Теория 4P

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Маркетинг-микс»)

Теория (концепция) 4P (англ. Marketing mix, комплекс маркетинга) — маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования:

Комплекс маркетинга — набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.[2]

Считается, что модель маркетинг микс включает все необходимые параметры продукта, которые может контролировать и развивать маркетолог для результативного продвижения товара на рынке.

Цель комплекса маркетинга — разработать стратегию, которая позволит повысить воспринимаемую ценность товара, а также поможет максимизировать долгосрочную прибыль компании на рынке.

Впервые модель «4P», в своей современной форме была опубликована Э. Дж. Маккарти в 1960[3]. Позднее в популяризацию этого подхода внес существенный вклад Филип Котлер.

В различных ситуациях и отраслях встречаются следующие расширения:

  1. Package — упаковка
  2. Purchase — покупка (процесс принятия решения о конкретной покупке и опыт после)
  3. People — клиенты (VIP-клиенты, конкретные персоны)
  4. Personnel — персонал
  5. Process — процесс, опыт покупателя (например, визит в гипермаркет, требующий много времени)
  6. Planning — процесс планирования во времени, без которого все другие условия теряют смысл
  7. Profiting — процесс оценки эффективности маркетинговых мероприятий и их влияния на будущие продажи
  8. Purposes — установка целей для достижения бизнес и маркетинг целей.

На базе этой маркетинговой модели были построены модели:

  • Модель 4C;
  • Модель 5P: 4P + People — работники, «лидеры мнений», крупные клиенты;
  • Модель 6P (5P+I): Модель 5P + Image;
  • Модель 7P: (5P и ещё два элемента, которые в большей степени относятся к рынкам B2B и рынкам услуг[4]: process — процесс взаимодействия между потребителем и компанией + physical evidence — физическое подтверждение (окружение), офис компании, обстановка номеров в отеле.
  • Модель 12P (1. Product; 2. Price; 3. Place; 4. Promotion; 5. Physical Evidence; 6. People; 7. Process; 8. Public; 9. Packaging; 10. Positioning; 11. Perception; 12. Personal Selling)[5].

Примечания

  1. Kerin, Hartley and Rudelius Marketing, The Core Архивная копия от 4 января 2012 на Wayback Machine 4th Edition, McGraw Hill Publishing, — 2001.
  2. Филип Котлер. Основы маркетинга. Краткий курс. — 2015. — 496 с. — ISBN 978-5-8459-2013-3.
  3. Donald C. Marschner, E. Jerome McCarthy. Basic Marketing: A Managerial Approach // Journal of Marketing. — 1972-01. — Т. 36, вып. 1. — С. 106. — ISSN 0022-2429. — doi:10.2307/1250877.
  4. О. А. Кожушко, И. Чуркин, А. Агеев и др. Интернет-маркетинг и digital-стратегии. Принципы эффективного использования. — Новосибирск: РИЦ НГУ, 2015. — С. 18—20. — ISBN 978-5-4437-0445-6, ББК У290с51я73-1.
  5. Резник Г. А. Введение в маркетинг- М.: ИНФРА-М, 2014 — С.77. — 202 с. — ISBN 978-5-16-009459-5

Литература

Филип Котлер. Основы маркетинга. Краткий курс. — 2015. — 496 с. — ISBN 978-5-8459-2013-3.