Лионелло д’Эсте

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Леонелло д’Эсте»)
Лионелло д’Эсте
итал. Leonello d'Este
Лионелло д’Эсте. Портрет работы Джованни да Ориоло. 1447Лионелло д’Эсте. Портрет работы Джованни да Ориоло. 1447

Лионелло д’Эсте или Леонелло д’Эсте (итал. Lionello d’Este или итал. Leonello d’Este; 21 сентября 1407, Феррара — 1 октября 1450, Вогьера, Палаццо ди Бельгардо) — маркиз Феррары (1441—1450), герцог Модены и Реджо-нель-Эмилии, внебрачный сын Никколо III д’Эсте. Несмотря на то, что у Никколо были законные дети, в качестве своего преемника он предпочёл Лионелло. Уровень образования и способность к управлению, популярность среди подданных, а также официальное признание Лионелло папой сделали его наиболее подходящим наследником[1]. Лионелло не имел сильного влияния на политические дела Италии и аристократию Феррары. Его краткое правление не отмечено сколько-нибудь серьёзными внешними и внутренними конфликтами. В отличие от других представителей семьи д’Эсте: Аццо VII, Никколо III и Изабеллы д’Эсте, которые стремились к доминированию на политической сцене, Лионелло известен главным образом тем, что при нём в Ферраре сформировался один из самых блестящих итальянских дворов, где покровительствовали искусству, литературе и культуре. В годы своего правления Лионелло преобразовал Феррару в один из значительных европейских центров образования[2]. С одобрения коммуны, и, возможно, под влиянием своего учителя-гуманиста Гуарино да Вероны, он реформировал Университет Феррары, в котором учились студенты и работали преподаватели как из Италии, так и из других стран.

Биография

Наследник Никколо III д’Эсте

Лионелло был одним из трёх незаконнорождённых сыновей Никколо д’Эсте III от Стеллы де Толомеи[it] (принадлежавшей к ветви семьи Толомеи Tolomei dell’Assassino)[3]. С 15 лет он изучал военное дело под руководством кондотьера Браччо да Монтоне при дворе Нанни Строцци. К моменту гибели Браччо в июне 1424 года Лионелло обладал необходимыми познаниями, он вернулся в Феррару и принял участие, хотя и не очень активное, в войне между Миланом и венецианско-флорентийской лигой (1425). О следующих четырёх годах жизни Лионелло документальных свидетельств не сохранилось[3]. Учителем Лионелло с момента своего прибытия в Феррару в 1429 году по 1436 год был известный гуманист, будущий профессор Университета Феррары, Гуарино да Верона. Лионелло изучал грамматику, риторику, историю и философию. Блестящее знание латыни он продемонстрировал во время визита ко двору императора Священной Римской империи Сигизмунда в 1433 году, произнеся речь на этом языке. Известно, что в январе 1438 года при открытии Феррарского собора Лионелло приветствовал по-латыни папу Евгения IV[3]. Именно под влиянием Гуарино Лионелло сформировался как правитель эпохи Ренессанса[4][5]. Да Верона и позднее наставлял Лионелло, так, уже в 1439 году, по случаю охоты наследника маркизата в Реджо, Гуарино писал ему: «Ты должен искать не столько птиц — куропаток и фазанов, — сколько людей и расположения этого народа. Действительно, чтобы привлечь любовь подданных более крепкой связью, чем законы правящих, недостаточно иметь имя синьора; но надо пожать им руку, посмотреть им в лицо, обещать помощь, что можно сделать только видя их, — это более крепкие цепи, соединяющие души…»[6] В политических же интригах Лионелло не был искушён[3].

