Лонгченпа

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Лонгчен Рабджам»)
Лонгченпа
ཀློང་ཆེན་པ་
Религия тибетский буддизм
Школа ньингма, дзогчен
Дата рождения 2 марта 1308(1308-03-02)
Место рождения У-Цанг, Тибет
Дата смерти 1363(1363)
Место смерти Тибет

Лонгченпа или Лонгчен Рабжампа (тиб. ཀློང་ཆེན་པ་, Вайли Klong-chen rab-'byams-pa) (2 марта 1308, У-Цанг, Тибет — 1363) — учитель тибетского буддизма, один из самых значимых писателей в истории школы ньингма, систематизатор учений о дзогчене.[1][2] Оставил после себя огромное литературное наследие — серию философских поэтических текстов, отличающихся сбалансированной структурой и афористичностью. Самое известное произведение Лонгчепы — Семь Сокровищниц.[1]

Варианты имени

Помимо имени Лонгченпа его так же называли:

  • Лонгчен Рабжам (klong chen rab 'byams)
  • Лонгчен Рабжампа (klong chen rab 'byams pa)
  • Лонгченпа Дриме Озёр (klong chen pa dri med 'od zer)
  • Кункьен Лонгченпа (kun mkhyen klong chen pa)
  • Кункьен Лонгченпа Рабжам (kun mkhyen klong chen rab 'byams)
  • Кункьен Ченпо (kun mkhyen chen po)
  • Кункьен Ченпо Дриме Озёр (kun mkhyen chen po dri med 'od zer)
  • Кункьен Чокьи (kun mkhyen chos kyi rgyal po)
  • Гьялва Лонгчен Рабжам (rgyal ba klong chen rab 'byams)
  • Гьялва Лонгчен Рабжам Дриме Озёр (rgyal ba klong chen rab 'byams dri med 'od zer)
  • Самьепа Цултрим Лодро (bsam yas pa tshul khrims blо gros)
  • Дордже Зиджид (rdo rje gzi brjid)

Биография

Рождение и детство

Лонгченпа родился 2 марта 1308 года[K 1] в деревне Тодронг, расположенной в У-Цанге, центральном районе Тибета.[3] Предположительно, его семья была аристократической и имела духовные корни как со стороны отца, Тенпасунга, так и матери, Сонамгьен. Отцовская линия восходила к непосредственному ученику Падмасамбхавы Гьелва Чокьянгу.[3][4]

В тибетской и буддийской традициях отправными точками для описания жизни великих учителей являются прошлые жизни и пренатальные пророчества. Считается, что чудеса сопровождающие беременность и рождение указывают на духовные наработки и достижения.[4] Так, по легенде, в ночь, когда Лонгченпа был зачат, его матери приснилось, как солнечные лучи сияли из лба огромного льва, освещая три мира, и затем растворились в её теле.[3] Предыдущими воплощениями Лонгченпы в буддийской традиции считаются Цултрим Дордже (1291—1317), а также дочь Трисонг Децена (742—797) и непосредственная ученица Падмасамбхавы принцесса Лхакам.[4] Лонгченпа также считается эманацией бодхисаттвы мудрости Манджушри, покровителя интеллектуальных занятий и монашеских устремлений.[4]

С детских лет обучение Лонгченпы состояло в овладении различными обрядами, церемониями и такими традиционными дисциплинами как тибетская медицина и астрология.[4] С пяти лет он умел читать и писать, а к девяти годам, прочитав по сто раз тексты Праджняпарамиты в восемь и в двадцать пять тысяч строф, помнил их наизусть[5]. Интересовался как древними, так и современными тантрическими текстами.[4]

Обучение в монастыре

В 12 лет Лонгченпа принял от учителей Самдруба Ринчена и Кунга Озера обет послушника в монастыре Самье, получив имя Цултрим Лодро (Tshul khrims blos gros).[2] Самье — первый в Тибете буддийский монастырь, в котором одним из первых был рукоположен предок Лонгченпы по отцу Гьелва Чокьянг.[4]

Лонгченпа изучил базовые монашеские буддийские дисциплины, проявив яркий интеллект, и став известным во время обучения как Самье Лунгмангва («эрудит из Самье», или «получивший множество передач в Самье»). Здесь же он продемонстрировал свой поэтический талант, проявлявшийся позднее и в его литературных трудах.[2]

В возрасте шестнадцати лет Лонгченпа получил множество тантрических учений у Таши Ринчена, Вангье, Залунгпа и других учителей.[6] С девятнадцати до двадцати пяти лет он обучался логике и диалектике в монастырском университете Сангпу Ньютог, в том числе изучая семь трактатов Дхармакирти, тексты Майтринатхи Асанги и другие учения Мадхьямики и Праджняпарамиты.[7] Он также осваивал обычные для монашеского обучения предметы (грамматику, стихосложение, драму и другие) и получил ряд внутренних (эзотерических) учений и передач.[7]

