Брух, Макс
Макс Брух | |
---|---|
Основная информация | |
Полное имя | Макс Христиан Фридрих Брух |
Похоронен(а) | Старое кладбище церкви Святого Матфея |
Страна |
Германская империя; Германия |
Профессии | композитор, дирижёр |
Годы активности | 1862–1910 |
Коллективы |
Оркестр Зондерсхаузена; оркестр Ливерпульского Королевского филармонического общества; Шотландский оркестр |
Награды | |
Макс Христиан Фридрих Брух (нем. Max Christian Friedrich Bruch; 6 января 1838, Кёльн — 2 октября 1920, Фриденау (Берлин) — немецкий композитор и дирижёр.
Биография
Родился в Кёльне в немецкой католической семье. Его отец — заместитель начальника городской полиции, мать — певица Вильгельмина Брух, от которой он получил первые уроки музыки. Увлечённо занимался композицией с детства, подростком сочинил множество мелких пьес и оркестровый пролог к ненаписанной опере «Жанна д’Арк» (по большей части плоды юношеского творчества Бруха не сохранились). Позднее он учился у Фердинанда Хиллера (1853—1857), затем занимался в Лейпциге у Карла Райнеке.
В 1862—1864 гг. Брух работал в Мангейме, здесь он написал оперу «Лорелея» (1863). Вторая редакция кантаты «Фритьоф» (1864) принесла Бруху первый успех. В 1865—1867 гг. он занимал пост музикдиректора в Кобленце, в 1867—1870 гг. был руководителем придворного оркестра Зондерсхаузена, затем работал в Берлине и Бонне. В 1880—1883 гг. он возглавлял оркестр Ливерпульского Королевского филармонического общества — один из ведущих музыкальных коллективов Великобритании. В Ливерпуле он познакомился со своей будущей женой, Кларой Тучек (наполовину еврейкой по происхождению). В браке родилась дочь Маргарете (1882—1963), которая в дальнейшем стала писательницей, и ещё трое детей.
В 1890—1910 гг. Брух преподавал в Берлинской Высшей школе музыки, где его учениками были, в частности, Отторино Респиги, Оскар Штраус и Ральф Воан-Уильямс.
При жизни Бруха определённой популярностью пользовались его масштабные хоровые полотна — «Одиссей» (1872) и «Огненный крест» (нем. Das Feuerkreuz; 1899). Со временем, однако, в фокусе внимания исполнителей и аудитории остались, главным образом, симфонические сочинения Бруха: его скрипичные концерты (особенно первый — Op. 26, 1868, — входящий в стандартный скрипичный репертуар), «Шотландская фантазия» для скрипки с оркестром (Op. 46, 1880), пьеса «Кол нидрей» для виолончели с оркестром (Op. 47, 1881) на тему еврейских литургических мелодий (прежде всего, собственно молитвы Кол нидрей).
В нацистской Германии Брух попал в чёрный список, поскольку нацисты ошибочно полагали, что Брух, автор пьесы «Кол нидрей», был евреем. Его произведения были сняты с репертуара и в послевоенной Германии почти забыты. Интерес к его творчеству возрастает в последнее время. Среди примечательных записей произведений Бруха, помимо основных концертных произведений, — комплект трёх его редко исполняемых симфоний; проект, осуществлённый дирижёром Куртом Мазуром.
Память
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Почётный гражданин Бергиш-Гладбаха.
См. также
Литература
- Соловьёв Н. Ф. Брух, Макс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- D. Kämper. Max-Bruch-Studien. Zum 50. Todestag des Komponisten. Köln 1970. Beiträge zur rheinischen Musikgeschichte 87.
- Karl Gustav Fellerer. Max Bruch 1838—1920. Beiträge zur Rheinischen Musikgeschichte Heft 103. Köln 1974.
- Christopher Fifield. Max Bruch, His Life and Works. London 1988. Ergänzte Neuauflage 2005, ISBN 1-84383-136-8. (немецкий перевод Zürich 1990, ISBN 3-7263-6616-4).
- Matthias Falke. Die Symphonie zwischen Schumann und Brahms. Studien zu Max Bruch und Robert Volkmann. Berlin 2006. ISBN 978-3-936637-09-0.
Примечания
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Похороненные на Старом кладбище церкви Святого Матфея
- Музыканты по алфавиту
- Композиторы по алфавиту
- Композиторы Германии
- Композиторы XIX века
- Композиторы XX века
- Дирижёры по алфавиту
- Дирижёры Германии
- Дирижёры XIX века
- Дирижёры XX века
- Кавалеры ордена Pour le Mérite
- Академические музыканты Германии
- Почётные граждане городов Германии
- Члены Прусской академии искусств