В 1425 году, после казни своего старшего брата Уго Альдобрандино[it]*, уличённого в любовной связи со своей мачехой, Паризиной, Лионелло стал признанным наследником Никколо и его соправителем. Династия д’Эсте в вопросах передачи власти отличалась от других владетельных семейств Италии тем, что право наследования, как правило, передавалось незаконнорождённым сыновьям в ущерб дочерям и даже сыновьям от законных браков. Отец Лионелло д’Эсте, Никколо, также был незаконнорождённым сыном. В возрасте девяти лет Никколо стал правопреемником своего отца, Альберто[7]. Однако обстоятельства, при которых Лионелло становился преемником Никколо, отличались от обстоятельств последнего, прежде всего потому, что Никколо был единственным сыном Альберто, в то время как у Лионелло были младшие законные братья — Эрколе и Сиджисмондо[en] и старший — Маладузе, который готовился к духовной карьере[3]. Имея законных сыновей от третьего брака, Никколо необходимо было доказать, что именно Лионелло должен наследовать ему. Никколо защищал права Лионелло на престол, учитывая его личные качества, популярность среди его подданных (как наследник он получил широкую поддержку среди них) и официальное папское признание[8]. Лионелло ставили в заслугу проявление сильных лидерских качеств и добродетелей, необходимых в понимании той эпохи достойному правителю[7]. К тому же Лионелло обучался под руководством выдающегося гуманиста Гуарино да Вероны[9]. Его высокий уровень образования был для отца ещё одной причиной поставить его выше остальных братьев и сестёр[10]. К 1434 году Лионелло стал соправителем своего отца[11]. Впоследствии Лионелло наследовал его родной младший брат Борсо — также незаконнорождённый сын Никколо[12].

В 1429 году были начаты переговоры о заключении брака между Лионелло и Маргаритой Гонзага[it], дочерью маркиза Мантуи Джанфранческо I Гонзага. Дом Эсте задолжал крупную сумму денег Джанфранческо Гонзага[11], который, в погашение долга, согласился выдать свою дочь Маргариту замуж за Лионелло, получив от Никколо обещание, что её потомки будут правителями Феррары[11]. Таким образом Гонзага и Эсте решали через брак своих детей проблему долга и укрепляли связи между двумя маркизатами. Это было выгодно и для Лионелло, так как союз с дочерью Гонзага гарантировал ему политическую поддержку. Одним из условий брачного договора Гонзага выставили требование о признании Лионелло официальным наследником Никколо. В 1429 году Лионелло был признан папой Мартином V законным сыном Никколо[13]. Бракосочетание Лионелло и Маргариты состоялось 1 января 1435 года при Мантуанском дворе. Шестого февраля 1435 года свадьба была отпразднована в Ферраре[14]. От Маргариты у Лионелло был сын Никколо[it] (1438—1476). Умерла Маргарита в 1439 году[15].

В то же время Никколо понимал, что младшие законнорождённые братья Лионелло являются его потенциальными соперниками. Опасаясь внутрисемейного конфликта, который мог возникнуть между незаконнорождёнными и законнорождёнными братьями и сестрами, Никколо оттягивал официальное назначение Лионелло преемником. Несмотря на то, что Лионелло являлся соправителем отца уже с 1434 года, Никколо лишь в последнем варианте завещания, подписанном в день смерти, назвал Лионелло своим наследником. В своей последней воле Никколо также не забыл обеспечить сыновей Эрколе и Сиджисмондо, гарантировав каждому получение по 10 000 дукатов[8]. После смерти своего отца в конце декабря 1441 года Лионелло наконец был признан его наследником и новым маркизом Феррары[8].

Лионелло умер внезапно по неизвестной причине в возрасте 43 лет[16] и был похоронен в церкви Санта-Мария-дельи-Анджели[it]. Ему наследовал родной брат Борсо д’Эсте[15].

Маркиз Феррары

Никколо скоропостижно скончался 26 декабря 1441 года в Милане, объявив Лионелло наследником в тот же день. Через два дня, 28 декабря, в замке Эстенсе Лионелло был провозглашён нобилями Феррары правителем Феррары, Модены и Реджо. Вдова Никколо, Рикарда де Салуццо, безуспешно пыталась отстоять права своих сыновей Эрколе и Сиджисмондо, потерпев неудачу, она более не поднимала этого вопроса. Через некоторое время, в октябре 1442 года, Риккарда оставила Феррару. Борсо, родной брат Лионелло, поддержал его притязания и в благодарность получил в правление Модену и Реджо, а также Полезине[it] — область, граничившую с Венецианской республикой и присоединённую к владениям Эсте в 1438 году[3].

