Петербургский государственный университет путей сообщения
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) | |
---|---|
![]() | |
Международное название | Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University |
Прежние названия |
Институт Корпуса инженеров путей сообщения, Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова |
Год основания | 1809 |
Ректор | А. Ю. Панычев |
Президент | В. Н. Лобко |
Расположение |
|
Юридический адрес | 190031, Санкт-Петербург, Московский проспект, дом № 9 |
Сайт | http://www.pgups.ru |
Награды |
|
Объект культурного наследия РФ
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (сокращ. — ПГУПС, изначально Институт Корпуса водяных и сухопутных сообщений, Институт Корпуса инженеров путей сообщения, Институт инженеров путей сообщения, Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) — федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.
Главный корпус расположен по адресу: Московский проспект, дом № 9.
История института в Российской империи
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=RR5111-0065R_275-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B0.gif&width=150)
Одно из первых высших технических учебных заведений России. Предтечей института был отдел «по учебной части», расширенный и дополненный в Департаменте водных коммуникаций Н. П. Румянцевым в 1798—1809 годах[1].
Учреждён Высочайшим Манифестом 20 ноября (2 декабря) 1809 года[1] как Институт Корпуса водяных и сухопутных сообщений, с 1810 года Институт Корпуса инженеров путей сообщения, торжественно открыт 1 (13) ноября 1810 года. Целью создания института была подготовка специалистов для строительства на огромных территориях России разветвлённых систем сухопутных и водных путей сообщения. В эпоху создания института наиболее развитым был водный путь. Основным недостатком судоходства была зима, когда суда простаивали месяцы в ожидании начала навигации. Против течения по рекам и каналам летом суда проводились бурлаками.
Институт при Бетанкуре
Институт на момент открытия был кадетским корпусом, тесно связанным с ведущими вузами столицы, такими, как Академия наук, Главное инженерное училище Российской империи и созданный позднее Петербургский университет. Институт был закрытым полувоенным учебным заведением, срок обучения в нём вместе с гимназическим этапом обучения составлял восемь лет. Выпускникам присваивалось звание инженера путей сообщений, они были поручиками (по первому разряду) и подпоручиками (по второму разряду).
Первым руководителем института в должности генерального инспектора был Августин Августинович Бетанкур (1758—1824). К преподаванию были привлечены русские и французские учёные и академики: В.И. Висковатов, М.В. Остроградский, О.И. Сомов, Б. Клапейрон, Г. Ламе, К. Потье и другие[2].
В 1813 году при институте был основан музей, который решением Министерства путей сообщения СССР в 1987 году был выведен из состава института, перешел в ведение МПС СССР и был переименован в «Центральный музей железнодорожного транспорта МПС (ЦМЖТ)» (ныне Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации)[3].
При Институте под руководством профессора П. И. Собко для научно-учебных целей была организована первая в России механическая лаборатория.
В 1820 году с целью подготовки мастеров и техников было создано первое в России профессионально-техническое учебное заведение —Военно-строительная школа путей сообщений с трёхлетним сроком обучения[1][2], ежегодно готовившая 100 техников-строителей для Строительного отряда путей сообщения, который занимался «практическим производством всякого рода работ, как по водной, так и сухопутной части, равно всех зданий, постройка которых на главное управление путей сообщения возлагалась». Её лучшие выпускники зачислялись в Институт без экзаменов сразу на третий курс[2].
В 1823 году Институт был преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов[4].
В 1829 г. Военно-строительная школа была присоединена к ИИПСу, в котором был введён шестилетний срок обучения[2].
Таким образом, Институт являлся первым российским техническим высшим учебным заведением в области транспорта, перешедшим на стандарт высшего инженерного образования с пятилетним курсом обучения в 1864, но на протяжении долгого времени не имел факультетов и готовил инженеров путей сообщений широкого профиля — специалистов по проектированию, строительству и эксплуатации всех дорожных и гидротехнических сооружений.
1826—1851 годы. Подготовка и создание железных дорог
С 1826 года профессорский состав Института начал выпуск журнала путей сообщений. 36 номеров этого издания, вышедшие в течение первого десятилетия, содержали свыше пятидесяти научных работ по проектированию и строительству различных инженерных сооружений как в России, так и за рубежом[1].
С 1835 года М. С. Волков, профессор Института (в прошлом — выпускник), ввёл раздел «О построении железных дорог», и с этого момента Институт стал готовить инженеров для строительства железных дорог. Учебные занятия по курсу прикладной механики вели профессор Б. Клапейрон и инженеры путей сообщений П. П. Мельников, А. Г. Добронравов, Н. Ф. Ястржембский.
С 1833 года Мельников — профессор курса прикладной механики — утверждён заведующим кафедрой. Вёл лекции по железнодорожной тематике в трёх разделах: верхнее строение пути, тяга поездов, подвижной состав. Параллельно с этим вёл научную работу: в 1835 году была опубликована книга «О железных дорогах» — первое в России учебное пособие по железнодорожному транспорту. В это же время профессор Н. О. Крафт читал курс о составлении проектов[1].
