Манович, Лев Захарович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Лев Манович»)
Лев Захарович Манович

Лев Заха́рович Мано́вич — автор книг по теории цифровой культуры и новых медиа, профессор компьютерных наук (Computer Science) Городского университета Нью-Йорка, профессор Европейской Высшей школы в Зас-Фе (Швейцария), профессор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» (Москва). Работа Мановича посвящена цифровым гуманитарным наукам, визуальнoй культурe, теории новых медиа и медиаискусству, и исследованиям софта[1].

В 2007 году Лев Манович создал исследовательскую лабораторию Software Studies Initiative[2], которая стала первым центром компьютерного анализа массивных объёмов изображений и видео. Лаборатория Мановича принимала участие в визуализации культурных данных для Google, Публичной библиотеки Нью-Йорка и MoMA.

В 2016 году лаборатория получила новое название: Лаборатория культурной аналитики.

Биография

Лев Манович родился в 1960 году в Москве, в семье участника Великой Отечественной войны, невропатолога, доктора медицинских наук Захара Хаимовича Мановича (1925—1999) и Натальи Григорьевны Манович (урождённой Темчиной, 1928—2017). Изучал живопись, архитектуру, информатику и семиотику. В 1981 году, после нескольких лет занятий искусством, эмигрировал в США, поселился в Нью-Йорке. От статичного изображения и физического трёхмерного пространства интерес Мановича постепенно смещался в сторону виртуального пространства, движущегося изображения и использования компьютеров в медиа[3].

В Нью-Йорке Манович окончил магистратуру по экспериментальной психологии (1988) и работал с компьютерной 3D-анимацией с 1984 по 1992 год. В 1993 году получил степень Ph.D. по направлению «Визуальные и культурные исследования» в Университете Рочестера. Его диссертация «Проектирование видения: от конструктивизма до компьютеров» (The Engineering of Vision from Constructivism to Computers[4]) прослеживает связь авангарда 1920-х годов с зарождением компьютерных медиа.

С 1984 года Манович работал с компьютерными медиа в качестве художника, аниматора, дизайнера и программиста. Среди его художественных работ: Little Movies[5], первый проект в сфере цифрового кино, созданный для Web (1994—1997); Freud-Lissitzky Navigator[6], концептуальная программа для навигации по истории XX века (1999), и стриминг-роман Anna and Andy (2000)[7]. Также известны статьи Мановича «Новые медиа от Борхеса до HTML» (New Media from Borges to HTML) (2001)[8] и «База данных как символическая форма» (Database as Symbolic Form) (1998)[9]. В последней статье он объясняет причины популярности баз данных, сопоставляя их с понятиями алгоритмов и нарратива. Его работы были показаны на ключевых выставках медиаискусства. В 2002 году Институт современного искусства в Лондоне представил мини-ретроспективу его работ под названием «Лев Манович: приключения цифрового кино» (Lev Manovich: Adventures of Digital Cinema).

Лев Манович преподаёт медиаискусство с 1992 года. В качестве приглашённого профессора читал курсы в Калифорнийском институте искусств, Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA), Амстердамском и Стокгольмском университетах, а также в Университете искусства и дизайна в Хельсинки. В 1993 году студенты его класса цифрового кино в UCLA основали Пост-кинематографическое общество, которое организовало несколько фестивалей цифрового кино. В их основу легли некоторые идеи Мановича о новых медиа, например, идея кино баз данных (database cinema)[10].

В 2007 году Манович основал Software Studies Initiative. В 2016 году лаборатория получила новое название: Лаборатория культурной аналитики[11]. Лаборатория использует методы анализа больших данных для исследования современных культурных тенденций. Сегодня люди по всему миру создают, обмениваются и взаимодействуют с миллиардами изображений и видео каждый день. Участники лаборатории считают, что исследования культуры сегодня не могут игнорировать этот факт, поэтому, чтобы видеть и анализировать культуру сегодня, необходимо создавать новые методы её визуализации. Лаборатория культурной аналитики объединяет визуализацию данных, дизайн, машинное обучение и статистику с концепциями гуманитарных и общественных наук и медиаисследований.

Книги и проекты

В 2017 году вышла первая книга Льва Мановича на русском языке — сборник статей «Теории софт-культуры»[12].

Теории софт-культуры (2017)

В книге собраны ключевые статьи Льва Мановича, написанные между 1999 и 2015 годами. В них автор осмысляет новые медиа в контексте истории искусств, кино, массмедиа и дизайна и ставит вопрос о том, как «культурный софт» и «информационная эстетика» меняют наши поведенческие стратегии и способы восприятия. Манович рассуждает о том, могут ли новые технологии сделать видимыми невидимые слои современной культуры и как это изменит наше представление о культуре и о нас самих. Отдельное внимание в книге уделено вопросу об использовании больших данных и методов точных наук для изучения содержания социальных сетей и культурных архивов.

Содержание книги:

Предисловие автора

I. Новые медиа

Принципы новых медиа

Постмедиальная эстетика

Медиа в эпоху софта

II. Инфоэстетика и исследования софта

Культурные формы информационного общества

Алгоритмы нашей жизни

III. Культурная аналитика

Музей без стен, история искусств без имён

Анализ данных и история искусств

Исследуя городские социальные медиа

Наука о культуре?