Как правитель Феррары Лионелло с самого начала инициировал значительные экономические, политические и культурные изменения в жизни маркизата. Следуя заветам своего учителя, Гуарино да Вероны, он добивался мирными средствами того, чего другие правители добивались войной[5]. Его недолгое 9-летнее правление не было отмечено ни чрезмерными жестокостями, ни военно-политическими предприятиями, а семейные распри были на время забыты. Лионелло заботился о своих подданных в голодные годы, неоднократно снижал налоги[17].

В мае 1444 года Лионелло женился второй раз. Его супругой стала девятнадцатилетняя Мария Арагонская[it], незаконнорождённая дочь короля Неаполя Альфонсо V. Брак был обусловлен политическими мотивами. Поддерживая политическую стабильность на своих землях, Лионелло соблюдал нейтралитет с Миланом и Венецией. После смерти первой жены Лионелло увидел возможность создания союзов с соседними регионами и усиления своего влияния через новый брак. Победа Альфонсо V, отца Марии, в 1442 году в войне за Неаполь с Рене Анжуйским послужила катализатором такого дипломатического брака для Лионелло и открыла новые возможности для Феррары как в экономическом, так и в культурном плане[13][18]. Политика поддержания связи между Неаполитанским королевством и Феррарой, положенная Лионелло, продолжалась и его преемниками. Эрколе д’Эсте, законнорождённый сын Никколо III, наследовавший Борсо, женился на Элеоноре Арагонской, племяннице Марии, по тому же договору с Неаполитанским королевским домом, который подписал в 1444 году Лионелло[18]. Прочный союз между семьей Эсте и Неаполем обеспечил безопасность Ферраре во время борьбы Милана с Венецией[18].

Возрождение Университета Феррары

Университет Феррары. Здание факультета искусств и философии

В правление Лионелло в местной экономике произошли некоторые улучшения, однако его основное влияние касалось культурной сферы[19]. Наследовав своему отцу, он почти сразу же (январь 1442) поставил перед коммуной Феррары вопрос о реформировании местного Университета, частично взяв на себя его финансирование, фактически возродив его. Вероятно гуманисты и, прежде всего, наставник Лионелло, Гуарино да Верона, вдохновили его на возрождение Университета Феррары[20]. История Феррарского университета восходит к 1391 году, когда 4 марта маркиз Альберто д’Эсте получил папскую буллу (Феррара была в феодальном владении римского папы)[21] с разрешением открытия университета. Университет Феррары согласно этому документу мог присуждать учёные степени по гражданскому и каноническому праву, искусству, медицине и теологии. В это время в университете было только два профессора права и не сохранилось сведений, преподавались ли тогда научные дисциплины, искусство и богословие. Университет закрывался через три года после основания, в 1394 году. В 1404 году из-за увеличения военных расходов там было прекращено преподавание. Попытка Никколо III снова открыть его в 1418 году потерпела неудачу. Только через год после начала правления Лионелло д’Эсте университет стал полноценно действующим с достаточным количеством профессоров для преподавания основных предметов: канонического (церковного) права, логики, философии и медицины. В связи с этим, хотя традиционная дата основания университета — 1391 год, 1442 год считается его истинной датой основания[22]. На встрече Лионелло и представителей коммуны в январе 1442 года была выражена надежда, что университет станет «выдающимся центром обучения, [который] принесёт известность городу, местным жителям будет легче получать степени, и приток студентов поддержит экономику города»[23]. Чтобы покрывать большую часть жалования профессорско-преподавательского состава, коммуна ввела налог с продаж на мясо. Лионелло со своей стороны предоставил финансовую поддержку учебного заведения[23]. День 18 октября 1442 года стал днём открытия университета, Гуарино да Верона выступил с речью, в которой восхвалял гуманистические дисциплины[23]. Вскоре университет стал одним из самых престижных и процветающих учебных заведений Европы, которое привлекало студентов и учёных и из Италии и из других стран (Англии, Германии, Венгрии, Греции, Польши)[24][25]. Был основан новый факультет искусств в честь учителя Лионелло Гуарино да Вероны, а последний стал там профессором[26][27]. В университет сам Лионелло пригласил знаменитых учёных: знатоков греческого языка Феодора Газу и Джованни Ауриспу, преподавателя гражданского права Анджели дельи Убальди, канонического права Лодизио Кривелли и Франческо Аккольти д’Ареццо, философа Джованни Манарди, астрономов Джованни Бьянкини и Доменико Мария Новару[24], поэта из Пармы Базинио Базини, хорошо известного латинского ритор[28]. К концу правления Лионелло в 1450 году, судя по документам, на юридическом факультете университета работало двенадцать профессоров, тринадцать — на факультете искусств. Количество обучавшихся возросло с 34 в 1440 году до 338[25]. Университет добился успеха, как на то надеялись Лионелло и коммуна Феррары[23].

