Лонги, Роберто
Роберто Лонги | |
---|---|
Roberto Longhi | |
Дата рождения | 28 декабря 1890 |
Место рождения | Альба |
Дата смерти | 3 июня 1970 (79 лет) |
Место смерти | Флоренция |
Страна | Италия |
Род деятельности | искусствовед, историк искусства, преподаватель, мастер атрибуции, журналист, сценарист |
Отец | Джованни Лонги |
Мать | Линда Батталья |
Супруга | Лючия Лопрести |
Робе́рто Ло́нги (итал. Roberto Longhi; 1890—1970) — итальянский искусствовед, историк искусства, известный изучением творчества Доменико Венециано, Тербрюггена[1], Караваджо, Веласкеса, Мазолино, Мазаччо и в особенности — Пьеро делла Франчески, которому посвящена известная монография, опубликованная в 1927 году. Мастер атрибуции[2]. Один из самых известных итальянских искусствоведов ХХ века[3].
Два года (1920—1922) Роберто путешествовал по Европе, открывая для себя её храмы, музеи, собрания произведений искусства. В дальнейшем это позволило ему обратиться к творчеству забытых художников эпохи Возрождения: о них рассказывали его публикации в журналах, книгах, устроенные им популярные выставки. Роберто анализировал элементы художественного изображения, совершенствуя словесное описание произведений изобразительного искусства. Стиль описаний Лонги настолько идеален, что искусствоведа по праву относят к когорте блестящих итальянских литераторов.
Помимо прочего, его интересовала ещё и живопись рубежа XIX—XX столетий: импрессионизм, кубизм, — а также литература, в особенности, поэзия Шарля Бодлера и Стефана Малларме.
Биография
Роберто Лонги родился 28 декабря 1890 года в Альбе (Италия, Пьемонт). Его родители — Линда Батталья (итал. Linda Battaglia) и Джованни Лонги (итал. Giovanni Longhi) — выходцы из Эмилии (Северная Италия). Отец преподавал технические дисциплины в Королевской школе виноделия.
В 1910 году, на выставке в Венеции, Роберто открыл для себя живопись Курбе и Ренуара.
Образование и начало творческого пути
В 1911 году он обучался в Турине у профессора Джованни Пьетро Тоэски, которым не переставал восхищаться. В том же году он опубликовал научную работу, посвящённую Караваджо, и приехал учиться в Римский университет, где приобрёл ещё одного наставника — знаменитого профессора Адольфо Вентури.
В Риме Роберто начал писать для журнала l’Arte («Искусство»), а с 1912 года — ещё и для авангардистского La Voce («Голос»). Его заметки посвящены творчеству Маттиа Прети, Умберто Боччони, футуристов.
В 1913—1914 учебном году, посещая занятия высшей школы Тассо и Висконти (Рим), Роберто встретился с Лючией Лопрести, своей будущей женой. В работе «Две Лизы» (Due Lise, 1914) Лонги провёл необычную духовную параллель между «Моной Лизой» и «Лизой» Ренуара и дерзнул неосторожно прикоснуться к таким «идолам» как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. В журнале L’Arte появляются его статьи и критические заметки, посвящённые Пьеро делла Франческе, Артемизии Джентилески, Караваджо.
В течение двух лет (1920—1922), вдвоём с приятелем Алессандро Контини Бонакосси, они исколесили всю Европу, посещая музеи, храмы, знакомясь с частными собраниями коллекционеров Франции, Испании, Германии, Австрии, Нидерландов, Чехословакии, Венгрии.
В 1922 году Роберто Лонги читал лекции в Римском университете. В 1924 году он сочетался браком с Лючией Лопрести (впоследствии его жена стала писательницей, взяв псевдоним Анна Банти)[4].
В 1926 году Р. Лонги сотрудничал с Vita Artistica («Художественная жизнь»), а с 1927 года он и Эмилио Чекки[фр.] руководили этим журналом. В следующем году они с Эмилио создали новое периодическое издание, назвав его «Пинакотека» (Pinacotheca).
В 1927 год стал знаковым для творчества Роберто Лонги — вышла его знаменитая монография, посвящённая Пьеро делла Франческе, которая вновь открыла миру этого художника.
Болонский университет
В 1934 году Лонги был назначен преподавателем средневекового и современного искусства в университете Болоньи, тогда же он опубликовал книгу L’Officina ferrarese.