Профессор М. С. Волков, выступая за строительство железных дорог и понимая значимость этого изобретения для страны, ратовал за просветительскую работу в рамках института.
В 1831 году в институте началось чтение публичных лекций. Профессор Г. Ламе прочитал две лекции «Построение железных дорог в Англии», в которых он обосновал экономическую выгодность строительства железных дорог. Материал для этих лекций был собран во время командировки в Англию. Ему противостоял профессор института М. Дестрем, убеждённый сторонник развития водных путей сообщений, который читал лекции «Причины невозможности устройства железных дорог в России».
Таким образом, институт, решая задачу налаживания путей сообщения в России, был основан императором Александром I, был запущен полностью во времена правления Николая I, была воплощена идея строительства железной дороги в России. В 1820-е годы потребовалось решить задачу подготовки квалифицированных строителей, инженеров-путейцев. Они, обучаясь в Корпусе инженеров путей сообщений, с 1837 года смогли проходить практику на действующей Царскосельской железной дороге. Это на порядок повысило квалификацию выпускников и заложило почву для квалифицированного строительства и обслуживания Николаевской железной дороги[1].
Кроме того, на действующей дороге велась большая научная работа, включавшая в себя теоретические разработки основ железнодорожного дела и экспериментальная работа по сбору статистических данных постоянного использования железнодорожных машин и механизмов.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/42/University-StPeterburg-p1030659.jpg/280px-University-StPeterburg-p1030659.jpg)
После создания Николаевской дороги в 1851 году
Этот раздел не завершён. |
Как пишет в своей книге «Инженерное образование в России» выпускник Института инженеров путей сообщения С. П. Тимошенко, образовательная схема Главного Инженерного Училища, родившаяся после добавления старших офицерских классов, с разделением Пятилетнего образования на два этапа в дальнейшем именно на примере Института инженеров путей сообщения распространилась в России и сохраняется до сих пор. Это позволяло начинать преподавание математики, механики и физики на довольно высоком уровне уже на первых курсах и дать студентам достаточную подготовку по фундаментальным предметам, а затем использовать время для изучения инженерных дисциплин[5].
Значение института в подготовке инженерных кадров
Занятия в Институте были организованы по курсовой системе, важнейшими элементами которой являлись курсы построений, прикладной механики, гидрографии, сопровождаемые лекциями, практическими занятиями, письменными и графическими расчетами, составлением проектов и работой в лабораториях. Выпускникам присваивалось звание инженера путей сообщения и воинское звание поручика[2].
За первые пятьдесят лет своей деятельности Институт Корпуса инженеров путей сообщения подготовил 1558 специалистов, в том числе 278 техников для Строительного отряда путей сообщения, под руководством которых были построены и сданы в эксплуатацию[2]:
- около 1500 км железных и 7300 км шоссейных дорог,
- 14 550 км телеграфных линий,
- Шлиссельбургские и Новоладожские шлюзы,
- Онежский, Белозерский и Сайменский каналы,
- морские сооружения в Кронштадте и Николаеве,
- первый постоянный мост через реку Неву в Петербурге (Благовещенский, 1850) и ряд других крупных сооружений.
В 1864 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был преобразован в гражданское учебное заведение и переименован в Институт инженеров путей сообщения (ИИПС). Выпускники получали звание инженера путей сообщения «с правом составления проектов и всякого рода строительных работ». К 1917 г. Институт инженеров путей сообщения подготовил 6115 инженеров для своего ведомства[2].
Институт в советскую эпоху
С 1924 года — Институт инженеров путей сообщения (с 1949 им. академика В. Н. Образцова).
На основании приказа РВС СССР № 606, от 9 июня 1925 года при Ленинградском институте инженеров путей сообщения (ЛИИПС) было сформировано Отделение военных сообщений (с 1931 года — Военно-транспортный факультет).
В начале 1930-х Ленинградский институт инженеров путей сообщения был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), а на базе его факультетов в 1929—1931 были созданы четыре самостоятельных транспортных вуза:
- Ленинградский институт инженеров водного транспорта
- Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (в 1930),
- Ленинградский автодорожный институт (в 1931)
- Военно-транспортная академия РККА (в Москве, на базе Военно-транспортного факультета при ЛИИПС было начато сформирование ВТА РККА, на основании приказа РВС Союза ССР № 055, от 9 июня 1932 года.).
В середине 1930-х ЛИИЖТ носил имя Я. Э. Рудзутака, занимавшего пост наркома путей сообщения СССР с 1924 по 1930 г[6].
С середины 1930-х при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта существовали Высшие курсы командного состава.
В 1954 году слит с Ленинградским электротехническим институтом железнодорожного транспорта.
Преобразование в университет
В 1993 году институт получил статус университета и стал называться Петербургский государственный университет путей сообщения.
В том же году было принято решение об организации при университете нового музея, официальное открытие которого состоялось 1 декабря 1994 года в одной из аудиторий первого корпуса. В 2013 году музей разместили в левом парадном флигеле дворца Юсуповых на Фонтанке, где он занимает сейчас 12 залов[3].