Решение возродить университет по сути сделало Феррару гуманистическим центром — реформа учебного заведения не только привлекла студентов, учёных и философов со всей Европы (что также благотворно сказалось на экономическом развитии маркизата), но и породила достижения в области искусства и архитектуры, подготовила почву для работы выдающихся художников своего времени[27]. Позднейший расцвет культуры в Ферраре ставится исследователями в заслугу Лионелло. Сегодня Университет Феррары продолжает оставаться одним из лучших университетов Европы. По сравнению с тремя основными направлениями, развивавшимися в XV веке — искусством, правом и медициной — в настоящее время в университете восемь факультетов: архитектура, экономика, инженерия, гуманитарные науки, право, естественные науки, математика и информатика, медицина, фармацевтика и профилактика заболеваний. Благодаря инициативе Лионелло и вкладу семьи Эсте интеллектуальные и культурные движения определили историю Феррары не только XV, но и последующих веков. Благоприятные условия для развития Феррары позднее привели к расцвету искусств, в том числе музыки и классического театра. Постепенная серия преобразований в конечном итоге превратила Феррару в значительный объект культурного наследия в Европе, в настоящее время Феррара внесена в Cписок объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[27].

Меценат и зачинатель политики «великолепия»

Лионелло д’Эсте. Портрет работы Пизанелло. 1441. Этот портрет был написан в соревновании с художником Якопо Беллини. Лионелло высоко оценил оба своих изображения, но победителем в споре двух художников вышел Беллини. Портрет Лионелло работы Беллини не сохранился

Несмотря на то, что Лионелло проявил себя опытным политиком, его правление более отмечено культурным и общественным развитием Феррары, города, тесно связанного со двором. Дела благотворительности и благочестия, в том числе строительство церквей, способствовали укреплению его популярности. Он инициировал создание первой больницы для неимущих, оказывал помощь беднякам, раздавая им припасы в неурожайные годы, и неоднократно снижал налоги[29][30].

В правление Лионелло в Ферраре работали выдающиеся художники эпохи: Пизанелло, Якопо Беллини, Андреа Мантенья, Пьеро делла Франческа. Поддерживались контакты с мастерами Северной Европы, что способствовало взаимному обогащению двух традиций изобразительного искусства. В Ферраре жил и работал Рогир ван дер Вейден — для Лионелло он написал алтарный образ. В 1441 году Феррару посетил Жан Фуке, свидетельством его пребывания при дворе является созданный им «Портрет Гонеллы», шута маркиза[31]. Художник Джованни да Ориоло с 1439 года работал в Фаэнце. Лионелло д’Эсте нанял его в 1447 году, чтобы Ориоло написал его портрет (Национальная галерея, Лондон) — на сегодняшний день это единственная известная картина художника. На портрете Ориоло представил Лионелло строго в профиль, как на древнеримских монетах и медалях, исполненных Пизанелло, подобный тип изображения был широко распространен в Италии XV века[32].

