Перейти к содержанию

Алаев, Леонид Борисович

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Леонид Борисович Алаев»)
Леонид Борисович Алаев
Леонид Алаев в первые годы работы в Институте востоковедения АН СССР. Фото из личного архива учёного.Леонид Алаев в первые годы работы в Институте востоковедения АН СССР. Фото из личного архива учёного.
Дата рождения 20 октября 1932(1932-10-20)
Место рождения Москва, СССР
Дата смерти 30 июля 2023(2023-07-30) (90 лет)
Место смерти Москва, Россия
Страна  СССР,  Россия
Научная сфера индология
Место работы Институт востоковедения РАН
Альма-матер исторический факультет МГУ
Учёная степень доктор исторических наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель И. М. Рейснер
Ученики А. А. Столяров
Известен как специалист по истории Индии

Леони́д Бори́сович Ала́ев (20 октября 1932, Москва, СССР — 30 июля 2023, Москва, Россия) — советский и российский учёный-индолог, специалист по истории Индии и теоретическим проблемам истории Востока. Доктор исторических наук (1982), профессор.

Биография

Происхождение и семья

И отец, и мать Леонида были последними отпрысками в своих семьях. Дед по материнской линии был портным и умер в 1905 году, когда младшей дочке было 2 года. Его ремесло переняла жена, Надежда Васильевна, которой пришлось поднимать шестерых детей. Один из сыновей погиб, а другой, Михаил Константинович Сенцов (1893—1939), стал большевиком и устанавливал Советскую власть в Нижегородской губернии, стал видным советским деятелем[1]. Старшие дочери учительствовали, средняя стала женой Александра Михайловича Самарина, ставшего академиком АН СССР. Младшая, Вера Константиновна, по настоянию старшего брата была отправлена в Москву, поступать на рабфак. В Москве она вышла замуж и уехала с мужем в Одессу, где родился её старший сын Энрид. После того, как брак распался, Вера Константиновна вернулась в Москву и поступила в Химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева[2]. Бабушка по отцовской линии Мария Леонидовна тоже рано овдовела и воспитывала пятерых детей, работая акушеркой в Воспитательном доме. Сыну она непременно хотела дать высшее образование, так он стал студентом того же Химико-технологического института, где и познакомился с Верой Константиновной. Он женился на ней и усыновил Энрида[2].

Родился 20 октября 1932 года в Москве в семье молодых специалистов-химиков, за год до его появления на свет окончивших Химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева и получивших распределение на строительство эфиромасличного завода в Натырбово, в Адыгею. Роды принимала его собственная бабушка, профессиональная акушерка. Детские годы он провёл в Алексеевке, где его отец строил завод по экстракции эфиромасличных жиров, а мать участвовала в строительстве завода по переработке сахарной свёклы[2].

В 1936 году семья вернулась в Москву, где Леонид пошёл в школу на улице Воронцово поле. Большую роль в его жизни играл старший брат, будущий крупный учёный Энрид: «Он учил меня немецкому языку, рисованию, коллекционированию почтовых марок и вообще всему, что надо знать мальчику. Два года мы учились с ним в одной школе — он в 7 и 8классах, а я в нулевом и во втором. Он был заводила и выдумщик, но часть его славы перепадала и мне»[2].

Карьера ведущего учёного-индолога Института востоковедения

Школу закончил не блестяще, но решил поступать в МГУ на исторический факультет. Узнав, что там есть Восточное отделение, где изучают восточные языки и куда принимают преимущественно мальчиков, и потому конкурс меньше, выбрал именно это место и на собеседовании заявил, что хотел бы изучать историю Индии[2].

В 1949—1954 годах учился на историческом факультете МГУ, затем поступил в аспирантуру этого факультета, в 1956 году в связи с основанием Института восточных языков при МГУ перешёл в аспирантуру этого института, где в июне 1959 года защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Сельская община в Южной Индии в XVII—XVIII вв.» В разное время обучался у А. М. Осипова (1897—1969) — по проблемам истории Южной Индии, и И. М. Рейснера (1899—1958) — по проблематике сельской общины. Изучил урду, хинди и санскрит[2].

