Малороссы

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Малорусы»)

Малоро́ссы (малоро́сы, малору́сы, малороссийский народ, малороссийское племя и др.) — сложное многоуровневое понятие, использовавшееся в отношении юго-западной группы восточнославянского населения в качестве её самоопределения либо внешнего представления, и пережившее ряд кардинальных трансформаций на протяжении XVIII — начала XX века[1].

Считается, что само понятие малоросс, хотя и появилось несколько ранее, получило широкое распространение с начала XVIII века[1] среди населения Войска Запорожского (Гетманщины) в составе Российской империи[2], на почве его объединения с великороссами общим монархом и православной верой, без обозначения приоритетов такого объединения в этнической или исторической плоскости[1]. К XIX веку оно трансформировалось в обозначение населения Малороссии, левого берега Днепра[1]. Согласно официальной государствообразующей концепции Российской империи, малороссы представляли собой одну из трех ветвей общерусского народа (наряду с великороссами и белорусами)[3]. В XX веке, с распадом Российской империи и образованием СССР, советской властью проводилась политика украинизации, в рамках новой национальной политики коренизации. В связи с этим, понятие малоросс оказалось вне закона, утратило легитимность и в широком употреблении повсеместно было заменено понятием украинец[1].

Существование понятия малоросс в пространстве и времени, в которых стратегии идентификации являются полем ожесточенной борьбы в сложных структурах взаимодействия, превращает его в проблему многих параллельных дискурсов идентичности: «внутреннего» малороссийского, русского, украинского (наиболее ожесточенного по отношению к понятию), польского и других[1].

Происхождение понятия

Исследователи А. Котенко, О. Мартынюк и А. Миллер пишут, что семантическое поле понятия малоросс сложилось задолго до XIX века. Согласно их предположению своеобразный момент «седлового времени» для определения «малоросса/Малороссии/русского/России» наступил в начале XVIII века. Появление в русском языке этого понятия на рубеже XVII—XVIII веков связывается исследователями с влиянием исторических процессов, происходивших в это время вокруг Киева. Именно в XVIII веке, пишут авторы, в русский язык постепенно проникают «малороссияне/малоросийцы/малороссиянцы/малороссы» причем определяется ими это понятие как типичное раннемодерное географическое значение жителей, уроженцев данной территории, не имеющее этнической основы. Отмечается бессистемность применения данного термина на протяжении всего XVIII века[1].

Часть государствообразующего народа Российской империи

Малороссы
Малороссы согласно переписи 1897 года в Российской империиМалороссы согласно переписи 1897 года в Российской империи
Численность С начала 1920-х годов численно не определяется, согласно переписи 1897 года в Российской империи — около 22,3 млн.
Расселение

Флаг России Российская империя (преимущественно юго-западные губернии). Из них на 1897 год:
Киевская губерния — 2,819 млн. (79 %)
Полтавская губерния — 2,583 млн. (92 %)
Подольская губерния — 2,242 млн. (80 %)
Волынская губерния — 2,019 млн. (70 %)
Харьковская губерния — 2,009 млн. (80 %)
Черниговская губерния — 1,526 млн. (66 %)
Херсонская губерния — 1,462 млн. (53 %)
Екатеринославская губерния — 1,456 млн. (68 %)
Кубанская область — 0,908 млн. (48 %)
Воронежская губерния — 0,916 млн. (36 %)
Область Войска Донского — 0,719 млн. (28 %)
Курская губерния — 0,527 млн (22 %)
Таврическая губерния — 0,611 млн. (42 %)

Бессарабская губерния — 0,379 млн (19 %)
[4]
Вымер утратил легитимность с распадом Российской империи и образованием СССР, впоследствии большинство представителей народа стали называться украинцами
Язык Малорусское наречие, Русский язык
Религия христианство (преимущественно православие).
Входит в восточные славяне, триединый русский народ.
Родственные народы великороссы, белорусы
Происхождение славянские племена Киевской Руси

Малоросcы официально в рамках Российской империи считались одной из трёх частей государствообразующего общерусского народа. Как правило, в среде дореволюционных историков для обозначения таких составных частей общерусского народа применялся термин «ветка», «ветвь», иногда — «племя»[5]. Согласно результатам Всероссийской переписи населения 1897 года малороссы составили 17,8 % населения Российской империи или 22,3 млн человек.

