Международное энергетическое агентство
Международное энергетическое агентство | |
---|---|
члены ассоциированные страны страны в процессе присоединения |
|
Членство | 29 участников |
Штаб-квартира | Париж |
Тип организации | Международная организация |
Руководители | |
Исполнительный директор | Фатих Бироль |
Заместитель исполнительного директора | Kenneth J. Fairfax |
Основание | |
Дата основания | 1974 |
Сайт | iea.org |
Междунаро́дное энергети́ческое аге́нтство (МЭА; англ. International Energy Agency, IEA) — автономный международный орган в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Насчитывает 29 стран-участниц. Образован в Париже в 1974 году после нефтяного кризиса 1973—1974 годов. Основная заявочная цель организации — содействие международному сотрудничеству в области совершенствования мировой структуры спроса и предложения энергоресурсов и энергетических услуг. В реальности отстаивает интересы стран-импортёров энергоресурсов. Только государства-члены ОЭСР могут стать участниками МЭА.
Функции
Функционально МЭА выполняет роль информационного центра и консалтинговой организации, действующей в интересах правительств 29 стран-участников. МЭА не наделено директивными функциями от стран-участниц. Агентство фокусируется на энергетической безопасности, экономическом развитии и на защите окружающей среды[1] (в том числе на борьбе с изменениями климата[2]). МЭА также продвигает использование альтернативной энергетики, особенно возобновляемых источников, рациональных энергетических политик, международной кооперации в энергетике.
Агентство выпускает ежегодные общеэнергетический (англ. World Energy Outlook, Прогноз развития мировой энергетики) и отраслевые отчёты.
Члены МЭА обязаны поддерживать запасы нефти в объеме не ниже импортируемого за 90 дней[3]. На конец 2009 года МЭА суммарно обладали запасами в 4,3 млрд баррелей.
В 2018 году МЭА представило новый план устойчивой энергетики под названием Сценарий чистых технологий (CTS) для нефтехимической промышленности, в котором предлагался переход с угля на природный газ.[4]
МЭА также сотрудничает со странами, не являющимися участниками агентства, в частности — с Китаем, Индией и Россией.
В последние годы МЭА провозгласило курс на "углеродную нейтральность" и сведение к нулю антропогенных выбросов СО2, невзирая на то, что антропогенные выбросы диоксида углерода составляют 400 миллионных долей в атмосфере земли, а доля самого этого газа в атмосфере — 0,03%. Политики интенсивно обсуждают изменение климата, запугивая народы угрозами экологических катастроф и вынуждая правительства идти на различные меры сокращения национального производства. Вместо дискуссии о дефиците природных и ископаемых ресурсов дискуссии сконцентрировались на «бесконтрольном повышении средней глобальной температуры на 1,5-2,5 °C»[5], хотя выводы МГЭИК о ведущей роли антропогенного фактора в потеплении климата не представляются убедительными[6].
История
Международное энергетическое агентство (МЭА) было создано в 1974 году после нефтяного кризиса 1973—1974 годов. Идея создания МЭА принадлежит США, которые стремились создать новую международную организацию в противовес ОПЕК.
За время существования агентство трижды вмешивалось в работу рынка нефти путём предоставления части запасов: в 1991 во время войны в Заливе; в 2005 на уровне в 2 миллиона баррелей в день в течение месяца после урагана Катрина, снизившего добычу в США, и в 2011 для компенсации снижения добычи из-за инспирированной странами НАТО гражданской войны в Ливии[7].
Членство
На январь 2017 года членами МЭА являлись 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Южная Корея и Япония[8].
Лишь шесть стран, входящих в ОЭСР, не являются участниками МЭА: Чили, Исландия, Израиль, Латвия, Мексика и Словения, Колумбия[источник не указан 1582 дня].
Цели
Главная цель МЭА была определена при создании организации в 1974 году — это создание системы коллективной энергетической безопасности. Основным принципом системы является перераспределение между участниками организации имеющихся запасов нефти при возникновении сильных перебоев с поставками. Страны-участницы МЭА также договорились координировать и другие аспекты энергетической политики.
Основные цели и задачи МЭА сформулированы в Международной энергетической программе, в Программе долгосрочного сотрудничества, а также в документе «Общие цели», одобренном на встрече министров энергетики стран-членов МЭА в 1993 году. К компетенции МЭА относятся:
- совершенствование мировой структуры спроса и предложения в области энергетики путём содействия разработке альтернативных источников энергии и повышения эффективности её использования;
- укрепление и совершенствование системы борьбы с перебоями в снабжении энергией;
- обработка текущей информации, касающейся состояния международного нефтяного рынка и источников энергии;
- содействие сочетанию экологической и энергетической политики;
- рассмотрение энергетических проблем в глобальном контексте через сотрудничество со странами, не входящими в Агентство, и с международными организациями.
