Тай-цзун (династия Тан)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Ли Шиминь»)
Ли Шиминь кит. 李世民
кит. 太宗
2-й император эпохи Тан
Дата рождения 23 января 599(0599-01-23)
Место рождения Дворец Благословленной Добродетели (Qingshan Gong)[1], Угун, империя Суй
Дата смерти 10 июля 649(0649-07-10) (50 лет)
Время царствования 627—649
Предшественник Гаоцзу
Преемник Гао-цзун
Варианты имени
Традиционное написание 太宗
Упрощённое написание 太宗
Пиньинь Tai zong
Второе имя Ли Шими́нь (李世民)
Посмертное имя Вэнь У-хуанди 文武皇帝
Храмовое имя Гаоцзун 高宗
Девиз правления Чжэньгуань (кит. 貞觀)
Семья
Отец Гаоцзу
Мать императрица Доу
Супруг/а императрица Чжансунь
У Цзэтянь
Дети Гао-цзун и др.

Тай-цзу́н (кит. 太宗), имя при рождении — Ли Шими́нь (кит. 李世民) (23 января 599 — 10 июля 649) — китайский император (с 627) династии Тан (кит. )[2]. Посмертное имя — Вэнь У-хуанди (кит. 文武皇帝). Девиз правления — Чжэньгуань (кит. 貞觀).

Происхождение

Ли Шиминь происходил из древней китайской служилой аристократической семьи, которая на протяжении 200 лет владела землями на севере при тобасской династии Вэй, поэтому в значительной степени смешалась с табгачским населением.

Отец Ли Шиминя, Ли Юань был по происхождению безземельный юноша, которому удалось очаровать Люй-Хоу, дочь придворного вельможи, и благодаря этому браку стать наместником в Тайюане[источник не указан 2276 дней]. Ли Юань был самым талантливым военачальником кавалерии императора Ян Ди из династии Суй. Абсурдная антинародная политика последнего вызвала против него ряд крестьянских восстаний, однако Ли Юань на первых порах был лоялен к Ян Ди. Тем не менее, Ли Шиминь вскоре убедил отца, который в то время отбивал натиск восточных тюркютов под руководством Шибир-хана, в необходимости примирения с Шибир-ханом и совместной с ним борьбы в ходе гражданской войны против императора-деспота. Когда в 617 году Ли Юань был коронован в Чанъане под именем Гаоцзу, Ли Шиминь стал вторым лицом в государстве, а поскольку его отец, будучи умелым генералом, не отличался успехом в политике, часто сам решал политические вопросы.

Переворот

Прогрессивные реформы Ли Шиминя вызвали недовольство бывших приспешников режима Ян Ди, а также части конфуцианских чиновников, занимавших руководящие должности в обществе. В результате, при дворе возобладали консерваторы, которые побудили Ли Юаня в мае 626 года издать указ об ограничении буддизма и даосизма, направленный, в первую очередь, против Ли Шиминя. Братья Ли Шиминя (Ли Цзяньчэн и Ли Юаньцзи), возглавившие придворную клику, вызвали его во дворец, намереваясь расправиться с ним. Когда Ли Шиминь прибыл к отцу 2 июля 626 года, Ли Цзяньчэн совершил покушение на своего брата, однако оно провалилось, и Ли Шиминь поразил его ответной стрелой. Ли Юань тотчас же отменил свой указ и назначил Ли Шиминя наследником престола. 4 сентября 626 г. Ли Шиминь окончательно отстранил от власти своего отца и был коронован, приняв храмовое имя Тайцзун.

Внутренняя политика

Условия, в которых Тай-цзун пришёл к власти, были катастрофическими: за годы правления династии Суй население Китая сократилось на две трети.

Однако Ли Шиминь был первым правителем в практике китайской истории, который помимо поддержки крупных землевладельцев (в данном случае — табгачских), выступил в защиту крестьян, ремесленников, купечества, интеллектуалов, не получивших доступ к конфуцианской правящей верхушке, а также мелким и средним феодалам. К своим преобразованиям он привлёк также значительную часть тюрков, служивших в качестве конницы в китайской армии.

При Тай-цзуне завершилось формирование централизованного феодального государства. Этому способствовали реорганизация государственного аппарата, введение обязательных государственных экзаменов для отбора на чиновничьи должности, укрепление армии, составление (с 631) кодекса законов.

Правление Тай-цзуна связано с первой в истории Китая попыткой создания синтетической культуры, объединяющей китайскую цивилизацию со степными кочевниками. Миллионное население востока Великой степи стало главной социальной базой для преобразований Ли Шиминя, считавшего себя в равной мере как императором китайцев, так и каганом степняков. Ближайший круг советников Тай-цзуна составляли китайские (даосские и конфуцианские) мудрецы, в том числе Вэй Чжэн, Фан Сюаньлин и Ван Гуй, а также степняки, отобранные по критерию личной преданности (в их числе однорукий уйгурский военачальник Киби Хели и тюркютский царевич из рода Ашина Шени). Политика Тай-цзуна, сохранявшая национальную идентичность народов степи, породила в Китае интерес ко всему тюркскому; был издан китайско-тюркский словарь, даже в столице империи Чанъане появились юрты по образцу степных. Позже националистическая партия в правящих кругах страны начала рассматривать династию Тан времён Тай-цзуна в качестве «табгачской».

