Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета
Основан 1933 год
Награды Орден Трудового Красного Знамени — 1983
Местоположение Россия Санкт-Петербург,
Адрес Владимирский проспект, 12
Герб Объект культурного наследия РФ
Руководство
Директор Валерий Градковский
Художественный руководитель Лариса Луппиан
Сайт lensov-theatre.spb.ru

Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета — драматический театр. Создан в Ленинграде в 1933 году под названием «Новый театр», в 1953 переименован в Ленинградский театр имени Ленсовета[1].

Занимает бывший особняк князя В. П. Голицына на Владимирском проспекте, д.12 (архитектор Михайлов 2-й)[2].

История

Новый театр (1933—1953)

Театр был основан в 1933 году группой артистов (в их числе были Ксения Куракина, Роман Рубинштейн, Михаил Розанов, Александр Жуков, Вера Кузнецова) во главе с режиссёром Исааком Кроллем, учеником Всеволода Мейерхольда. Открылся 19 ноября 1933 года в доме бывшей Голландской церкви на Невском проспекте, 20 спектаклем «Бешеные деньги» по пьесе А. Н. Островского, поставленным Кроллем, и получил название «Новый театр»[3]. В первых спектаклях театра были заняты также В. В. Максимов, Е. А. Мосолова, В. А. Будрейко.

До 1937 года театр возглавлял И. Кролль. В 1936 году пожар уничтожил помещение театра; городские власти предоставили коллективу новую сценическую площадку и с этого времени Новый театр работал в специально реконструированном театральном здании А. И. Павловой на Троицкой улице дом 13.

С 1936 года в стране развернулась борьба с формализмом и «мейерхольдовщиной», и в 1937 году Кролль был уволен. Театр возглавил выдающийся актёр, режиссёр и педагог Борис Сушкевич. Ученик К. С. Станиславского и Л. А. Сулержицкого, Сушкевич прививал труппе Нового театра мхатовские традиции[4]. Наиболее значительные постановки предвоенных лет — «Беспокойная старость» Л. Рахманова (1937), «Скупой» Ж. Б. Мольера (1938), «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1940), в котором Сушкевич сыграл роль Маттиаса Клаузена, а также поставленный Надеждой Бромлей спектакль «Мария Стюарт» по трагедии Ф. Шиллера (1938)[3].

В октябре 1940 года Новый театр был отправлен на длительные гастроли по Дальнему Востоку, где его и застала Великая Отечественная война. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны театр работал на Дальнем Востоке, в Сибири и на Урале; в этот период в его репертуаре были «Фронт» А. Корнейчука, «Русские люди» и «Так и будет» К. Симонова, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва; лишь в сентябре 1945 года Новый театр возобновил свою работу в Ленинграде. Поскольку прежнее его здание пострадало от бомбёжек, коллективу было предоставлено новое помещение на Владимирском проспекте, 12, в котором театр работает и по сей день[4].

Борис Сушкевич привёл в театр новое поколение учеников, выпускников Ленинградского театрального института, в том числе Галину Короткевич. Но здоровье художественного руководителя было подорвано скитаниями военных лет; 10 июля 1946 года Сушкевича не стало, и для театра наступили тяжёлые времена[4]. В 1947 году главным режиссёром был назначен Б. В. Зон, но задержался ненадолго: уже в 1949 году его сменил С. А. Морщихин, покинувший театр в 1951[3].

Из кризиса коллектив вывел Николай Акимов, назначенный главным режиссёром Нового театра в 1951 году. Его блестящие сатирические спектакли «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1953) и «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1955) стали событиями театральной жизни и этапными в истории самого театра[3].

Театр имени Ленсовета

В 1953 году, накануне 20-летия со дня основания, театру было присвоено новое имя — Ленинградский театр имени Ленсовета[3].

В 1956 году Николай Акимов вернулся в Театр Комедии, а Театр им. Ленсовета вновь погрузился в кризис; главные режиссёры не работали больше двух сезонов: 1956—1958 годах этот пост занимал П. К. Вейсбрём, в 1958—1959 — Е. Ефремов, в 1959—1960 — Т. А. Кондрашёв[3]. Наконец в ноябре 1960 года главным режиссёром был назначен Игорь Владимиров.

