Эрдмансдёрфер, Макс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Макс Эрдмансдёрфер»)
Макс Эрдмансдёрфер

Макс Эрдмансдёрфер (нем. Max Erdmannsdörfer; в России Максимилиан Карлович Эрдмансдёрфер; 14 июня 1848, Нюрнберг — 14 февраля 1905, Мюнхен) — немецкий дирижёр.

Биография

Макс Эрдмансдёрфер окончил Лейпцигскую консерваторию (1867), где учился, в частности, у Юлиуса Рица, затем продолжал своё образование в Дрездене, давал частные уроки в Нюрнберге. В 18711880 гг. возглавлял придворный оркестр в Зондерсхаузене, установив отношения регулярного сотрудничества с Иоахимом Раффом и Францем Листом: в частности, Эрдмансдёрфер и оркестр Зондерсхаузена стали первыми исполнителями Симфонической поэмы «Гамлет» Листа (2 июля 1876 г.). В 1880—1882 гг. работал в Лейпциге.

В 18821889 гг. Эрдмансдёрфер был дирижёром оркестра Русского музыкального общества и работал, главным образом, в Москве; в начале этого периода он также непродолжительное время преподавал в Московской консерватории, однако уже в 1883 году его конфликт с директором консерватории Николаем Губертом привёл к отставке обоих[1]. Наиболее тесно Эрдмансдёрфер сотрудничал с Петром Ильичом Чайковским, осуществив мировые или московские премьеры ряда его произведений, в том числе Симфонии «Манфред» (11 марта 1886 г.). Чайковский посвятил Эрдмансдёрферу Сюиту для оркестра № 3 Op. 55. Кроме того, Эрдмансдёрфер оркестровал «Песни без слов» Чайковского и фортепианный цикл «Костюмированный бал» Антона Рубинштейна. Среди других премьер Эрдмансдёрфера была Первая симфония Антона Аренского. От имени Русского музыкального общества Эрдмансдёрфер вёл переговоры с зарубежными музыкантами, приглашая их на гастроли и на педагогическую работу в России.

В 18891895 гг. Эрдмансдёрфер дирижировал в Бремене, в 18951897 гг. вновь в России, но уже преимущественно в Санкт-Петербурге, последние годы жизни провёл в Мюнхене.

Среди собственных сочинений Эрдмансдёрфера преобладали вокальные и хоровые, в том числе кантаты «Принцесса Ильзе», «Снегурочка» и др.

Примечания

  1. Philip Taylor. Anton Rubinstein: A Life in Music Архивная копия от 30 октября 2013 на Wayback Machine — Indiana University Press, 2007. — P. 185. (англ.)

Ссылки

Литература