Сен-Жюст, Луи Антуан
Луи Антуан де Сен-Жюст | |
---|---|
Луи́ Антуа́н Лео́н де Сен-Жюст (фр. Louis Antoine Léon de Saint-Just, 25 августа 1767 года, Десиз, ныне департамент Ньевр, — 28 июля 1794 года, или 10 термидора II года Республики, Париж; также известный просто как Сен-Жюст) — французский революционер, военный и политический деятель Великой Французской революции.
Избран в Национальный конвент в 1792 году, являлся самым молодым депутатом. После восстания 31 мая — 2 июня 1793 года стал членом Комитета Общественного Спасения 10 июля 1793 года, участвовал в создании Революционного правительства в контексте войны против коалиции иностранных монархий и гражданской войны.
Монтаньяр и якобинец, отличался красноречием и непоколебимостью принципов. Один из основателей Революционного правительства, участвовал во всех сферах его работы. Способствовал повышению боеспособности республиканской армии и как представитель Конвента лично вёл войска во время битвы при Флерюсе[1]. Участвовал в создании Декларации прав человека и гражданина и Конституции 1793 года. Один из вдохновителей якобинской диктатуры и террора[пр 1]. Робеспьерист, принципиальный автор вантозских декретов (фр. Loi de ventôse an II).
9 термидора II года (27 июля 1794 года), после бурного заседания в Конвенте, он был арестован вместе с Робеспьером, Кутоном и Леба. После восстания Парижской Коммуны того же дня в поддержку арестованных, объявлен Конвентом вне закона и казнён без суда и следствия на следующий день, 10 термидора (28 июля 1794 года).
Биография
Луи Антуан Сен-Жюст (устаревшее написание Людовик-Антуан) родился в 1767 году в Десизе. Его отец, заслуженный кавалерийский офицер, умер, когда сыну едва исполнилось 10 лет. Первоначальное образование Сен-Жюст получил в ораторианском колледже в Суассоне под руководством лиц духовного звания, затем слушал право в Реймсе. Будучи ещё учеником, он написал поэму «Organt», появившуюся на свет в 1789 году, она имела характер сатиры на нравы современного ему общества.
Первое знакомство Сен-Жюста с деятелями революции относится к концу 1789 г., когда он во время поездки в Париж встретился там с Камилем Демуленом. В провинцию он вернулся сторонником революционных идей. Как один из офицеров Национальной гвардии Блеранкура, он вместе с депутацией от города отправился в Париж для участия в празднествах первой годовщины взятия Бастилии, 14 июля 1790 года. В это же время завязалось знакомство Сен-Жюста с Робеспьером, к которому Сен-Жюст обратился с письмом по делам блеранкурской коммуны. В этом письме Сен-Жюст выставляет себя поклонником Робеспьера, называя его достойным быть депутатом не только от Арраса, но и от всей республики. Характерно в этом письме и то, что Сен-Жюст предлагал в случае надобности поступиться всем своим родовым имуществом на общую пользу.
В 1791 году Сен-Жюст написал книгу «Дух революции и конституции во Франции». При выборах в Законодательное собрание он выставил свою кандидатуру, но избран не был, так как по закону возраст кандидата должен был быть не менее 25 лет, а Сен-Жюсту было только 24 года. В Национальный конвент он был избран значительным большинством голосов и занял место рядом с Робеспьером. Вскоре ему пришлось принять участие в бурном заседании, вызванном петицией оксерских якобинцев о предании короля суду.
Речь, произнесённая им 13 ноября, сразу сделала его известным. Он говорил, что нельзя смотреть на короля как на гражданина и вершить над ним суд; король для французов — только неприятель, враг, и больше ничего. Свою речь он закончил так: «Спешите покончить с процессом короля, ибо нет ни одного гражданина, который не имел бы над королём тех же прав, какие Брут имел над Цезарем». Искусные ораторские приёмы, привлекательная внешность Сен-Жюста, его воодушевление, уверенность в собственной правоте, смелость решения вопроса — всё это произвело поразительный эффект, и молодой оратор занял место наряду с главными вождями революции.
Когда Кондорсе внёс на рассмотрение доклад о проекте конституции, Сен-Жюст противопоставил ему свой собственный проект, многие из положений которого вошли в конституцию 1793 года (Сен-Жюст был одним из её составителей). Всё своё свободное время Сен-Жюст посвящал изучению различных систем и планов общественного и государственного устройства, и мысли по этому поводу нашли отражение в работе, изданной спустя шесть лет после его смерти («Fragments sur les institutions républicaines»). В этом труде заметно влияние «Республики» Платона, «Contrat social» Руссо; основная мысль сочинения — подчинение личности обществу.
