Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация»
Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация» (МПРА) — российский межрегиональный межотраслевой профессиональный союз. До ноября 2013 года — Межрегиональный профсоюз работников автомобильной промышленности, объединявший работников предприятий автомобильной промышленности, а также смежных отраслей, в том числе станкостроения, химической и лакокрасочной промышленности, энергетики, металлообработки и других[1][2].
История
МПРА был учреждён в июне 2006 года. Первоначально в его состав входили профсоюзные организации на заводах «Ford Motor Company» во Всеволожске (Ленинградская область), ЗАО «GM — АвтоВАЗ» и ОАО «АвтоВАЗ» в Тольятти (Самарская область). В дальнейшем ячейки профсоюза появились и на других предприятиях автомобилестроения — на «Nokian Tyres» (Всеволожск), «Рено — Автофрамос» (Москва), Таганрогском автомобильном заводе (Таганрог), «Центросвармаше» (Тверь) и ряде других[3][4][5]. После внесения на четвертой и пятой конференциях МПРА в июле 2008 и марте 2010 года изменений в Устав в профсоюз получили возможность вступать работники предприятий смежных с автомобильной промышленностью отраслей[6][1]. После этого в объединение вступили ряд новых профсоюзных организаций, в частности работников лакокрасочной компании «Тиккурила» в Санкт-Петербурге[7][8].
С момента своего создания МПРА входил в состав Всероссийской конфедерации труда (ВКТ). В марте 2010 года МПРА вступил в Конфедерацию труда России (КТР) в рамках процесса объединения ВКТ и КТР[9]. С ноября 2007 года МПРА состоит в Международной федерации металлистов[10][11].
В ноябре 2013 года состоялся третий съезд МПРА, на котором были внесены поправки в Устав МПРА. Согласно решениям съезда, МПРА стал межрегиональным межотраслевым профсоюзом. На съезде было принято решение об изменении структуры МПРА, в соответствии с которыми упраздняются первичные профсоюзные организации на предприятиях и создаются территориальные организации. На съезде было изменено название профсоюза, который стал называться Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация», сохранив ранее использовавшуюся аббревиатуру МПРА[12][2].
Попытка запрета деятельности (2018 год)
В январе 2018 года Санкт-Петербургский городской суд принял решение о ликвидации МПРА по иску прокуратуры[13]. Формальным основанием для подачи иска стали тот факт, что МПРА получает иностранное финансирование (160 тысяч рублей от международного объединения профсоюзов «Глобальный союз IndustriALL» (en:IndustriALL Global Union))[13]. Прокуратура посчитала, что МПРА является структурным подразделением международного объединения профсоюзов «Глобальный союз IndustriALL»[13]. Другим основание для подачи иска стала политическая деятельность МПРА[13]. Как политическую деятельность прокуратура расценила сбор МПРА подписей за изменение российского законодательства[13]. Представитель МПРА заявил, что полученные от «Глобальный союз IndustriALL» деньги, это те средства, которые МПРА заплатила в «Глобальный союз IndustriALL» за обучения[13]. Эти средства Союз вернул, так как не исполнил свои обязательства перед МПРА[13]. Решение Санкт-Петербургского городского суда в законную силу не вступило[13].
Деятельность
Профсоюзные организации, входящие в МПРА, были организаторами ряда забастовок, приостановок работы, «работы по правилам», а также применяли другие активные методы защиты трудовых прав на предприятиях[3]. Наиболее известными были забастовки на заводе «Форд» в 2005, 2006 и 2007 годах, особенно 25-дневная забастовка в ноябре — декабре 2007 года. Итогом забастовок на «Форде» стало повышение заработной платы работников, улучшение их условий труда[14][15][16][17][18]. С другой стороны, создание профсоюзных организаций МПРА на некоторых предприятиях, а также проведение ими активных акций в защиту трудовых прав приводило к давлению со стороны работодателей и силовых органов на профсоюзных активистов[3][19].