Уже в молодости Лионелло имел прочные связи с выдающимися интеллектуалами своего времени, одним из них был Леон Баттиста Альберти[33]. В 1441 году Лионелло пригласил Альберти судить конкурс на лучшего художника, который бы исполнил скульптуру Никколо III[33]. Альберти завершил строительство городского кафедрального собора. По заказу Лионелло Альберти написал De Re Aedificatoria («Десять книг о зодчестве»), где подробно рассматриваются вопросы, касающиеся строительных материалов, конструкций, общих принципов оформления в архитектуре, а также основы проектирования общественных и частных зданий. В книге описывались различные типы фасадов зданий и обсуждались способы исправления строительных ошибок. Альберти в своей работе открывает для современного читателя идеи Витрувия[34]. Предполагалось, что трактат «Десять книг о зодчестве» будет посвящен Лионелло, так как он инициировал его создание, но ранняя смерть маркиза Феррары помешала этому, Альберти завершил работу несколько позднее[35]. В 1450 году трактат был передан папе Николаю V, чтобы им руководствовались римские строители, ведущие в то время грандиозные работы по перестройке города[35].

Лионелло заложил основы политики «великолепия» (magnificientia), получившей своё название позднее у исследователей истории рода Эсте и Феррары, — прославления правящей династии через покровительство искусствам и укрепления таким образом её власти, подтверждения её законности, возвеличивания её представителей. Политика «великолепия» получила своё дальнейшее развитие при последующих правителях Феррары[36]. Борсо, в отличие от своего старшего брата, был малообразован и больше интересовался политикой и реализацией административно-бюрократической реформы, при нём культура стала средством достижения утилитарных целей[5]. Однако нравы Феррарского двора и в целом обстановка в синьории, изменились к лучшему во многом благодаря Лионелло. Спустя несколько лет после его смерти, в 1456 году, Поджо Браччолини в послании к Гуарино да Вероне сравнивает Феррару и Флоренцию, превознося первую и порицая вторую за коррупцию, которая стала препятствием в деле воспитания молодого поколения, тот же Браччолини превозносил двор Лионелло, где царила строгая мораль, противопоставляя ему распущенную Павию[37].

Во время правления Борсо политика «великолепия» приняла систематический характер, продолжалось дальнейшее развитие искусств (изобразительных и неизобразительных) и литературы, так как они использовались на государственном уровне для укрепления власти династии в том числе посредством пышных придворных празднеств[38].

Государь нового типа

Гуманисты представляли Лионелло как идеального принца эпохи, покровителя и защитника искусств, талантливого литератора[28][6]. Обучение Лионелло по новому принципу в studia humanitatais и его склонность к искусствам позволили развить оживленную культурную жизнь в Ферраре[28]. Лионелло за его успешную миротворческую политику был провозглашен Salus Italiae и Specs Italum. Написанная в 1448 году мифологическая поэма «Melegridos» — о мифической охоте на свирепого кабана — иносказательное изображение политики Лионелло[28].

Маркиз изучал труды латинских классиков, его любимыми предметами были риторика и история (он постоянно читал «Записки Цезаря» на языке оригинала). Из авторов он особенно выделял Цицерона, Квинтилиана и Плутарха, из итальянских наиболее ценил Данте и Петрарку. Декреты Лионелло предварялись прологами, которые сочинял он сам, это были литературные произведения небольшого формата, основанные на примерах из античных авторов. Лионелло сам писал свои речи и лично вёл государственную переписку, сочинял сонеты на итальянском языке. Он также переписывался с видными гуманистами эпохи — Филельфо, Франческо, Барбаро, Лоренцо Валлой, Поджо Браччолини и Леоном Батистой Альберти[17].