1935 год — начало его карьеры в Болонском университете. Лекции о XIV и XV столетиях в Эмилии, исторической области на севере Италии, студенты слушали на одном дыхании — они очаровывали своей образностью, «ощущением присутствия», неотделимостью художника от «живого» исторического окружения. Этот курс читался в течение ряда лет; ему внимали юные Аттилио Бертолуччи[итал.] и Паоло Пьер Пазолини. Профессор подталкивал студентов к поиску новых тем научных исследований на художественных выставках, организованных им в послевоенное время: «Живопись XIV века в Болонье» (1950) и «Искусство Ломбардии в эпоху правления Висконти и Сфорца» (1958).
В 1937 году интерес Лонги к современному искусству привёл к публикации монографии Карло Карра; тогда же Роберто сдружился с Джорджо Моранди.
С 1938 по 1940 гг. он возглавляет периодическое издание La Critica d’Arte («Искусствоведение») — совместно с Рануччо Бьянки-Бандинелли и Карло Людовико Рагьянти[итал.].
Флоренция
В 1939 году Роберто и Лючия поселились во Флоренции. В 1943 году Лонги лишился должности в Болонье из-за отказа присягать на верность эфемерной Республике Сало́. В 1946 году, вслед за выставкой, организованной Родольфо Паллуккини, появилась монография Роберто Лонги Viatico per cinque Secoli di Pittura veneziana («Пять веков венецианской живописи»). С 1947 по 1948 гг. Роберто создаёт цикл статей для Arte Veneta («Венецианское искусство»). А в 1949 году они с женой основали журнал Paragone («Сравнение»). Талантливая писательница, переводчица, историк и искусствовед Анна Банти (она же — Лючия) заведует журналом и пишет для него литературные тексты.
В 1950 году Лонги продолжил свою исследовательскую и преподавательскую деятельность, уже во Флоренции. Он публикует монографию о Караваджо (1952) и совместно с Умберто Барбаро организует вторую выставку в Милане, посвящённую Караваджо — «Художники-реалисты Ломбардии» (итал. Pittori della realtà in Lombardia) (1953). В том же году он участвует в создании нескольких документальных фильмов о художниках Витторе Карпаччо, Караваджо, Карло Карра — в качестве сценариста.
В 1960-х Роберто по-прежнему жил во Флоренции, на вилле «Тассо», приобретённой в 1939 году. Здесь, на улице Фортини, он трудился над изданием полного собрания своих сочинений и каталога коллекции картин, книг и фотографий, хранившихся в его доме. Пять томов сочинений вышли ещё при жизни исследователя, а четыре тома — уже после его смерти.
Роберто Лонги умер 3 июня 1970 года.
В 1971 году его дом становится Фондом Роберто Лонги по изучению истории искусств (итал. Fondazione di Studi di Storia dell’Arte Roberto Longhi) и хранит все коллекции, завещанные выдающимся искусствоведом.
Пазолини оставил о нем биографический очерк[5].
Краткая, но правдивая история итальянской живописи
«Breve ma veridica storia della pittura italiana» (it, 1914) — раннее эссе Роберто Лонги, в котором он высказал идеи, которые получат дальнейшее развитие в его научной деятельности и окажут большое влияние на историю европейского искусствоведения. В ней прослеживается история искусства от мозаик Равенны до картин Сезанна методом описания стилей и методов художников.
Работа разделена на две части: первая, озаглавленная «Идеи», где указаны новые методы изучения стиля художников; вторая «История», в которой анализируется история итальянского искусства в свете методологии, описанной в первой части.
Лонги начинает с того, что по его мнению — искусство это не подражание реальности, а её индивидуальная интерпретация[6].
Живопись
В первой части он описывает «основные живописные стили», благодаря которым можно лучше понять произведения:
- линейный стиль (линеарный, stile lineare). Художник использует линию и контур, и не отображает то, что не может быть представлено линией (Антонио Поллайоло, Симоне Мартини, китайские и японские художники). Имеет два подвида: линия функциональная (linea funzionale) и линия цветистая (linea floreale). Функциональная — яркая и энергичная контурная линия, которая служит тому, чтобы усилить силу и быстроту движений тела. Цветистая — формирует ритмы, каденции и декоративные подобия арабесок, имеет более мягкую энергию.
- пластичный стиль (stile plastico). Художник изображает объёмы предметов с помощью падающего света, подчеркивает их рельефность, форму, телесность. Светотень веско передает вес и объём фигур (Мазаччо в капелле Бранкаччо).
- линейно-пластичный стиль (stile plastico-lineare). Художник использует более мягкую светотень и поэтому фон становится более заметен. Чтобы подчеркнуть предметы на фоне художник вводит мягкую, функциональную линию контура (Микеланджело, частично Джотто).