МПРА регулярно проводит семинары, на которых происходит обмен профсоюзным опытом, в том числе опытом ведения коллективных трудовых споров и забастовок. В частности, такие семинары проходили в Санкт-Петербурге, Калуге, Тутаеве (Ярославская область) и других городах. В семинарах принимают участие как активисты профсоюзных организаций МПРА, так и представители трудовых коллективов предприятий, где таких профсоюзов нет[20][21]. Как отмечает ряд СМИ, после проведения семинаров в Калуге работники находящего в городе предприятия «Фольксваген Груп Рус», на котором действует профсоюз МПРА, осуществили «итальянскую забастовку» и приостановили работу на несколько дней летом 2009 года в связи с нарушением условий труда и провели предупредительную часовую забастовку летом 2010 года[22][23].
Кампании
МПРА был инициатором нескольких публичных кампаний в области социально-трудовых прав. В частности, в августе 2007 года была начата кампания за повышение заработных плат работников автомобильной отрасли, получившая большой резонанс в СМИ. Под заявлением о начале кампании подписались лидеры пяти действовавших на тот момент профсоюзных ячеек МПРА — «Форд» и ООО «Нокиан Тайерс» (Всеволожск), ОАО «Автофрамос» (Москва), профсоюза «Единство» «АвтоВАЗа» и ЗАО «Джи-Эм Автоваз» (Тольятти)[24][25][5]. В январе 2009 года было объявлено о начале кампании за расширение прав профсоюзов и работников в условиях кризиса. МПРА предлагал Правительству России установить профсоюзный контроль за расходованием выделяемых в рамках «антикризисной программы» средств государственной поддержки автопроизводителей[26][27]. Затем, в феврале того же года МПРА инициировал кампанию под лозунгом «Рабочие не должны платить за кризис». В ряде городов России прошли акции в защиту прав трудящихся в условиях финансового кризиса[28][29][30].
Ещё одна публичная кампания была объявлена МПРА в ноябре 2010 года в связи с инициативой российского миллиардера Михаила Прохорова о внесении поправок в Трудовой кодекс, среди которых — введение 60-часовой рабочей недели, перевод работников на гражданско-правовые договора, возможность увольнения работника по инициативе работодателя по экономическим причинам и другие. МПРА начал кампанию по внесению собственных изменений в Трудовой кодекс с целью защиты прав и интересов работников и профсоюзов. Обращение о начале кампании было принято на Совете МПРА, проходившем в Санкт-Петербурге 8 ноября 2010 года, и направлено в Конфедерацию труда России, Коммунистическую партию Российской Федерации и политическую партию «Справедливая Россия»[31].
Структура и органы управления
МПРА объединяет 16 первичных профсоюзных ячеек (на 2018 год), каждая из которых зарегистрирована как отдельное юридическое лицо[13]. По этой причине запрет организации в 2018 году не мешает ее членам вновь собраться и образовать новую ассоциацию[13].
Высшим органом управления МПРА является конференция. На конференции избирается Совет МПРА, являющийся постоянно действующим руководящим органом профсоюза между конференциями. В соответствии с Уставом, принятым в декабре 2006 года, во главе профсоюза стояли два сопредседателя, которые также избирались на съезде[32]. В соответствии с принятыми в марте 2010 года поправками в Устав, на съездах избираются председатель и вице-председатель МПРА[1]. В 2006—2010 годах сопредседателями МПРА были Алексей Этманов и Петр Золотарев. В 2010 году Алексей Этманов был избран председателем МПРА, а Петр Золотарев — вице-председателем.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Устав МПРА, принятый 7 марта 2010 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ 2,0 2,1 III Съезд МПРА принял революционные поправки в устав профсоюза (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Свобода объединения в России: практика, проблемы реализации и защиты прав Архивная копия от 24 декабря 2010 на Wayback Machine — Всероссийская конфедерация труда, 2009
- ↑ Межрегиональный профсоюз работников автопромышленности: рабочий класс России становится другим Архивная копия от 23 февраля 2009 на Wayback Machine (Институт «Коллективное действие», 26 июня 2008)
- ↑ 5,0 5,1 Рабочее движение в России набирает обороты. Межрегиональный Профсоюз работников автопрома (МПРА) постановил совместно бороться за права рабочих Архивная копия от 24 августа 2007 на Wayback Machine («Новая газета», 21 августа 2007)
- ↑ Устав МПРА, принятый 16 июля 2008 года
- ↑ И. Бычина. Члены профсоюза «Тиккурилы» перекрашиваются («Коммерсантъ-Санкт-Петербург», № 44, 16 марта 2010)
- ↑ Рабочие с завода красок ушли в автопрофсоюз (Санкт-Петербург) Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine («Regnum», 16 марта 2010)
- ↑ Прошло заседание Совета КТР (недоступная ссылка)
- ↑ Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА) вступил в Глобальный союз металлистов Архивная копия от 16 декабря 2013 на Wayback Machine (Институт «Коллективное действие», 28 ноября 2007)
- ↑ Членские организации МФМ в России . Дата обращения: 3 января 2011. Архивировано 27 мая 2011 года.