Благодаря своим успехам в постижении буддийского учения Лонгченпа стал известен как Лонгчен Рабджампа — «Великий учёный, подобный безбрежному пространству».[7]

Встреча с учителем Кумараджа. Становление учителем и писателем

После завершения обучения Лонгченпа оставил монастырь и стал вести жизнь странствующего аскета в пустынной тибетской местности. Вероятно, около 1336 года Лонгченпа встретился со своим первым основным учителем — Кумараджой, от которого он получил учения Великого Совершенства в традиции Вима ньингтиг, идущей от Вималамитры.[8] После этой встречи и до конца жизни Лонгченпа посвятил себя ньингтиг. На основе полученных от Кумараджи учений он написал комментарий на Вима ньингтиг (Bla ma yang thig).[8]

В видениях Гуру Падмасамбхава дал Лонгчену Рабджаму передачу Кхандро Ньингтиг и нарек его Дриме Одзером (тиб. dri-med a 'od-zer), а духовная супруга Гуру Падмасамбхавы, Еше Цогьял дала ему имя Дордже Зиджид (тиб. rdo-rje gzi-brjid).[источник не указан 3969 дней]

Изгнание в Бутан. Возвращение в Тибет

В течение нескольких лет Лонгченпа был вынужден жить в Бутане, куда его выслал правитель Тибета Джанчуб Гьялцен, посчитавший, что Лонгченпа является союзником его главного конкурента за власть. В Бутане Лонгченпа жил в основанном им монастыре Тарпалинг, в этот период у него родились двое детей — дочь и сын. Около 1360 года Лонгченпа смог помириться с тибетским царём и вернуться в Тибет.[8]

Лонгченпа был «плодовитым писателем, известным своей способностью синтезировать широкий спектр материалов и литературных стилей». Бо́льшую часть своих произведений он написал в отшельническом жилище, расположенном на вершине горы Гангри Тхокар неподалёку от Лхасы.[8]

Уход из жизни

25 декабря 1363 года Лонгчен Рабджам сказал нескольким ученикам: «Приготовьте подношение и выйдите из комнаты». Когда ученики выразили желание остаться рядом с ним, Лонгчен Рабджам произнес: «Итак, я собираюсь покинуть своё изношенное иллюзорное тело. Не шумите, а пребывайте в созерцании». Потом его ум растворился в изначальном состоянии, а тело осталось сидеть в позе Дхармакайи. Присутствующие почувствовали, как задрожала земля, и услышали шум. В Писаниях такие явления во время смерти считаются признаками высоких духовных достижений. Тело не трогали в течение двадцати пяти дней, и в течение этого периода небо постоянно освещали радуги. В самые холодные зимние месяцы в Тибете земля нагрелась, растаял лед, и расцвели розы. Во время кремации трижды вздрогнула земля, и семь раз послышался громкий шум. Сердце, язык и глаза Лонгчена Рабджама не сгорели — это признак пробуждения в сущности трёх нерушимых реальностей тела, речи и ума. Из костей появились пять видов дунг и множество рингселов, что свидетельствовало о достижении пяти тел и пяти видов мудрости состояния Будды. Большие рингселы разделились затем на сотни и тысячи более мелких. Одним из перерождений Лонгчена Рабджама был великий Тертон Пема Лингпа.

Творческое наследие

Работы Лонгчен Рабжама

Лонгчен Рабджам написал примерно двести семьдесят трактатов. Когда по просьбе Одзера Гочи он записывал пятьдесят пять трактатов Кхандро Янгтиг, небо постоянно освещал свет радуг и все присутствующие могли видеть чудесные проявления дакиней. В чистых видениях Лонгчен Рабджам встречался с Вималамитрой и получилал благословения, передачи и пророчества. Вималамитра вдохновил его написать работу Лама Янгтиг, состоящую из тридцати пяти трактатов и разъясняющую Учения Вима Ньингтиг. Лонгчен Рабджам также является автором Забмо Янгтиг, комментария к Кхадро Ньингтиг и Вима Ньингтиг. В его комнате ученики видели много раз защитников Дхармы: Экаджати, Ваджрасадху (Дордже Легпа) и Рахулу, которые готовили для него чернила и бумагу. Ниже перечислены некоторые главные работы Лонгчена Рабджама.

