive control, self-regulation and other more mysterious Mechanisms // Metacognition, Motivation, and Understanding. Ch. 3, New Jersey, 1987
- ↑ Ridley D., Schuts P., Glanz R., Weinstein C. Self-regulated Learning: the Interactive Inuence of Metacognitive Awareness and Goal-setting // J. of Experimental Education. 1992. No 60
- ↑ Tobias S., Everson H. T. Knowing what you know and what you don’t: further research on metacognitive knowledge monitoring // College Board Research Report 2002-3, New York, 2002
- ↑ Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 352 с.
- ↑ Kruger, Justin; David Dunning. Unskilled and Unaware of It: How Difficulties in Recognizing One's Own Incompetence Lead to Inflated Self-Assessments (англ.) // Journal of Personality and Social Psychology : journal. — 1999. — Vol. 77, no. 6. — P. 1121—1134. — doi:10.1037/0022-3514.77.6.1121. — PMID 10626367.
- ↑ BBC:"The more inept you are the smarter you think you are" . Дата обращения: 18 ноября 2014. Архивировано 21 мая 2016 года.