Одно из наиболее фундаментальных энциклопедических изданий Российской империи, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (том 18А, 1896 год), трактует малороссов следующим образом:

Малороссы (в антр. отнош.), или южно-русы, — одна из трех русских народностей, превышающая, по численности, в 4 раза белорусов и уступающая в 21/3 раза великорусам. Некоторые видят в М. потомков древних полян, угличей, тивердов, древлян и других южно-русских племен; но, по-видимому, большинство этих племен исчезло ещё в начале русской истории, подвергшись разорению и смешению с тюркскими кочевниками (половцами и др.), а затем страна была опустошена монгольско-татарским нашествием, причем все оставшееся население бежало на запад. Здесь, в Галиции и на Волыни, и сложилась, по-видимому, малорусская народность (Малая Россия), выступающая уже отчетливо, с особенностями своего языка, в XIV в. отсюда она заселила, мало-помалу, все Приднепровье, дав начало различным украинским говорам.

В Российской империи было принято выделять антропологические и физические и бытовые отличия малоросов от других русских народностей. Русским антропологом Дмитрием Анучиным отмечалось, что особенностями малоросов является их более высокий средний рост (на 1-4 см выше, чем белорусы и великороссы), высокий процент темноволосых людей (60-70 %), темноглазых (хотя встречается и достаточное число голубоглазых), длина ног (особенно берер)[6]:31. «Не подлежит сомнению, что малороссы должны были воспринять в себя немало крови древних тюркских народов южной России — во всяком случай более, чем великорусы, которые зато ассимилировали многие финские народности. Антропологическое различие проявляется, отчасти, и в темпераменте, и в характере, на которые, впрочем, могли ещё иметь влияние окружающая природа и весь ход истории, иной, чем на севере. Как бы то ни было, малоросы отличаются от великорусов многими чертами своего умственного и нравственного склада, своим отношением к религии, к женщине, к семье, к собственности и т. д.» — писалось о малороссах в словаре Брокгауза и Эфрона[7].

Господствующие в официальной среде подходы к рассмотрению племенного единства великороссов, малороссов и белорусов исключали какие-либо представления малороссов как инородцев. Малороссы не считались инородцами в Российской империи, и исключались из таких трактовок даже радикальными правыми националистическими организациями, такими, как Союз русского народа Алексанра Дубровина. В ряде организаций подобного характера, как, например, Киевский клуб русских националистов, малоросы занимали большинство должностей и находились на главенствующих ролях[8].

Чаще всего в рамках империи понятие малоросс отождествлялось с понятием «православный»[8]:79.

Совмещение с понятием украинец и потеря легитимизации

Активный защитник легитимности понятия малоросс, политик и публицист Анатолий Савенко (1874—1922)

Как пишут исследователи А. Котенко, О. Мартынюк и А. Миллер, для части группы, члены которой идентифицировали себя малороссами, начинает утрачиваться легитимность этого понятия, и оно начинает заменяться понятием украинец. Одновременно с тем, подобная смена привела к сопротивлению (порой весьма ожесточенному) той части группы, для которой малоросс оставался легитимным понятием самоидентификаци, а также «со стороны официальных властей империи и русского общественного мнения»[1].

Несмотря на то, что малороссийская идентичность ещё в 1917—1921 годах продолжала оставаться господствующей[9]:131, с распадом Российской империи официальный статус малороссов потерял легитимизацию.

Вместе с тем, имел место ряд актов ожесточённого сопротивления оспариванию легитимности понятия малороссы, к которым может быть отнесена деятельность Киевского клуба русских националистов, в частности одного из его лидеров, малоросса Анатолия Савенко (автора брошюры «Украинцы или малороссы?»), Василия Шульгина, а также ряда представителей консервативной малороссийской интеллигенции, в частности Тимофея Флоринского, Андрея Стороженко и ряда других политических, общественных и культурных деятелей бывшей Российской империи. Политическая ситуация для сторонников сохранения малороссийской идентичности складывалась неблагоприятно, большинство активных представителей которой в ходе Революции и Гражданской войны на территории Украины примкнуло к Белому движению и оказалось в эмиграции, остальная часть приняла условия победившей советской стороны, которая не признавала легитимности понятия малороссы.

Согласно свидетельствам А. Миллера, в ходе Всесоюзной переписи 1926 года переписчикам было дано указание не записывать опрашиваемых малороссами, а только украинцами либо русскими[10]. В советский период, в условиях появления Украинской советской социалистической республики (УССР), и развёрнутых в её пределах политики коренизации партийного аппарата и украинизации[11], понятие малоросс оказалось в числе запрещённых и неиспользуемых в официальной терминологии и постепенно оказалось утрачено[12], а в качестве господствующего представления проживающего в УССР населения утвердилось понятие украинец.