Семь Сокровищниц

    • 1. Всеисполняющая Сокровищница (yid-bzhin rin-po-che 'i mdzod)
    • 2. Драгоценная Сокровищница Устных Наставлений (man-ngag rin-po-che 'i mdzod)
    • 3. Драгоценная Сокровищница Дхармадхату (chos-dbyings rin-po-che 'i mdzod)
    • 4. Драгоценная Сокровищница Философских Систем (grub-mtha' mdzod)
    • 5. Сокровищница Высшей Колесницы (thegs-mchog mdzod)
    • 6. Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла (tshig-don mdzod)
    • 7. Драгоценная Сокровищница Естественного Состояния (gnas-lugs mdzod)

Другие произведения

  • Трилогия о покое (тиб. ngal-gso skor-gsum). В неё входят три коренных текста, и к каждому из этих текстов есть более сжатое изложение, названное «гирлянда», комментарий, названный «колесница» и комментарий-наставление по практике. Коренные тексты:
    • 1. sems-nyid ngal-gso, объясняет все стадии пути Учений Сутр и Тантр.
    • 2. sgyu-ma ngal-gso, представляет собой наставление по отсечению пути привязанности к явлениям посредством Учений о восьми примерах иллюзий.
    • 3. bsam-gtan ngal-gso, наставление по глубинному пути самосуществующей естественной мудрости.
  • Трилогия о самоосвобождении (тиб. rang-grol skor-gsum), дает наставления по разделу Семдэ:
    • 1. sems-nyid rang-grol-трактат из трех глав и наставление по практике Ламрим Ньингпо.
    • 2. chos-nyid rang-grol — трактат из трех глав и наставление по практике Ринчен Ньингпо.
    • 3. mnyam-nyid rang-grol трактат из трех глав по практике Йидзин Ньингпо.
  • Трилогия внутренней сущности (тиб. yang-tig rnam-gsum) — в этих трактатах разъясняются важнейшие моменты Учений Менгагдэ, и уделяется особое внимание практике Тхогел:
    • 1. blа-mа yang-tig, или yang-zab уіd-bzhin nor-bu представляет собой собрание тридцати пяти трактатов, разъясняющих различные аспекты многих Учений.
    • 2. mkha'-'gro yang-tig — комментарий из пятидесяти пяти трактатов на Кхадро Ньингтиг.
    • 3. zab-mo yang-tig — очень подробный и глубинный комментарий на Учения Вима Ньингтиг и Кхадро Ньингтиг.
  • Трилогия о рассеянии тьмы (тиб. mun-sel skor-gsum) — три комментария на Гухьямайяджала-Тантру с позиции Учений Ньингтиг:
    • 1. spyi-don yid-kyi mun-sel
    • 2. bsdus-don ma-rig mun-sel
    • 3. 'grel-ba phyogs-bchu mun-sel

Ученики и линия преемственности

Главными учениками Лонгчен Рабджама были:

В Линию преемственности полного цикла Ньингтиг, относящегося к разделу Тайных наставлений (Менгагдэ) Великого Совершенства, входят Мастера:

и царь Учения Тердаг Лингпа.

Влияние

Логченпа и его труды оказали «неизмеримое влияние» на дзогчен. Он смог объединить и систематизировать все те подчас противоречивые нововведения, что были привнесены в традицию ньингтиг тибетского буддизма в 11-14 веках, в том числе индивидуальные созерцательные практики, которые Лонгченпа поместил в более широкий контекст, включая эманацию будд в проявленный мир и возникновение вселенной.[9]

См. также

Комментарии

  1. В тибетском календаре эта дата соответствует десятому дню одиннадцатого месяца года Земляной Обезьяны.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Germano, Hillis, 2005, с. 5191.
  2. 2,0 2,1 2,2 Dalton, 2004, с. 425.
  3. 3,0 3,1 3,2 Dudjom Rinpoche, 1991, с. 575.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Germano, Hillis, 2005, с. 5192.
  5. Dudjom Rinpoche, 1991, с. 575—576.
  6. Dudjom Rinpoche, 1991, с. 576.
  7. 7,0 7,1 7,2 Dudjom Rinpoche, 1991, с. 577.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 Dalton, 2004, с. 426.
  9. Dalton, 2004, с. 425—426.

Литература

  • Dalton J.P. Klong Chen Pa (Longchenpa) // Encyclopedia of Buddhism / edited by Robert E. Buswell, Jr.. — Macmillan Reference USA, 2004. — С. 425—426. — ISBN 0-02-865718-7.
  • Germano D., Hillis G.A. Klong Chen Rab 'Byams Pa (Longchenpa) // Encyclopedia of religion, 2nd ed., vol. 8 / Lindsay Jones, editor in chief. — Thomson Gale, 2005. — С. 5191—5195. — ISBN 0-02-865741-1 (v. 8).
  • Dudjom Rinpoche, Jikdrel Yeshe Dorje. Longcen Rapjampa // The Nyingma School of Tibetan Buddhism: Its Fundamentals and History. — Wisdom Publications, 1991. — С. 575—596. — ISBN 0-86171-199-9.

Ссылки