Деятельность
В МЭА действует система «взвешенных» голосов при принятии решений. Решения, требующие от членов организации принятия новых обязательств, о которых не упоминается в Соглашении о международной энергетической программе, принимаются единогласно. В остальных случаях действуют принципы большинства голосов или «особого большинства». Для большинства необходимо набрать 60 % «комбинированных» голосов (совокупность «базовых голосов» и «голосов за нефтепотребление» и 50 % «базовых голосов». «Базовые голоса» — это 3 голоса на делегацию от одной страны-члена МЭА. Голоса «за нефтепотребление» рассчитаны исходя из объёмов потребляемой нефти. Таким образом, США получает большинство голосов. Поскольку является самым крупным потребителем нефти в мире. В МЭА также существует процедура принятия решений «особым большинством». Принятие решений особым большинством происходит по вопросам, связанным с определёнными статьями и параграфами Соглашения о международной энергетической программе.
Высшим органом МЭА по сути является министерская встреча совета управляющих. В МЭА существует также должность исполнительного директора, действует ряд постоянных групп и специальных комитетов.
В соответствии с Соглашением о международной энергетической программе, каждая страна-член МЭА обязана иметь запасы нефти, соответствующие не менее 90 дням её чистого импорта, ограничивать потребности и делиться нефтью с другими членами МЭА. Система по перераспределению нефти приводится в действие, если в одной или нескольких странах-членах нехватка нефти превышает 7 % от обычного потребления. Помимо этого предусматривается сокращение потребления нефти странами-членами МЭА и использование рационального планирования. Данная система прошла успешное испытание во время войны в Персидском заливе, инициированной Ираком против Кувейта.
Особое значение МЭА уделяет также диверсификации источников энергии и повышению энергетической эффективности в рамках Программы долгосрочного сотрудничества, принятой в 1976 году. МЭА также активно участвует в подготовке и проведении встречи в рамках «Большой Семёрки» и других мероприятий, на которых обсуждаются вопросы глобальной энергетической безопасности.
С 1 сентября 2015 года исполнительным директором МЭА является гражданин Турции доктор Фатих Бироль, ранее занимавший должность главного экономиста МЭА[9].
Прогнозы и документы МЭА
По прогнозу МЭА, для достижения нулевого суммарного выброса углекислого газа к 2050 г. с целью предотвращения потепления на Земле более чем на 1,5 градуса по Цельсию, две трети всей энергии и 90% электроэнергии на планете будет производить зелёная энергетика. К 2030 году развитие зеленой энергетики позволит создать 14 миллионов новых рабочих мест.[10][11]
В 2021 году МЭА провело Net Zero Summit-COP26, после которого озвучило так называемые «семь ключевых принципов, которые... были поддержаны правительствами всего мира»[12]:
- Восстановление экономики после пандемии с помощью экологически устойчивых технологий может одновременно обеспечить достижение нулевых выбросов;
- Решающее значение имеют четкие, амбициозные и реализуемые планы по энергетическому переходу на период до 2030 года;
- Энергетический переход будут происходить быстрее, если обучение будет совместным;
- Целые секторы и инновации по технологиям нулевых выбросов необходимы для достижения “глобального чистого нуля”;
- Мобилизация, отслеживание и сравнительный анализ государственных и частных инвестиций могут стимулировать достижение нулевых выбросов;
- Энергетический переход, ориентированный на людей, морально и политически необходим;
- Энергетические системы с нулевыми выбросами также должны быть устойчивыми, безопасными, доступными и стабильными.
Несмотря на предельную размытость перечисленных принципов, исполнительный директор МЭА Фатих Бироль заявил, что «более 120 стран заявили о своем намерении свести выбросы к нулю к середине этого века»[12].
Критика
В британской газете The Guardian сообщалось, что отчет МЭА 2009 World Energy Outlook намерено занижает риски пика нефти под давлением США, несмотря на то, что мир, вероятно, уже вошел в область пика добычи нефти.[13]
Группа ученых из Уппсальского университета (Швеция) после изучения отчета 2008 World Energy Outlook пришла к выводу, что прогнозы МЭА являются завышенными и недостижимыми. По их научным оценкам, в 2030 году производство не превысит 75 млн баррелей в день, тогда как МЭА прогнозирует 105 миллионов баррелей в день. Ведущий автор группы, Dr. Kjell Aleklett, заявил, что отчеты МЭА в первую очередь являются «политическими документами».[14]
В 2018 году МЭА представило новый план устойчивой энергетики под названием «Сценарий чистых технологий» (CTS) для нефтехимической промышленности, в котором предлагался переход с угля на природный газ. [15]
Организация Global Witness в статье Heads in the Sand сообщила, что согласно её анализу, прогнозы МЭА сверхоптимистичны и могут вводить в заблуждение о потенциальных уровнях нефтедобычи в будущем.[16]
См. также
- Мировой энергетический совет (МИРЭС)
- Стратегический нефтяной резерв США
- Energy Information Administration
- Экологический алармизм
- Углекислый газ в атмосфере Земли
- Глобальное потепление на полтора градуса
Примечания
- ↑ IEA Energy Scenarios: Change We Have to Believe In . Allianz Knowledge (23 июня 2008). Дата обращения: 3 июля 2008. Архивировано 21 декабря 2008 года.