За несколько дней до изгнания жирондистов из конвента Сен-Жюст вступил в Комитет общественного спасения с целью переделать его устав, составленный 6 апреля жирондистом Инаром. После ареста жирондистов Комитет общественного спасения поручил Сен-Жюсту сформулировать обвинение против них. К этому времени окончательно укрепилась его дружба с Робеспьером и Кутоном, и они получили название «триумвиров».
В конце 1793 года Сен-Жюст был послан в Страсбург для установления там порядка и наказания изменников. В период с 19 февраля по 05 марта 1794 года Сен-Жюст был председателем Конвента. Весной 1794 года он выступил главным обвинителем сначала против эбертистов, потом против Дантона и его партии. Когда перед 9 термидора раскол в комитетах достиг высшей степени накала, Сен-Жюст подготовил большую горячую речь в защиту Робеспьера и направленную против его врагов. Выходя из дома на заседание 9 термидора, он сказал, что идёт «открыть свою душу Конвенту». Но этой речи ему не суждено было сказать; вместе со своими друзьями он был арестован в собрании. Вечером нескольким якобинцам удалось освободить их, но они вскоре были арестованы вновь, и 10 термидора их повели на казнь. Сен-Жюст подставил свою голову под нож гильотины с полным спокойствием.
Личность
Амбициозный и ведущий активный образ жизни[4], Сен-Жюст неуклонно работал над претворением своих целей в жизнь. В частности, ему принадлежит высказывание: «Революционеры не отдыхают, если только не в могиле»[5]. Современники неоднократно описывали его как высокомерного человека, убеждённо считающего себя опытным руководителем и оратором, а также имеющего твёрдый революционный характер[6]. Его уверенность в себе зачастую превращалась в ощущение превосходства, и «..он давал чётко понять, что считает себя ответственным, а свою волю законом»[7]. В частности, Камиль Демулен оставил такой комментарий о нём — «он носит свою голову, как святые Дары или как истинное вместилище святого Духа»[8].
В то время, когда Сен-Жюст пришёл к власти, его личность кардинально изменилась[9]. Начиная как борец за гуманизм, свободу личности и критик смертной казни даже в контексте трудов своих кумиров, Сен-Жюст постепенно пришёл к совершенно противоположным позициям. Свободолюбивый и страстный в молодости, он быстро стал сосредоточенным, «тираническим и безжалостно тщательным»[10]. Он стал «ледяным идеологом республиканской чистоты»[11], как камень недоступный любым тёплым страстям"[12].
В своих публичных выступлениях Сен-Жюст был ещё более смел и откровенен, чем его наставник Робеспьер. Что касается внутренней политики, он готов был пожертвовать другими: «Вы должны наказать не только предателей, но и тех, кто слишком равнодушен, слишком пассивен по отношению к республике, а также тех, кто ничего не делает с этим»[13]. Он считал, что единственный способ создать истинную республику, это уничтожить всех её врагов, и «полностью уничтожать любое противодействие»[14]. В этом плане показательно его высказывание в Конвенте во время войны, где он с сожалением отметил, что «Судно Революции не может прийти в порт, не окрасив воды в крови»[12]. Он также призывал депутатов «понять, что нация может создать себя только с помощью горы трупов»[15].
Несмотря на очевидные недостатки, Сен-Жюст был способен внушить к себе уважение с помощью своей силы убеждения. Однако его спорные слова и действия редко вызывали вопросы — «он был неистовым, но искренним»[16]. Как и Робеспьер, Сен-Жюст был в том плане «непоколебим», он не старался искать никакой моральной выгоды и полностью посвятил себя политической повестке дня[17][18].
С другой стороны, ряд отечественных историков делают выводы об осознании Сен-Жюстом провала его идеалов, или даже осознании своих ошибок, в частности приводя цитату:
Выступая против злого управления, мы охотно считаем себя ригористами в делах принципов, но, как нередко встречается, придя к власти, отбрасываем принципы, ставя на их место свою волю[19]
По их мнению, именно фатализм стал причиной того, что Сен-Жюст не оказал какого-либо противодействия перевороту, а впоследствии не проронил ни слова.
В искусстве
Сен-Жюст действует в романе Марка Алданова «Девятое термидора» (1925), а также появляется в романе Рафаэля Сабатини «Возвращение Скарамуша» (1931). Он стал героем ряда художественных фильмов:
- Наполеон (1927 год, Франция). Режиссёр: Абель Ганс. Исполняющий роль: Абель Ганс (Звуковая версия фильма вышла в 1935 году)
- «Господство террора[англ.]» (США, 1949), реж. Энтони Манн. Роль Сен-Жюста исполняет актёр Джесс Баркер[англ.]