В современном мире

В настоящее время в русском языке понятие малоросс часто рассматривается как устаревшее определение украинца[13][14]. В украинском языке четкое определение понятия малоросс (укр. малорос) отсутствует, и не просматривается в дореволюционных вариантах языка (в частности, его нет в двух наиболее полных и авторитетных дореволюционных словарях украинского языка — «Словаря українськoї мови» Бориса Гринченко и «Малорусько-німецького словаря» Евгения Желеховского). Согласно выводам советских лингвистов, это слово проникло в украинский язык из русского и «представляет собой в современном украинском языке своеобразный экзотизм, отражающий действительность дореволюционной России, в частности, бытовавшие в официальном употреблении этнонимы»[15]:151.

Современные дискурсы

Многими современными исследователями признаётся, что неоднозначность понятийной ситуации вокруг категории малоросс создает необычайное напряжение и динамику при попытке научного исследования данной понятия. Существование понятия малоросс в пространстве и времени, в которых стратегии идентификации являются полем ожесточённой борьбы в сложных структурах взаимодействия, превращает его в проблему многих параллельных дискурсов идентичности. При этом выделяются такие основные дискурсы как «внутренний» дискурс (вопрос малороссийской идентичности), русский или великорусский, украинский (наиболее ожесточенный по отношению к понятию), польский и другие[1].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Котенко А. Л., Мартынюк О. В., Миллер А. И. "Малоросс": эволюция понятия до Первой мировой войны // Новое литературное обозрение : журнал ВАК РФ. — 2011. — Вып. 2 (108). — С. 9-27. — ISSN 0869-6365.
  2. Долбилов М., Миллер А. И. Западные окраины Российской империи. — Москва: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 465—502. — 606 с.
  3. Реєнт О. П. Українсько-білоруські взаємини у XIX - на початку XX ст.: процес становлення (ua) // Головний редактор: В. А. Смолій Український історичний журнал : науковий журнал. — Київ: Інститут історії НАНУ, 2008. — Вып. 1 (478). — С. 161-169. — ISSN 0130-5247.
  4. Ярошевич А. Малороссы по переписи 1897 г. Результаты первой всеобщей переписи населенія Российской. Имперіи, произведенной въ началѣ 1897 г. // Киевская старина.
  5. Юсова Н. Н. Идейная и терминологическая генеалогия понятия «древнерусская народность» // Rossica antiqua : научно-теоретический журнал. — Санкт-Петербург: Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. — Вып. 2. — С. 1-53.
  6. Железный А. И. Украина: два языка - один народ. — Киев: ООО «Нила ЛТД», 2011. — 250 с. — 10 000 экз.
  7. Шаблон:Источник/ЭСБЕ
  8. 8,0 8,1 Горбань Т. Інородці чи складова "Единоруської нації"? Українці в етнополітичній моделі Російської імперії (кінець ХХ - початок ХХI століть)) // Вісник Киїівського національного університету ім. Т. Г. Шевченка. Серія "Історія" : науковий журнал. — Київ: КНУ ім. Т. Г. Шевченка, 2007. — Вып. 92. — С. 78-92. — ISSN 1728-2640.
  9. Барановська Н. М. Актуалізація ідей автономізму та федералізму в умовах національної революції 1917–1921 рр. як шлях відстоювання державницького розвитку України // відповідальний редактор Л. Є. Дещинський Держава та армія : збірник наукових праць. — Львів: Видавництво Національного університету “Львівська політехніка”,, 2012. — Вып. 724. — С. 130-135.
  10. Закатнова А. Украинцы победили малороссов в трехвековом идейном бою // Российская газета : газета. — 2012, 3 июня.
  11. Храпачевский Р. П. Русь, Малая Русь и Украина: происхождение и становление этнонима // Редкол.: О. А. Яновский (отв. ред.) и др. Российские и славянские исследования : Сб. науч. статей.. — Минск: БГУ, 2004. — Вып. 1. — С. 34–43.
  12. Миллер А. И. Дуализм идентичностей на Украине // Отечественные записки : литературный журнал. — 2007. — Вып. 1 (34). — С. 84-96. — ISSN 1683-5581.
  13. Малорусы // Большой толковый словарь русского языка. / Ред. Кузнецов С. А.. — СПб.: Норинт. — 1536 с.
  14. Малороссы // Толковй словарь русского языка / Ред С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. — Москва: Азъ, 1992.
  15. Ткаченко О. Б. Рецензия на работу: В. Т. Коломіець. Розвиток лексики слов’янських мов у післявоенний перioд.—KHIB, «Наукова думка», 1973, 304 стр. // Вопросы языкознания : научный филологический журнал. — Москва, 1974. — Вып. 5. — С. 149-152. — ISSN 0373-658X.

Литература