Макс, Габриэль

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Макс, Габриэль фон»)
Габриэль Макс

Габриэль Макс (нем. Gabriel Cornelius Ritter von Max; (23 августа 1840, Прага — 24 ноября 1915, Мюнхен) — один из значительных немецких живописцев.

Иисус исцеляет больных
Кислое
Мать и дитя (1880)
Свет

Сын заметного пражского скульптора Йозефа Макса и Анны Шуманн. Работал при своем отце до самой его смерти, последовавшей в1855 году, и посещал классы академии своего родного города до 1858 г., а затем в течение 3-х лет учился в Венской академии. Страсть к музыке внушила ему примерно в это время мысль выразить средствами образного искусства главные идеи музыкальных произведений Бетховена, Мендельсона и др.; плодом этого предприятия был ряд рисунков Макса, исполненных тушью, сочиненных с большим умом и потому встреченных одобрением публики.

В 1863 г. он отправился в Мюнхен и поступил в ученики к Пилоти, но не усвоил себе его колористической виртуозности, а стал писать в туманных, сероватых, но чрезвычайно гармоничных тонах картины сентиментального, меланхолического, трагического, иногда очень неясного содержания. Первой его работой в этом роде была «Мученица, распятая на кресте», к подножию которого юноша-римлянин, возвращающийся с пира, кладет розовый венок, украшавший его голову (1865).

Совершенно в таком же духе исполнена им позже (1874) другая картина, «Последний привет» (христианская мученица на арене, среди двух львов и тигров, к ногам которой падает роза, брошенная одним из посетителей амфитеатра).

Оставив мастерскую Пилоти в 1869 г., Макс поселился в Мюнхене, где впоследствии сделался профессором академии.

Как отмечал в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона А. И. Сомов, «во всех этих произведениях, заключающих в себе редко более двух фигур, Макс является не столько творческим гением, легко справляющимся со сложными композициями, сколько вдумчивым, чувствительным, иногда болезненно-нервным художником, стремящимся воплотить в живописи и, так сказать, подчеркнуть идеи, составляющие прямое достояние поэзии».

Работы

  • «Удавленная св. Людмила»
  • «Монахиня в саду»
  • «Вдова»
  • «Сестры милосердия»
  • «Каждая ночь в слезах»
  • «Весеннее адажио»
  • «Осенний дождь»
  • «Мнимоумершая Юлия» (по Шекспиру)
  • «Слепая продавщица светильников при входе в катакомбы»
  • «Львиная невеста» (по Шамиссо)
  • «Агасфер пред трупом дитяти»
  • «Обезглавленная Гретхен»
  • «Вивисектор»
  • «Воскрешение дочери Иаира» (одно из превосходнейших произведений художника)
  • «Нерукотворенный образ Спасителя»
  • «Детоубийца» (из баллады Бюргера)
  • «Поцелуй духа»
  • «Сулейка»
  • «Der Anatom» (1869)
  • «Gretchen in der Walpurgisnacht» (1873)
  • «Die Kindesmörderin» (1877)
  • «Christus erweckt des Jairus Töchterlein» (18??)
  • «Sieg der Wahrheit» (1904)
  • «Die Nonne im Klostergarten»
  • «Affen als Kunstrichter» 1889
  • «Mädchen, Pilze putzend»
  • «Die Schwestern»
  • «Mutter mit Kind», 1880
  • «Die ekstatische Jungfrau Katharina Emmerich», 1885
  • «Mädchen mit blumengeschmücktem Haar»
  • «Vor der Arena»
  • «Saure Erfahrung» (Äffchen mit Zitrone)
  • Findelkind, 1870
  • Lady Macbeth 1885

Примечания

Литература

  • Макс, Габриэль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Agathon Klemt: Gabriel Max und seine Werke, Gesellschaft für moderne Kunst, Wien 1886
  • Nicolaus Mann: Gabriel Max, eine kulturhistorische Skizze, Weber, Leipzig 1890
  • Franz H. Meißner: Gabriel von Max, Hanfstaengl, München 1899
  • Johannes Muggenthaler (Hrsg.): Der Geister Bahnen. Eine Ausstellung zu Ehren von Gabriel von Max, 1849—1915, Mosel & Tschechow, München 1988, ISBN 3-925987-03-7
  • Harald Siebenmorgen: Gabriel von Max und die Moderne, in: Klaus G. Beuckers (Hrsg.): Festschrift für Johannes Langner, LIT, Münster 1997, ISBN 3-8258-3209-0