В тот период ведущим актёром театра был популярный актёр Георгий Жжёнов, снявшийся в фильмах «Чапаев», «Берегись автомобиля» и многих других, но отношения между более опытным и старшим по возрасту Жжёновым и Владимировым не сложились и в 1968 году Жжёнов был вынужден покинуть театр, а вскоре покинул театр и второй ведущий актёр — Алексей Петренко.

Основную ставку Владимиров сделал на молодых актёров: Д. Баркова, Л. Дьячкова, Н. Пенькова, Анатолия Равиковича, В. Харитонова. Одной из самых главных удач стал приход в труппу театра Алисы Фрейндлих, чьё имя на долгие годы стало неразрывно связанным с театром и наиболее весомыми работами режиссёра Владимирова.

Весь период работы в театре им. Ленсовета Игорь Владимиров уделял очень много внимания формированию труппы. Режиссёр приглашал в свой театр талантливых актёров, замеченных им на других сценах, таких как Леонид Дьячков, Алексей Петренко, Ефим Каменецкий, Галина Никулина, Елена Соловей, Пётр Шелохонов.

Театральной легендой стал спектакль «Новая Мистерия-Буфф» Петра Фоменко (1969), не допущенный до премьеры. Об этом спектакле Фоменко рассказывал: «…спектакль сдавали ещё четыре раза. Игорь Петрович Владимиров похудел в эти дни, побледнел, потому что это всё ему, конечно, было тяжело… Потом пришёл Н. П. Акимов как главный эксперт… Он сказал: „Я не люблю Маяковского, но то, что я увидел, — это не Маяковский“. С последней шестой сдачи выгнали всех зрителей, проверяли, нет ли людей под креслами…»[5]

В 1970-х в театр пришли М. Боярский, Сергей Мигицко, Лариса Луппиан, Олег Леваков, Ирина Мазуркевич, Е. Баранов, В. Матвеев, Т. Яковлева, А. Алексахина, Л. Леонова, Е. Маркина, Семён Стругачёв, А. Семёнов, Е. Филатов и многие другие. Фактически это несколько поколений актёров, пришедших из других театров страны, а также выращенных режиссёром Игорем Владимировым. Много лет Владимиров вёл актёрскую мастерскую в ЛГИТМиКе (ныне — СПГАТИ), и его ученики органично вливались в труппу.

В конце 1980-х — начале 1990-х Игорю Владимирову и его театру не удалось избежать творческого кризиса, характерного для некоторых ленинградских театров того времени. Труппу покинули многие актёры: Галина Никулина, Михаил Боярский, Анатолий Равикович, Ирина Мазуркевич, Ефим Каменецкий, Леонид Дьячков, Елена Соловей, Пётр Шелохонов. Огромной потерей для театра стал уход Алисы Фрейндлих.

С 1996 — директор, одновременно с 1999—2006 год — художественный руководитель театра — заслуженный деятель искусств РФ Владислав Борисович Пази.

С 2011 по 2018 — главный режиссёр, одновременно с 2017 по 2018 — художественный руководитель Юрий Бутусов.

С 21 мая 2019 года художественный руководитель театра Лариса Луппиан.

Основные постановки

Сегодняшний день театра

Труппа

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени (1983).
  • Почётный диплом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (23 октября 2013 года) — за значительный вклад в культурное развитие Санкт-Петербурга, а также в связи с 80-летием со дня основания[12].

Примечания

  1. После возвращения городу прежнего названия в 1991 году стал Санкт-Петербургским.
  2. Театр им. Ленсовета — История здания
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Люб. М. Ленинградский театр имени Ленсовета // Театральная энциклопедия / Под ред. П. А. Маркова. — М.: Советская энциклопедия, 1964. — Т. 3.
  4. 4,0 4,1 4,2 История театра // Санкт-Петербургский театр им. Ленсовета. — Официальный сайт.
  5. Дмитревская М. «Новая Мистерия-Буфф» Петра Фоменко // Петербургский театральный журнал. — 2003. — № 3 (33).
  6. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 года № 359 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Архивировано 3 декабря 2013 года.
  7. УКАЗ Президента РФ от 13.10.1998 N 1229 "О НАГРАЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАГРАДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Архивировано 14 июля 2015 года.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 года № 359 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  9. Указ Президента РФ от 17.03.2003 № 336 Архивировано 22 сентября 2013 года.
  10. Александр Солоненко
  11. Почётное звание присвоено Указом Президента России № 1088 от 20 августа 2007 года Архивировано 3 декабря 2013 года.
  12. Решение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 23.10.2013 N Р-568

Ссылки