- «Сент-Жюст и сила обстоятельств» (1974 год, Франция). Режиссёр: Пьер Кардиналь. Исполняющий роль: Патрис Александр
- «Дантон» (1982 год, Франция, Польша). Режиссёр: Анджей Вайда. Исполняющий роль: Богуслав Линда
- «Французская революция» (1989, Франция, Италия, ФРГ, Великобритания, Канада). Режиссёры: Робер Энрико, Ричард Т. Хеффрон. Исполняющий роль: Кристофер Томпсон.
- «Пришельцы 3: Взятие Бастилии» (Франция, 2016) Режиссёр: Жан-Мари Пуаре. Исполняющий роль: Матье Спинозье.
- Роза Версаля (Япония, манга, 1972, аниме-сериал 1979). Автор первоисточника — Икэда Риёко.
Изображён на марке почтового блока Франции 1991 года.
Примечания
- Комментарии
- ↑ Историки XIX века, времён Реставрации, а некоторые позже, ввели в обращение определения и прозвища Сен-Жюста, которые не существовали при его жизни — «„Тигр, жаждущий крови“, „щегольское чудовище“, „отвратительный и театральный молодой человек“ (Сен-Бев); „воплощение республики Дракона“ (Ламартин); „Архангел смерти“ (Мишле); „живой меч“ (И. Тэн); „надгробный фонарь“ (Баррас). Число таких высказываний можно продолжать долго; писали об этом юноше много»[2]
Так «Архангел Смерти» появляется у Мишле в месте описания процесса дантонистов: — «На трибуне появился Сен-Жюст как Архангел Смерти.» (фр. Les figures s'allongèrent terriblement quand l'archange de la mort, Saint-Just, parut à la tribune avec l'écrit meurtrier)[3]
- Источники
- ↑ Soboul, 1974, p. 405.
- ↑ Молчанов, 1989, с. 467.
- ↑ Michelet, 1868, с. 291.
- ↑ Béraud, pp. 92; 96.
- ↑ Carlyle, p. 357.
- ↑ Hampson, p. 34.
- ↑ Hampson, p. 147.
- ↑ Scurr, Ruth[англ.]. Fatal Purity: Robespierre and the French Revolution (англ.). — Vintage, 1989. — ISBN 978-0-09-945898-2.
- ↑ Andress, p. 137.
- ↑ Encyclopædia Britannica (1911), pp. 20—21.
- ↑ Andress, p. 222.
- ↑ 12,0 12,1 Loomis, p. 284.
- ↑ Baker, p. 355.
- ↑ Higonnet, p. 229.
- ↑ Hazani, p. 114.
- ↑ Literary Notices (англ.) // Harper's Magazine : magazine. — New York: Harper & Brothers, 1851. — Vol. III. — P. 858. Архивировано 10 мая 2016 года.
- ↑ Monar, p. 585.
- ↑ Béraud, p. 92.
- ↑ Салмонович С. Сен-Жюст — революционер-романтик . Дата обращения: 16 июля 2013. Архивировано 23 сентября 2013 года.
Литература
- Молчанов, Н. Монтаньяры. — New York: Молодая гвардия (ЖЗЛ), 1989. — ISBN 5-235-00684-4.
- Abensour, Miguel. "Saint-Just and the Problem of Heroism in the French Revolution." In The French Revolution and the Birth of Modernity edited by Feher Ferenc (англ.). — Berkeley: University of California Press, 1990. — ISBN 978-0-520-07120-9.
- Andress, David. The Terror: The Merciless War for Freedom in Revolutionary France (англ.). — New York: Farrar, Straus and Giroux[англ.], 2006. — ISBN 0-374-53073-4.
- Aulard, François[англ.]. The French Revolution: A Political History, 1789-1804 (англ.). — New York: Charles Scribner and Sons, 1910. — Vol. II.
- Baker, Keith Michael. The Old regime and the French Revolution. — Chicago: University of Chicago Press, 1987. — ISBN 978-0-226-06950-0.
- Bax, Ernest Belfort. The Story of the French Revolution. — London: Swan Sonnenschein, 1890.
- Béraud, Henri. Twelve portraits of the French Revolution (англ.). — Freeport, NY: Books for Libraries Press, 1968.
- Büchner, Georg; Price, Victor. The Plays of Georg Büchner (англ.). — Oxford University Press, 1971. — ISBN 978-0-19-281120-2.