С 1956 года до последних дней жизни работал в Институте востоковедения АН СССР (РАН) — младшим, старшим, главным научным сотрудником.

В 1981—1988 годах занимал должность заведующего сектором «Энциклопедия Азии», в 1988—1998 годах был главным редактором журнала «Народы Азии и Африки» (с 1991 года — «Восток»).

В 1982 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Сельская община в Северной Индии. Основные этапы эволюции».

С 1970 года — преподаватель, с 1986 года — профессор МГИМО МИД СССР (РФ).

С 2005 года — профессор кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ.

С 1982 года — заместитель председателя Всесоюзной ассоциации востоковедов, вице-президент Российского общества востоковедов.

Один из авторов «Советской исторической энциклопедии» и «Большой российской энциклопедии».

Научный вклад

Область научных интересов: средневековая история Индии; проблема сельских общин в классовом (стратифицированном) обществе; закономерности исторического процесса.

Отстаивает положение, что сельская община в классовом обществе генетически не связана с первобытным обществом, а является необходимым институтом того общества, в котором существует.[3] Она возникает в результате как социального творчества сельского населения, так и сознательных усилий властей и крупных землевладельцев по упорядочению эксплуатации подчиненного населения. Для неё характерны непротиворечивое сочетание частной собственности и общинного контроля; тесная связь прав на землю и фискальных или рентных обязанностей; наличие имущественной и социальной дифференциации. Сельская община может возникать или приобретать новые функции в течение истории древних и средневековых обществ.

Доказал, что индийская сельская община является уникальным институтом, потому что она состоит не из индивидуумов, а из каст. Широко известная специфика индийской общины, а именно то, что она включает, помимо земледельцев, ремесленников и членов служебных каст, объясняется не экономическими потребностями (обеспечение автаркии), а представлениями о ритуальной чистоте/нечистоте и необходимости взаимного ритуального обслуживания.

Выдвинул тезис о том, что модель феодализма, выработанная в период Возрождения для обозначения европейского средневековья, в большей мере отвечает реалиям обществ Востока, чем Европы. Европейское феодальное общество содержало в себе некоторые несистемные элементы, которые и привели к его разложению. А на Востоке утвердился вариант феодализма, который оказался неблагоприятным для его преодоления.[4]

Предлагал разделять закономерности мирового исторического процесса, с одной стороны, и конкретные исторические судьбы разных народов — с другой. Крупное членение исторического времени (этапы, «эпохи» или «формации») требует такого же крупномасштабного подхода к пространству. Движения же на уровне популяции (цивилизации) охватывают меньшее пространство и не подчиняются глобальным закономерностям.

Научные труды

Монографии

Статьи

  • Алаев Л. Б. Восток в мировой типологии феодализма. Восточный феодализм // История Востока. Т. II. Восток в средние века / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян. М.: Вост. лит., 1995.
  • Алаев Л. Б., Тихонов Ю. Н. Ваххабиты в Британской Индии // Азия и Африка сегодня. 2001. № 3

Энциклопедии

Советская историческая энциклопедия
Большая Российская энциклопедия

Примечания

  1. Сенцов, Михаил Константинович. Нижегородская биографическая энциклопедия.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Д. В. Дубровская, А. А. Столяров. Леонид Борисович Алаев. Проект «Российское востоковедение – устная история». Август 2022 года.
  3. Сельская община: «роман, вставленный в историю». Критический анализ теорий общины, исторических свидетельств её развития и роли в стратифицированном обществе. М.: URSS. 2016. 480 с.
  4. Алаев Л. Б. Восток в мировой типологии феодализма. Восточный феодализм // История Востока. Т. II. Восток в средние века / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян. М.: Вост. лит., 1995.

Литература

Ссылки