Ордубади, Мамед Саид

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Мамед Саид Ордубади»)
Мамед Саид Ордубади
азерб. Məmməd Səid Ordubadi
Mammad Said Ordubadi.jpg
Имя при рождении Мамед Гаджи-ага оглы Ордубади
Место рождения Ордубад,
Нахичеванский уезд,
Эриванская губерния,
Российская империя
Место смерти Баку, Азербайджанская ССР, СССР
Гражданство (подданство)  Российская империя
 СССР
Род деятельности Писатель,журналист
Жанр Стихи, романы
Язык произведений азербайджанский
Награды
Орден Ленина Орден «Знак Почёта»  — 1938
Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР — 1938
http://ordubadi.ev-muzeyi.az/az/

Маме́д Саи́д Ордубади́ (азерб. Məmməd Səid Ordubadi, настоящее имя Мамед Гаджи-ага оглы; 24 марта 1872, Ордубад, Эриванская губерния, Российская империя — 1 мая 1950, Баку, Азербайджанская ССР) — азербайджанский советский писатель, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1938). Печатался с 1903. В 1930-х годах стал основоположником жанра исторического романа в азербайджанской литературе[1].

Творчество

Родился Мамед Сеид Ордубади 24 марта 1872 года в старинном городе Ордубад Нахичеванского уезда в семье прославленного поэта, который писал стихи под псевдонимом «Фагир». Он содержал семью сочиняя стихи для знатных людей[2]. После смерти отца Мамед Сеид в 14 лет, вместе с матерью начал работать на шёлковой фабрике. В 1904 году Ордубади пишет своё произведение «Qəflət»[3].

В ранних произведениях Ордубади выступает с антиармянских и панисламистских позиций («Канлы Саналар» (Кровавые годы), «Последние дни Андалусии»)[4]. В первых сборниках стихов «Беспечность» (1906) и «Родина и свобода» (1907) определяются такие черты его поэзии, как призыв к свободе, критика невежества и фанатизма. Революция 1905—07, сотрудничество в журнале «Молла Насреддин» способствовали формированию революционного миропонимания писателя. В своих сатирических произведениях писатель боролся против религии, духовенства и дворянства. Мамед Сеид в это время переезжает в Джульфу. Тут он вступает в социал-демократическую партию «Гуммет»[3]. В это время Ордубади встречается с армянским военачальником Андраником Озаняном. Андраник перешёл через границу Османской империи и прибыл в Нахичевань. Услышав об этом, Мамед Сеид решил с ним встретиться. Сам он так описывает это событие:

«Чтобы побеседовать с важными гостями, Хашим бек Везиров отправляет меня как репортёра. Я с удостоверением репортёра отправился в поместье Абрамова для встречи с Андраником. Когда я взял кофе в руки, он обратился ко мне:

— Простите. Вы аджеми или кавказец?

— Кавказец, и из-за того, что я кавказец, пришёл к вам.

— Я рад, что перешедший кавказскую границу, первым на встречу ко мне пришёл тюрок. Вместе с этим прошу, чтобы наш диалог не был опубликован в газете. В нашем разговоре нет сути, чтобы опубликовать это в прессе.

— Вот о чём я говорю. Пока не пришло время, чтобы важные разговоры появились в прессах»[5].

Мамед Сеида Ордубади сажают в тюрьму Нахичеване, позже направляют в Тифлис, затем в Баиловскую тюрьму в Баку. Оттуда его ссылают в Царицыно. Там он дав взятку приобретает паспорт и направляется в Ростов[6]. После Октябрьской революции Ордубади вступил в ряды компартии и участвовал в походах Красной армии в качестве сотрудника одной из красноармейских газет.

С 1920 состоял ответственным редактором газеты «Йени йол» (Новый путь) — органа Бакинского комитета партии. Был членом АЗАПП со дня её основания. В 1926 Ордубади написал актуальную пьесу о борьбе с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях.

В романах «Путешествие двух мальчиков в Европу» (1908), «Несчастный миллионер» (1914) высказаны просветительские идеи, дана критика деспотического режима в феодальном Иране. В 1933 издал роман «Тавриз туманный» в котором изображает персидскую революцию 1908, критикуя работу духовенства, русского самодержавия и крупного купечества.

В 1935 году составил либретто для оперы «Наргиз» Муслима Магомаева[7].

В 1936 году составил либретто (совместно с поэтом Хабибом Исмаиловым) для оперы «Кёроглы» Узеира Гаджибекова[8].

В 1939 году составил либретто для оперы «Низами» Афрасияба Бадалбейли.

В своих поэтических и беллетристических произведениях последнего периода Ордубади развивает идею единения трудящихся армян, грузин и турок («Арарат») в связи с советизацией Закавказья; рисует распад азербайджанской буржуазии («Кладбище»).

Основное содержание романов «Борющийся город» (1938), «Подпольный Баку» (1940) — освободительное движение в Азербайджане революционная борьба бакинского пролетариата.

Роман «Меч и перо» (194648), действие которого происходит в средневековом Азербайджане, посвящён поэту Низами. Написал также ряд драматургических произведений, либретто опер и оперетт; перевёл на азербайджанский язык произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Акопяна и др. Награждён орденом Ленина, орденом «Знак Почёта» (1938)[9] и медалями.

М. С. Ордубади умер 1 мая 1950 года. Похоронен в Баку на Аллее почётного захоронения.

Память

Литература

  • Аскеров, Бахтияр. Особенности исторических пьес М.С.Ордубади // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009 № 1 с.207-209

Примечания

  1. Фейзуллаева А. Г. Азербайджанские писатели в России: роль контактных связей в историческом развитии национальной литературы. — Б.: Элм, 2006. — С. 129. — 321 с.

    В историю азербайджанской литературы М.С.Ордубади вошел как основоположник жанра исторического романа.

  2. Dilqəm Əhməd, «Fərqlilər», — С. 139
  3. 3,0 3,1 Dilqəm Əhməd, «Fərqlilər», — С. 140
  4. Ордубади Архивная копия от 24 марта 2012 на Wayback Machine // Литературная энциклопедия, т.8.:"Ранние произведения О. насыщены национализмом и отчасти панисламизмом. В своей книге «Канлы Саналар» (Кровавые годы) О. резко выступает против армян вообще; в пьесе «Последние дни Андалузии» даже проповедует «священную войну» против иноверцев."
  5. Dilqəm Əhməd, «Fərqlilər», — С. 141
  6. Dilqəm Əhməd, «Fərqlilər», — С. 142-143
  7. Абасова Э. Г. Магомаев А. М. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — Т. 3.
  8. KÖROĞLU i. LITERARY TRADITION – Encyclopaedia Iranica. www.iranicaonline.org. Дата обращения: 7 апреля 2019. Архивировано 6 марта 2019 года.
  9. сентября 1932 г. 64 страница. Дата обращения: 16 февраля 2022. Архивировано 16 февраля 2022 года.