- стиль перспективной формы (stile prospettico di forma). Художник ясно отображает предмет в пространстве, практически с архитектурным пониманием его построения, при этом создается иллюзия, что персонажи вот-вот начнут двигаться — за счет композиции, зрительной пирамиды. То, как фигуры и их части размещены в иллюзорном пространстве картины, является ключевым пунктом. Очертания фигур, однако, чаще тяготеют к геометричности, к жестким перспективным плоскостям. («Аннунциата» Антонелло да Мессина)
- чистый колористический стиль (stile coloristico puro). Художник не использует пластическое понимание предметов, он создает ковер красок, исключает линию, так как она отвлекает от цвета (мозаики Сан-Витале)
- стиль синтеза перспективной формы и цвета (stile di sintesi prospettica di forma e colore). Художник соединяет форму и цвет (исключает линию). Светотени сведены к минимуму из-за солнечной и открытой ясности. В идеале такая работа сочетает максимальную глубину (форму) и максимальную поверхность (цвет) одновременно. («Битва» Паоло Учелло, Пьеро делла Франческа, Джованни Беллини).
Лонги считает, что эти стили равноценны, и этим развеивается миф о том, что хорошая картина должна быть «хорошо нарисованной, хорошо расцвеченной, хорошо освещенной и многое другое». Совершенства в каком-то одном пункте достаточно для создания идеальной работы, и наоборот, иногда смешение нескольких пунктов подрывает мастерство художника.
Скульптура
Об этом жанре Лонги дает более короткую трактовку сказанного выше. Прежде всего он подтверждает ценность цвета в том числе и для скульптуры. Цвет не имитирует реальность, а подчеркивает скульптурные массы. При отсутствии цвета необходимо учитывать материал скульптуры.
Связующим звеном между живописью и скульптурой является барельеф. В нём линия также может быть функциональной или цветистой. Примером функциональной линии является алтарь Святых в Падуе, созданный Донателло. Примером цветочной линии являются рельефы храма Малатеста и Сан-Бернардино в Перудже работы Агостино ди Дуччо.
В горельефе бывает пластическое или же архитектурное измерение (последнее можно уподобить стилю перспективы в живописи). Для первого случая Лонги приводит в качестве примера «Битву кентавров» Микеланджело, для второго — ромб «Таинства Мессы» с колокольни Джотто.
В скульптурной композиции со всех сторон линия может быть воспринята только на нейтральном фоне, который может подчеркнуть профиль. Пластическая тенденция явно более актуальна, чем в живописи, и создает эффекты высшей телесности, как в работах Донателло или Микеланджело, что также может привести к квазиреализму. Более статичный подход, который вместо этого представляет предмет в безличные и четко определённых скульптурных планах, определяется как «архитектурный». Это ощущается в работах, где ещё чувствуется след формы каменной глыбы, из которой они были извлечены, как в незавершенных работах Микеланджело, в его «Умирающем рабе», или в произведениях египетской скульптуры и проч.
Архитектура
Как и в случае со скульптурой, Лонги указывал, что самые простые, самые статичные и правильные формы представляют наибольшую ценность. Для архитектуры он предлагает абстрагировать идею здания в уме, не слишком останавливаясь на множестве возможных восприятий. В качестве существенных тенденций он указывает статическую (или объемную) и динамическую (пластическую и линейную) тенденции, которые иногда взаимопроникают друг в друга. В первом случае преобладает ощущение массы и веса с правильными формами (как у пирамид) и с ощущением, что каждый блок держит верхний. С другой стороны, в случае «динамической» архитектуры возникает ощущение, что баланс задается всеми элементами, которые поддерживают друг друга, с общим ощущением пространства и пустоты.
Библиография
Изданные в Италии
монографии
- Longhi, R. Breve ma veridica storia della pittura italiana[итал.] (рус. Краткая, но правдивая история итальянской живописи) (неопр.). — 1914 (ripubblicata nel 1961).
- Longhi, R. Piero de' Franceschi (неопр.). — Roma, 1923 (1927?).
- Longhi, R. Piero della Francesca (неопр.). — Roma, 1927 (con aggiunte fino al 1962, Nuova ed., Firenze, Sansoni, 1963).
- Longhi, R. Officina ferrarese[итал.] (рус. Феррарская мастерская) (неопр.). — Roma, 1934 (ripubbl. e riveduto in Opere Complete, V; Firenze 1963).
- Longhi, R. Ultimi studi sul Caravaggio e la sua cerchia (итал.). — Proporzioni, 1943.
- Longhi, R. Viatico per cinque secoli di pittura veneziana (итал.). — Sansoni (ripubblicata nel 1992), 1946.
- Longhi, R. Giudizio sul Ducento (рус. Суждение о дученто) (неопр.). — Proporzioni, II, 1948.
- Longhi, R. Caravaggio (неопр.). — Milano, 1952.
- Longhi, R. Il Correggio e la camera di San Paolo a Roma (итал.). — 1956.