- Bruun, Geoffrey[англ.]. Saint-Just: Apostle of the Terror. — Hamden, CT: Archon Books, 1966.
- Albert Camus. The Rebel: an essay on man in revolt. — New York: Vintage International[англ.], 1991. — ISBN 0-679-73384-1.
- Carlyle, Thomas. The French Revolution: A History. — New York: Harper & Bros, 1860. — Т. II.
- Encyclopædia Britannica / Chisholm, Hugh. — London: Cambridge University Press, 1911. — Т. XXIV.
- Curtis, Eugene Newton. Saint-Just, colleague of Robespierre. — New York: Octagon Books[англ.], 1973. — ISBN 0-374-92010-9.
- Doyle, William[англ.]. The Oxford History of the French Revolution (англ.). — 2. — Oxford; New York: Oxford University Press, 1990. — ISBN 978-0-19-925298-5.
- Hampson, Norman[англ.]. Saint-Just. — Oxford: Basil Blackwell, Ltd., 1991. — ISBN 0-631-16233-X.
- Hazani, Moshe. The Duel That Never Was (англ.) // Political Psychology[англ.] : journal. — 1989. — Vol. 10, no. 1.
- Higonnet, Patrice. Goodness Beyond Virtue: Jacobins During the French Revolution (англ.). — Cambridge: Harvard University Press, 1998. — ISBN 0-674-47061-3.
- Jordan, David P. The King’s Trial: Louis XVI vs. the French Revolution (англ.). — Berkeley: University of California Press, 1979. — ISBN 0-520-03684-0.
- Knee, Philip. Existentialist Thinkers and Ethics / Daigle, Christine. — Montreal: McGill-Queen's University Press[англ.], 2006. — ISBN 978-0-7735-3138-3.
- Loomis, Stanley. Paris in the Terror. — Richardson & Steirman, 1986. — ISBN 978-0-931933-18-9.
- The French Revolution: A Document Collection (англ.) / Mason, L.; Rizzo, T.. — Boston: Houghton Mifflin[англ.], 1999. — ISBN 0-669-41780-7.
- Michelet, J. Histoire de la Révolution française. — Paris: Imprimiere Nationale, 1868. — Т. V.
- Monar, Jörg. Saint-Just: Sohn, Denker und Protagonist der Revolution (нем.). — Bonn: Bouvier, 1993. — ISBN 3-416-02466-4.
- Palmer, R.R.[англ.]. Twelve Who Ruled. — Princeton, NJ: Princeton University Press, 1969. — ISBN 0-691-05119-4.
- Rudé, George[англ.]. The French Revolution. — New York: Grove Weidenfeld[англ.], 1988. — ISBN 0-8021-3272-3.
- Schama, Simon. Citizens: A Chronicle of the French Revolution (англ.). — New York: Vintage, 1989. — ISBN 0-679-72610-1.
- Scurr, Ruth. Fatal Purity: Robespierre and The French Revolution. — New York: Henry Holt, 2006. — ISBN 978-0-09-945898-2.
- Soboul, Albert. The French Revolution: 1787-1799. — New York: Random House, 1974. — ISBN 0-394-47392-2.
- Soboul, Albert. The Sans-culottes. — Princeton, NJ: Princeton University Press, 1980. — ISBN 0-691-00782-9.
- Stephens, Henry Morse[англ.]. The Principal Speeches of the Statesmen and Orators of the French Revolution, 1789-1795 (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 1892.
- Ten Brink, Jan. Robespierre and the Red Terror. — London: Hutchinson & Co., 1899.
- Thompson, James Matthew. Robespierre. — New York: Howard Fertig, 1968. — Т. 1.
- Regicide and Revolution: Speeches at the Trial of Louis XVI (англ.) / Walzer, Michael. — London: Cambridge University Press, 1974. — ISBN 0-521-20370-8.
- Vinot, Bernard. Saint-Just (фр.). — Paris: Grand livre du mois, 2002. — ISBN 2-7028-8040-1.
- Vinot, Bernard. Saint-Just (фр.). — Paris: Fayard, 1985. — ISBN 978-2-213-01386-2.
Ссылки
- Сайт, посвященный Сен-Жюсту (фр.)
- Музей Сен-Жюста в Блеранкуре (англ.)
- Персоналии по алфавиту
- Великая французская революция
- Революционеры Франции
- Политики Франции
- Люди Великой французской революции по алфавиту
- Члены Якобинского клуба
- Философы Франции
- Казнённые во время Великой французской революции на гильотине
- Максимилиан Робеспьер
- Казнённые революционеры
- Председатели Национального конвента