- ↑ Профсоюз автопрома открыл двери рабочим всех отраслей Архивная копия от 24 февраля 2014 на Wayback Machine («Регнум», 25 ноября 2013 года)
- ↑ 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 13,7 13,8 13,9 Суд Петербурга ликвидировал профсоюз МПРА «из-за политики» . Дата обращения: 20 января 2018. Архивировано 26 мая 2018 года.
- ↑ Донсков Н. Человек из железа Архивировано 14 сентября 2008 года. («Новая газета», 10 сентября 2008)
- ↑ О. ден Бестен. «Протестная активность россиян в последнее время растёт» («Radio France internationale», 5 сентября 2010)
- ↑ Школа профсоюзного вождения («Коммерсантъ», № 61, 12 апреля 2007)
- ↑ Рабочие «Форда» пошли на повышение Архивная копия от 19 ноября 2010 на Wayback Machine («Коммерсантъ», № 17, 5 февраля 2008)
- ↑ Руководство российского Ford начнёт переговоры с профсоюзом в конце недели Архивная копия от 29 января 2018 на Wayback Machine («Горзаказ», 15 ноября 2010)
- ↑ Юханов Н. К независимым профсоюзам Архивная копия от 29 января 2018 на Wayback Machine («Русский журнал», 7 января 2009)
- ↑ Дискуссия о национализации: взгляд рабочих и профсоюзов Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine (Институт «Коллективное действие», 2 октября 2009)
- ↑ Обучение — защита от увольнения (недоступная ссылка) (Институт «Коллективное действие», 1 апреля 2009)
- ↑ А. Гусев. «Фольксваген» учится бастовать («Калужский перекресток», 23 июня 2009)
- ↑ М. Дамиров. В Калуге состоялась предварительная забастовка работников завода «Фольксваген» Архивная копия от 16 мая 2013 на Wayback Machine («Новый регион», 30 июля 2010)
- ↑ А. Пушкарская, И. Тяжлов. Автопрофсоюз выкатил ультиматум («Коммерсантъ», № 149, 21 августа 2007)
- ↑ Профсоюзы автозаводов России готовят забастовки (недоступная ссылка) (Радио «Маяк», 21 августа 2007)
- ↑ С. Малинин. Профсоюзы хотят проконтролировать автопром Архивная копия от 28 июня 2011 на Wayback Machine («Большой бизнес», 12 января 2009)
- ↑ Межрегиональный профсоюз работников автопрома начинает кампанию за расширение прав профсоюзов и работников в условиях кризиса Архивная копия от 26 января 2012 на Wayback Machine (Институт «Коллективное действие», 12 января 2009)
- ↑ Митинги против увольнений Архивная копия от 17 февраля 2009 на Wayback Machine («Интерфакс», 14 февраля 2009)
- ↑ Е. Богушева, М. Цыбульская, Д. Блинов. За автопром немного постояло Архивная копия от 21 июня 2009 на Wayback Machine («Газета.Ру», 14 февраля 2009)
- ↑ В российских городах прошли акции в защиту прав трудящихся (недоступная ссылка) («Радио Свобода», 14 февраля 2009)
- ↑ МПРА начинает кампанию по внесению изменений в Трудовой Кодекс. Заявление Совета профсоюза (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Устав МПРА, принятый 3 декабря 2006 года