Software Takes Command (2013)

Сегодня софт заменил широкий спектр физических, механических и электронных технологий, используемых до 21 века для создания, хранения, распространения культурных артефактов и взаимодействия с ними. Он стал нашей связью с миром, с другими, с нашей памятью и нашим воображением — универсальным языком, на котором мир говорит, и универсальным двигателем, с помощью которого он работает. В книге Software Takes Command[13] Лев Манович разрабатывает собственную теорию софта, рассматривая его влияние на практику и само понятие «медиа».

Книга является частью серии «Международные тексты по критической медиаэстетике»[14], созданной Франциско Рикардо.

Soft Cinema (2002—2005)

Soft Cinema — это кино, в котором человеческая субъективность и различные варианты выбора, сделанные пользовательским софтом, объединились, чтобы создать фильмы, которые могут воспроизводиться бесконечно, никогда в точности не показывая одни и те же последовательности изображений, компановки экрана и повествований. Soft Cinema сделан в соавторстве с медиахудожником и дизайнером Андреасом Кратки[15].

The Language of New Media (2001)

В этой книге Лев Манович предлагает первую системную теорию новых медиа, рассматривая их в рамках истории визуальной и медиакультуры последних нескольких веков. Он описывает зависимость новых медиа от конвенций старых и показывает, как медиаработы создают иллюзию реальности, обращаются к зрителю и представляют пространство. Автор также анализирует уникальные для новых медиа категории и формы, такие как интерфейс и база данных.

Манович использует концепции теории кино, истории искусства, литературной теории и компьютерных наук, а также разрабатывает новые теоретические понятия, такие как культурный интерфейс, пространственный монтаж и кинегратография. Теория и история кино играют особенно важную роль в этой книге.[16].

Другие книги Льва Мановича

  • Tekstura: Russian Essays on Visual Culture, редактор; совместно с Аллой Ефимовой (Chicago: University of Chicago Press, 1993).[17]
  • Info Aesthetics, a semi-open source book/Web site in progress. Проект стартовал в августе 2000, последнее обновление в октябре 2001.[18]
  • Soft Cinema, при участии Андреаса Ангелидакиса, Джейсона Данцигера, Андреаса Кратки и Рут М. Лоренц (Karlsruhe: ZKM Center for Art and Media Karlsruhe, 2002).
  • The Language of New Media (Cambridge, Mass.: MIT Press, 2001).
  • Black Box — White Cube, перевод на немецкий Рональда Вуллие (Berlin: Merve Verlag, 2005) (на немецком)
  • Soft Cinema: Navigating the Database, DVD с цветным буклетом. Совместно с Андреасом Кратки (Cambridge, Mass.: MIT Press, 2005).
  • Software Culture, перевод на итальянский Маттео Тарантино (Milano: Edizioni Olivares, 2010) (на итальянском)
  • Software Takes Command (New York: Bloomsbury Academic, 2013).
  • Instagram and Contemporary Image (опубликовано в интернете под лицензией Creative Commons, 2016—2017).
  • AI Aesthetics (Moscow: Strelka Press, 2018).

Примечания

  1. Lev Manovich - Biography (25 июня 2010). Дата обращения: 8 декабря 2017.
  2. Software Studies Initiative. lab.softwarestudies.com. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 27 января 2018 года.
  3. Сноб (рус.), snob.ru. Архивировано 26 июля 2018 года. Дата обращения 8 декабря 2017.
  4. Lev Manovich. The Engineering of Vision from Constructivism to Computers (англ.) // PhD diss., University of Rochester. Архивировано 11 декабря 2017 года.
  5. Little Movies. Rhizome. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 6 декабря 2017 года.
  6. FREUD-LISSITZKY NAVIGATOR BY LEV MANOVICH - ADA | Archive of Digital Art (англ.). www.digitalartarchive.at. Дата обращения: 8 декабря 2017.
  7. ANNA AND ANDY BY LEV MANOVICH - ADA | Archive of Digital Art (англ.). www.digitalartarchive.at. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 20 июля 2018 года.
  8. Lev Manovich (англ.). manovich.net. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 10 декабря 2017 года.
  9. Database as a Symbolic Form - Manovich. www.mfj-online.org. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 4 декабря 2017 года.
  10. Mac OS X Server (англ.) (недоступная ссылка). pixels.filmtv.ucla.edu. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 11 декабря 2017 года.
  11. Cultural Analytics Lab. lab.culturalanalytics.info. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 17 февраля 2020 года.
  12. Лев Манович. Теории софт-культуры. — Нижний Новгород: Красная ласточка, 2017. — 208 с. — ISBN 978-5-9908655-2-5.
  13. Bloomsbury.com. Software Takes Command (англ.). Bloomsbury Publishing. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 27 июня 2017 года.
  14. Bloomsbury.com. Bloomsbury - International Texts in Critical Media Aesthetics (англ.). www.bloomsbury.com. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 20 апреля 2016 года.
  15. Soft Cinema (англ.). MIT Press. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 15 апреля 2018 года.
  16. The Language of New Media (англ.). MIT Press. Дата обращения: 8 декабря 2017. Архивировано 15 октября 2019 года.