- ↑ Environment (недоступная ссылка). OECD/IEA. Дата обращения: 23 декабря 2007. Архивировано 14 декабря 2007 года.
- ↑ М.В. Данилина, С.Ю. Ерошкин. Способы стабилизации финансовых поступлений в федеральные бюджеты зарубежных стран // Научный журнал Российского газового общества. — 2014. — № 2. — С. 105—115.
- ↑ Illuminem. In 2014, the Plastic’s Share of Global Oil Production Was 6%. In 2050, it Will Be 20%. (англ.). illuminem.com. Дата обращения: 16 сентября 2022.
- ↑ Хайнацкая Т.И. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АЛАРМИЗМ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС // Южно-российский журнал социальных наук. — 2021. — Т. 22, № 2. — С. 53—73.
- ↑ Фёдоров Валерий Михайлович, Алтунин Иван Васильевич, Фролов Денис Максимович. ВЛИЯНИЕ ДИОКСИДА УГЛЕРОДА АНТРОПОГЕННОГО ГЕНЕЗИСА НА ТЕРМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ АТМОСФЕРЫ И ЕГО ИЗМЕНЕНИЯ // Жизнь Земли. — 2022. — № 4. — С. 402—414.
- ↑ McManus, Bryan. Libya unrest forces IEA oil draw down, Agence France-Presse (23 июня 2011). Архивировано 24 июня 2011 года. Дата обращения 23 июня 2011.
- ↑ Архивированная копия . Дата обращения: 23 января 2017. Архивировано 28 января 2017 года.
- ↑ Исполнительный директор МЭА Фатих Бирол | accessdate=2017-01-23|publisher=iea.org . Дата обращения: 23 января 2017. Архивировано 2 февраля 2017 года.
- ↑ Deutsche Welle. МЭА: Новые месторождения нефти и газа человечеству больше не понадобятся . DW.COM (18 мая 2021). Дата обращения: 18 мая 2021. Архивировано 18 мая 2021 года.
- ↑ Net Zero by 2050. A Roadmap for the Global Energy Sector . Дата обращения: 20 мая 2021. Архивировано 20 мая 2021 года.
- ↑ 12,0 12,1 Атомная энергия 2.0. Международное энергетическое агентство представило семь ключевых принципов по достижению глобальных нулевых выбросов . Научно-деловой портал «Атомная энергия 2.0» (5 апреля 2021).
- ↑ Terry Macalister. Key oil figures were distorted by US pressure, says whistleblower, The Guardian (9 ноября 2009). Архивировано 24 июня 2013 года. Дата обращения 23 января 2010.
- ↑ Terry Macalister. Oil: future world shortages are being drastically underplayed, say experts, The Guardian (12 ноября 2009). Архивировано 26 января 2013 года. Дата обращения 23 января 2010.
- ↑ Illuminem. In 2014, the Plastic’s Share of Global Oil Production Was 6%. In 2050, it Will Be 20%. (англ.). illuminem.com. Дата обращения: 15 сентября 2022.
- ↑ Heads in the Sand: Governments Ignore the Oil Supply Crunch and Threaten the Climate (англ.) : journal. — Global Witness, 2009. — October. — P. 45—47.
Литература
- Scott, Richard. History of the IEA: The First 20 Years (неопр.). — OECD/IEA, 1994. — Т. Volume I: Origins and Structure. — ISBN 92-64-14059-X. Архивная копия от 15 апреля 2007 на Wayback Machine
- Scott, Richard. History of the IEA: The First 20 Years (неопр.). — OECD/IEA, 1994. — Т. Volume II: Major Policies and Actions. — ISBN 92-64-14337-8.
Ссылки
- Официальный сайт МЭА (англ.)
- History and decision establishing an International Energy Agency (англ.)
- World Energy Outlook — страница сайта МЭА с прогнозами развития мировой энергетики (англ.)
- Главная страница МЭА на русском (рус.)