Лионелло д’Эсте прославлялся как покровитель искусств в работе Анджело Дечембрио[28]. Дечембрио, миланский ученый-гуманист, переехал в Феррару в 1438 году[2]. Он написал трёхтомную работу De Politia Litteraria Variisque Poetae Virgilli Laudbibus (завершена до 1447 года). Ещё четыре книги её продолжения были написаны Дечембрио около 1462 года[39]. Темой трактата Дечембрио избрал культивирование утончённой литературы (politia litteraria) в придворной среде[39]. В De Politia Litteraria Variisque Poetae Virgilli Laudbibus описывается Феррара и размышления автора о её правителе[2]. Город Феррара, в представлении Дечембрио, славен не только «улицами, садами и виллами», но и своим центром — двором д’Эсте, украшением которого является обширная библиотека. Согласно первому сохранившемуся инвентарю, в ней было 279 томов. В роскошно отделанной библиотеке были представлены книги «с разумным выбором» (с явным предпочтением классической литературы). Библиотека, по мнению гуманиста, есть идеальный способ для современного государя сделать вклад в культуру[2]. Библиотека д’Эсте, заботливо дополняемая Лионелло, «прежде всего… [повышает] престиж принца как покровителя искусств»[2]. По поручению Лионелло переписчики, работавшие в библиотеке, выполняли рукописи на французском и итальянском языках[26]. В правление Лионелло собрание библиотеки пополнилось сочинениями Цицерона, Квинтилиана, Вергилия, Саллюстия, Горация, Боэция и других, а также произведениями современных авторов — Флавио Бьондо, Гуарино да Вероны, Франческо Ариосто[it], Джованни Бьянкини, Тито Веспасиано Строцци — они посвящали их лично маркизу[25].

Вероятно, так называемый Ллангаттокский бревиарий был заказан Лионелло (по другой версии, Борсо д’Эсте). Он создан под руководством Джорджо д’Алеманья художниками Бартоломео ди Бенинка, Маттео де Пасти и Якопо Маньянимо. В 1958 году этот манускрипт был продан бароном Ллангаттоком частями на аукционе Кристис. В настоящее время листы бревиария хранятся в Лувре (Париж), Датской Национальной библиотеке и некоторых частных коллекциях[40].

Обстановка при дворе Борсо, наследника Лионелло, не могла сравниться с положением дел при последнем, давшем импульс интенсивному культурному развитию. Возможно поэтому многие учёные и интеллектуалы покинули Феррару, где основные усилия нового правителя были направлены на проведение административно-бюрократической реформы. Гуманисты Дечембрио, Газа и Базинио были тремя наиболее влиятельными интеллектуалами, оставившими двор Эсте после 1450 года[22].

Семья и дети

1-й брак (1 января 1435 года) — Маргарита Гонзага[it] (ум. 7 июля 1439)[3]

2-й брак (апрель 1444 года) — Мария Арагонская[it] (ум. 1449) — внебрачная дочь Альфонса V Арагонского[15]

Внебрачная связь:

  • Франческо (1430 — после 1471)[3][41]