- Longhi, R. Opere Complete (неопр.). — Firenze, 1963.
- Longhi, R. Da Cimabue a Morandi: saggi di storia della pittura italiana (рус. От Чимабуэ до Моранди) (итал.). — Milano: Mondadori[англ.], 1978.
- Longhi, R. Giorgio Morandi al Fiore (неопр.). — Milano: Electa, 1990.
- Lettere e scartafacci: 1912-1957: i carteggi tra Roberto Longhi e Bernard Berenson (итал.). — Milano: Adelphi, 1990.
статьи
- Longhi R. Gentileschi padre e figlia (неопр.) // L'Arte. — 1916. — № 19. — С. 235—314.
документы
- Longhi, R. 50 documenti primari (неопр.).
Изданные во Франции (переводы)
- Longhi, R. Piero della Francesca (неопр.). — 1989 & réédition 2000. — ISBN 2850251747.
- Longhi, R. Le Caravage (неопр.). — Seuil, collection Regard, 1927 & réédition 2004. — ISBN 2841051692.
- Longhi, R. L’Atelier de Ferrare (неопр.). — Éditions Gérard Monfort, 1992. — ISBN 2852260395.
- Longhi, R. À propos de Masolino et de Masaccio : Quelques faits. Les fresques du Carmine : Masaccio et Dante (фр.). — Pandora éditions, 1981. — ISBN 2852260395.
- Longhi, R. Masolino et Masaccio (неопр.). — Pandora éditions, 1983.
Изданные в СССР (переводы)
- Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. — М.: Радуга, 1984. — 370 с. — 50 000 экз.
Выставки
- 1948 — «Джузеппе Мария Креспи», Болонья
- 1950 — «Живопись XIV века в Болонье», Болонья
- 1951 — «Караваджо и караваджисты» (итал. Caravaggio e dei caravaggeschi), Милан
- 1953 — «Художники-реалисты Ломбардии» (итал. Pittori della realtà in Lombardia), Милан
- 1958 — «Искусство Ломбардии в эпоху правления Висконти и Сфорца» (итал. Arte lombarda dai Visconti agli Sforza), Милан
См. также
Произведения искусства, которые анализируются в работах Роберто Лонги
- Игра в шахматы (Джулио Кампи)
- Игроки в шахматы (Лодовико Карраччи)
- Успение Марии[фр.] (Караваджо)
- Все статьи категории: Фрески Пьеро делла Франчески франц.
Другие специалисты по истории итальянского искусства
Прочие источники
- Труды итальянского искусствоведа Федерико Дзери, который неоднократно приводил высказывания Роберто Лонги и Бернарда Беренсона при описании своей галереи и в мемуарах
Примечания
- ↑ Hendrick Ter Brugghen est un peintre né en Hollande à Deventer en 1588 et mort à Utrecht en 1629. Il est le premier peintre du Nord à découvrir Le Caravage.
- ↑ Лонги Роберто // Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — С. 725. — 1600 с. — 2 500 000 экз. — ISBN ИБ№115.
- ↑ Роберто Лонги: искусствовед, вернувший нам Караваджо . The Art Newspaper Russia (11 сентября 2015). Дата обращения: 13 июля 2022.
- ↑ Anna Banti (1895—1985) : historienne et critique d’art, romancière et traductrice.
- ↑ Роберто Лонги. «От Чимабуэ до Моранди» . The Art Newspaper Russia (12 июня 2015). Дата обращения: 13 июля 2022.
- ↑ MARCOLINO says. LE IDEE DELL'ARTE PER LONGHI (неопр.). ArtsLife (2 марта 2012). Дата обращения: 13 июля 2022.
Ссылки
- Roberto Longhi: Alba (Cuneo) 1890 - Firenze 1970; critico d'arte (итал.) (недоступная ссылка). Personaggi. Scuolaromana.it. — Биография Роберто Лонги. Дата обращения: 17 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
- Fondazione di Studi di Storia dell’Arte Roberto Longhi (итал.). fondazionelonghi.it. — Официальный сайт Фонда Роберто Лонги по изучению истории искусств. Дата обращения: 17 сентября 2012. Архивировано 28 октября 2012 года.
- Родившиеся 28 декабря
- Родившиеся в 1890 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Альбе (Италия)
- Умершие 3 июня
- Умершие в 1970 году
- Умершие во Флоренции
- Журналисты по алфавиту
- Журналисты Италии
- Сценаристы по алфавиту
- Сценаристы Италии
- Искусствоведы Италии
- Историки искусства
- Преподаватели Болонского университета
- Выпускники Туринского университета
- Преподаватели по алфавиту
- Историки по алфавиту