Экспансия

Расширение империи Тан при Тайцзуне (626—649):
      Шаньси (область, контролируемая Ли Юанем на 617)       Владения династии Суй на момент свержения Ян Гуана (618).       Покорение Восточно-тюркского каганата (630-682).       Тибет признаёт верховенство Китая (641-670)       Завоевание Средней Азии (642-665)
Кампании императора Тайцзун против государств Западных регионов

Тай-цзун вёл завоевательные войны с Когурё и государствами к северо-западу от танских владений. При нём владения Китая расширились так далеко на запад, как никогда до него. Стабилизировав внутреннюю ситуацию в Китае, Тай-цзун инспирировал восстание уйгуров и других нетюркютских народов Великой степи против Восточно-тюркского каганата, после чего сам напал на его владения с шестью китайскими армиями в 628—630 гг. К 635 году к владениям Тай-цзуна был присоединён Тогон, а вскоре преимущественно тюркские по своему этническому составу войска, находившиеся под командованием китайских военачальников, взяли Гаочан, в результате чего Китай получил контроль над всем восточным отрезком Великого шёлкового пути. Продолжая движение на запад, войска Тай-цзуна заняли более 70 городов Средней и Центральной Азии, от Кашгара до Бухары. В результате танских завоеваний Китай получил контроль не только над Восточным Туркестаном, но и над значительной частью современных Киргизстана и Узбекистана. Мао Цзэдун, выдвигая к СССР претензии по поводу Средней Азии, ссылался на историческую традицию со времён Тай-цзуна.

Неудачными оказались только военные действия императора против северокорейского государства Когурё: в 645 году танские армии потеряли инициативу, остановившись у крепости Ансинсон, героические защитники которой сдерживали агрессоров на протяжении 60 дней. Затянувшаяся до зимы осада Ансинсона ослабила китайскую армию, потерявшую 80 % обозной тягловой силы при отступлении. Тем не менее, силы Когурё были подорваны, и в 668 году это государство прекратило своё существование.

Свидетельством радикального поворота к открытости во внешней политике Китая стали странствия буддийского монаха Сюаньцзана по Бактрии, Джунгарии и Индии (629—645). Наконец, Сюаньцзан после 16 лет странствий вернулся с 700 различными реликвиями в Чанъань на колеснице, запряжённой 20 конями, и изложил свои впечатления в «Записках о странах запада» («Си ю цзи»). В 648 году поступают неясные (и возможно преувеличенные) сведения об участии китайцев (в лице Ван Сюань-цэ), а также тибетских и непальских войск в свержении узурпатора Нафуди Аланашуня (那伏帝阿羅那順, Арджуна (?)), который узурпировал трон после смерти Харши. Танские историки приписали основную заслугу Ван Сюань-цэ, который организовал тибетско-непальскую экспедицию и при участии индийских князей восстановил правление наследников Харши[3].

В начале 648 года, достигнув значительных результатов во внешней и внутренней политике, приблизившись к пятидесятилетнему рубежу, император Тай-цзун счёл необходимым изложить свои взгляды на главные задачи правителя Поднебесной. Причисляя себя к государям-основателям и мечтая о том, чтобы танская династия не шла к упадку по пути предшественниц, Тай-цзун решил подсказать будущему императору Гаоцзуну, как наилучшим образом управлять страной и подданными. Для этой цели он создал политическое завещание «Ди фань», написанное в виде правил, практического руководства для преемников на троне. Вручая «Ди фань» наследнику, он сказал: «Здесь сказано о том, как совершенствовать себя и управлять государством». Сочинение состояло из введения, заключения и двенадцати глав (пянь), объединённых в четыре цзюаня. В первую часть входили главы — «Сущность правителя», «Жаловать родственников уделами», «Искать мудрецов»; во вторую — «Быть внимательным, назначая на должности», «Внимать увещеваниям», «Отстранять клеветников»; в третью — «Остерегаться излишеств», «Почитать бережливость», «Награждать и наказывать»; в четвёртую — «Поощрять земледелие», «Обращать внимание на военное дело», «Ценить гражданские занятия».

Ли Шиминь умер 10 июля 649 г. Его гробница в Чанъане, украшенная высокохудожественными горельефами, считается одним из лучших образцов архитектуры эпохи Тан. Сын и наследник Тай-цзуна, Ли Чжи (тронное имя Гао-цзун), хотя и не обладал отцовскими способностями, но уверенно продолжил его успешную политику.

Примечания

  1. Music from the Tang Court (неопр.) / Picken, Laurence E.R.; Nickson, Noël J.. — Cambridge: Cambridge University Press, 2007. — С. 17. — ISBN 978-0-521-62100-7.
  2. Ли Шими́н // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  3. Н. Я. Бичурин «Собрание сведений», М. 1950, стр. 305—306. Перевод из Синь Тан шу, цзюань 221а

Литература

  • Гумилев Л. Н. «Древние тюрки».
  • Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая. ИФ «Восточная литература» РАН, СПб. 1999.

Ссылки