Примечания

  1. Bestor, 1996, pp. 571—572.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Gosman, Macdonald and Vanderjagt, 2005, p. 32.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 Giampiero Brunelli. ESTE, Leonello d'. Dizionario Biografico degli Italiani - Volume 43 (1993) (итал.). Treccani. Istituto della Enciclopedia Italiana fondata da Giovanni Treccani S.p.A.. Дата обращения: 15 ноября 2022.
  4. Cavallo, Jo Ann. The Romance Epics of Boiardo, Ariosto, and Tasso: From Public Duty to Private Pleasure. — University of Toronto Press, 2004. — P. 34—35.
  5. 5,0 5,1 5,2 Алешин, 2015, с. 114.
  6. 6,0 6,1 Бернардская, 1979, с. 20.
  7. 7,0 7,1 Bestor, 1996, p. 572.
  8. 8,0 8,1 8,2 Bestor, 1996, p. 571.
  9. Baxandall, 1963, p. 3305.
  10. Kantorowicz, 1940, p. 165.
  11. 11,0 11,1 11,2 Bestor, 1996, p. 570.
  12. Kantorowicz, 1940, p. 164.
  13. 13,0 13,1 Lockwood, 2009, p. 43.
  14. Bayer, Andrea. Art and Love in Renaissance Italy, Metropolitan Museum of Art. — 2008. — P. 17.
  15. 15,0 15,1 15,2 MODENA, FERRARA
  16. Dean, Trevor. Land and Power in Late Medieval Ferrara: The Rule of the Este, 1350—1450. — Cambridge University Press, 2002. — P. 27.
  17. 17,0 17,1 Бернардская, 1979, с. 20—21.
  18. 18,0 18,1 18,2 Lockwood2, 2009, p. 43—48.
  19. Lockwood, 2009, p. 44.
  20. Marrone, Gaetana and Puppa, Paolo. Encyclopedia of Italian Literary Studies. — New York, Abingdon: Taylor & Francis Group, LLC, 2007. — P. 716.
  21. Бернардская, 1979, с. 19.
  22. 22,0 22,1 Grendler, 2002, p. 100.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 Grendler, 2002, p. 101.
  24. 24,0 24,1 Алешин, 2015, с. 117.
  25. 25,0 25,1 25,2 Бернардская, 1979, с. 21.
  26. 26,0 26,1 Lockwood, 2009, p. 46.
  27. 27,0 27,1 27,2 United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (англ.). World Heritage Convention. Дата обращения: 16 октября 2022., Архивная копия от 4 июля 2010 на Wayback Machine
  28. 28,0 28,1 28,2 28,3 28,4 Gosman, Macdonald and Vanderjagt, 2005, p. 31.
  29. Lockwood, 2009, p. 48.
  30. Charmarie Jenkins Blaisdell. Politics and heresy in ferrara, 1534—1559 // The Sixteenth Century Journal : журнал. — 1975. — P. 70.
  31. Алешин, 2015, с. 115.
  32. Giovanni da Oriolo, Leonello d’Este (Portrait) 1447 (англ.). National Gallery. Дата обращения: 16 октября 2022., Архивная копия от 25 июля 2021 на Wayback Machine]
  33. 33,0 33,1 Tavernor, 1999, p. 9—10.
  34. The Cambridge Companion to Renaissance Humanism / Jill Kraye ed. — Cambridge University Press, 1996. — P. 169.
  35. 35,0 35,1 Tavernor, 1999, p. 16.
  36. Алешин, 2015, с. 113.
  37. Бернардская, 1979, с. 21—22.
  38. Hourihane, Colum. The Grove Encyclopedia of Medieval Art and Architecture. — Oxford University Press, 2012. — Vol. 2. — P. 476—477.
  39. 39,0 39,1 Celenza, 2004, с. 44—45.
  40. Leaf From The Llangattock Breviary, In Latin, Illuminated. Дата обращения: 31 июля 2021. Архивировано 31 июля 2021 года.
  41. Francesco d'Este (nato nel 1430 circa, morto dopo il 1475) (итал.). The MET. The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 15 ноября 2022.

Литература

  • П. А. Алешин. Семья д'Эсте — покровители искусства и коллекционеры // Вестник Московского университета. Серия 8. История.. — 2015. — № 2.
  • Е. Бернардская. Сеньория и гуманистическая культура. (По материалам Феррары XV—XVI вв.) // Проблемы культуры итальянского Возрождения / под. ред. В. И. Рутенбурга. — Ленинград, 1979.
  • Baxandall, Michael. «A Dialogue on Art from the Court of Leonello d’Este: Angelo Decembrio’s De Plitia Litteraria Pars LXVIII» // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes : журнал. — 1963. — № 26 (3-4).
  • Bestor, Jane Fair. Bastardy and Legitimacy in the Formation of a Regional State in Italy: The Estense Succession (англ.) // Comparative Studies in Society and History : журнал. — 1996. — No. 38 (3). — ISSN 0010-4175.
  • Celenza, Christopher S. Creating Canons in Fifteenth-Century Ferrara: Angelo Decembrio’s "De politia litteraria" // Renaissance Quarterly. — 2004. — № 1.10. — P. 44—45.
  • Martin Gosman, Alasdair James Macdonald and Arie Johan Vanderjagt. Princes and Princely Culture: 1450—1660. — 2005.
  • Grendler, Paul F. The Universities of the Italian Renaissance. — The Johns Hopkins University Press, 2002.
  • Kantorowicz, Ernst. «The Este Portrait by Roger van der Weyden». Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1940. — doi:10.2307/750272.
  • Lewis Lockwood. Leonello’s rule, 1441-50; the court chapel. — Oxford University Press, 2009.
  • Lockwood, Lewis. Music in Renaissance Ferrara 1400—1505. The Creation of a Musical Center in the Fifteenth Century. — Oxford University Press, 2009. — P. 43-48.
  • Robert Tavernor. On Alberti and the Art of Building. — Yale University Press, 1999.

Ссылки