Маздаизм

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Маздеизм»)

Маздаизм (маздеизм) — название ряда древнеиранских религий, предшествующих зороастризму. В некоторых источниках ошибочно сопоставляется с зороастризмом. В отличие от зороастризма, в маздаизме Ахура Мазда один из богов, равный Митре[1]. Маздаизм совместно с ведизмом относится к индоиранским религиям, имеющим общую мифологию, ритуалы и схожие названия некоторых богов и героев.

Образ Ахура Мазды в маздаизме

Культ Ахура Мазды, как полагают некоторые историки зороастризма, не был разработан Заратуштрой, он существовал и до проповеди пророка. По мнению Ценера, дозороастрийский Ахура был, несомненно, также связан и с концепцией истины или представлением о некоей «упорядоченности космоса», равно как и с водами, и со светом или с солнцем[2].

Другие течения маздаизма

Северная ветвь маздаизма в современной исторической науке известна как туранская религия. Некоторые исследователи другой ветвью маздаизма — юго-восточной — видят распространённую в Тибете традиционную религию бон[3], однако большинством учёных это отвергается[4].

См. также

Примечания

  1. Бойс М. Зороастрийцы. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003, С. 30.
  2. Zaehner R.C. The dawn and twilight of Zoroastrianism. New York, 1961, Р.74-75.
  3. Кузнецов Б. И. История религии бон // Митра владыка рассвета. — Минск: АСТРА, 2000. — 512 с.
  4. Философия буддизма: энциклопедия // Редакционная коллегия: M. Т. Степанянц (ответственный редактор), В. Г. Лысенко (заместитель ответственного редактора), С. М. Аникеева, Л. Б. Карелова, А. И. Кобзев, А. В. Никитин, A.A. Терентьев. — Институт философии Российской академии наук. 2011 г.:

    Идеи отождествления юндрунг-бон с шаманизмом, митраизмом и т. п. отвергнуты современными исследованиями. Д. Снеллгров, например, предположил, что это т. н. центральноазиатский буддизм, пришедший в Тибет задолго до проникновения буддизма в VIII в. Отчасти с ним соглашается Д. Мартин, но считает, что какие-то элементы учения появлялись в то или иное время в различных географических точках (модель «интернационального Будды»). Др. исследователи придерживаются мнения, что юндрунг-бон является отдельной независимой традицией.

Литература

  • Генкель Г. О влиянии маздаизма на развитие иудаизма // Восход. — 1900. — июль-август. — С. 56—78.
  • Огудин В. Л. Маздаизм // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2008. — С. 764.