На базе ПГУПСа действует единственный в России Институт пром. и гор. транспорта.
ПГУПС работает в здании бывшего Юсуповского дворца на Садовой улице (сер. 18 в.; перестроен в 1790, (архитектор Джакомо Кваренги)) и специально построенных корпусах (1823, архитектор А. Д. Готман; 1893-95, архитектор И. С. Китнер)[7].
11 февраля 2014 года переименован в Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I[8][9].
Персоналии института
В институте работали и учились: Н. А. Белелюбский, Б. Е. Веденеев, Я. М. Гаккель, Г. О. Графтио, Н. Н. Давыденков, К. К. Кольбаев, А. Н. Крылов, С. Я. Жук, Д. И. Журавский, С. В. Кербедз, А. М. Крюков, П. П. Мельников, К. Ф. фон Мекк, Д. И. Менделеев, В. Н. Образцов, А. А. Серебряков, А. А. Эйлер, Р. Н. Савельев, Г. П. Передерий, Е. О. Патон, В. И. Тиверовский[7].
- Преподаватели
- Для прочтения лекций в Институт приглашались известные в мировой практике учёные:
- С 1810 года преподаёт чистую и прикладную математику профессор, академик Петербургской Академии наук В. И. Висковатов[1].
- В 1813 году преподаёт академик Петербургской Академии наук С. Е. Гурьев, автор разработок по теории равновесия сводов[1],
- С 1818 года курс начертательной геометрии читал питомец института Я. А. Севастьянов[1].
- В период 1820—1832 годов в институте профессорами работали французские физики и инженеры Б. Клапейрон, член-корреспондент Петербургской АН и его товарищ Ламе[1].
- В середине XIX века профессором института был выдающийся инженер, основоположник рациональной архитектуры А. К. Красовский.
- В 1850—1870 годах преподавал профессор Р. Б. Бернгард, специалист по строительной механике и теории сводов.
- И. П. Глушинский — кафедра водных сообщений.
- C 1882 года преподавал «отец русского цемента» генерал-майор А. Р. Шуляченко.
В разные годы здесь работали:
- М. В. Остроградский[1]
- В. Я. Буняковский[1]
- Г. И. Гресс[1].
- Г. Н. Пио-Ульский — учёный в области механики и теплотехники.
Факультеты
- Автоматизация и интеллектуальные технологии
- Транспортное строительство
- Транспортные и энергетические системы
- Управление перевозками и логистика
- Промышленное и гражданское строительство
- Экономика и менеджмент
- Факультет безотрывных форм обучения
- Факультет довузовской подготовки[10]
Также имеется геолого-геодезическая база.
Институты
В структуре университета работают специализированные институты:
- Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов[11]
- Институт прикладной экономики и бухгалтерского учёта железнодорожного транспорта
- Российско-китайский транспортный институт
Научная деятельность
В настоящее время в Университете сформировалась развернутая структура научно-исследовательского комплекса, включающая в себя научно-исследовательские институты, научно-внедренческие центры, научно-исследовательские лаборатории.
Сотрудники Университета ежегодно получают порядка 60 охранных документов на изобретения и полезные модели. На протяжении ряда последних лет ПГУПС остаётся одним из лидеров среди вузов и НИИ отрасли по защите прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Студенты университета с первого курса попадают в мир научных исследований и разработок. В университете имеется большое количество научных кружков и исследовательских лабораторий, работой которых руководят кандидаты и доктора наук. На кафедрах университета проводятся научные исследования в рамках федеральных, ведомственных научных программ, грантов, хозяйственных договоров, к которым привлекаются и студенты.
Корпус выпускников
Деятельность Корпуса выпускников, образованного в 2015 году, направлена на создание условий для повышения эффективности реализации профессионального и интеллектуального потенциала выпускников Университета, установлению между выпускниками разных лет культурных, научных и деловых связей, содействие в развитии Университета как центра образования, науки, культуры, осуществляющего подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих по своему уровню ведущим отечественным и зарубежным учебным заведениям. Корпус выпускников основан на добровольном членстве выпускников Университета разных лет, которое не предусматривает обязательных вступительных и членских взносов, и действует на основе принципов самоуправления, законности и гласности. Членами корпуса выпускников являются: Друзь А. А., Морозов В. Н., Зайцев А. А., Валинский О. С., Голоскоков В. Н., Краснощек А. А., Верховых Г. В., Гарюгин В.А., Степов В. В.
Студенческий спорт
Университет владеет собственной спортивной инфраструктурой. На Кронверкском проспекте расположен Дом физической культуры ПГУПС, являющийся центром спортивно-массовой работы со студентами и сотрудниками Университета. Здесь проходят факультетские соревнования, чемпионаты вузов Санкт-Петербурга и вузов Федерального агентства железнодорожного транспорта. На базе Дома физической культуры проводятся занятия по фитнесу, плаванию, силовым единоборствам, спортивно-техническим и игровым видам спорта, а также работают спортивные и фитнес-секции (по плаванию, мини-футболу, волейболу, баскетболу, теннису, тяжёлой атлетике, аэробике, йоге и т. д.)
Помимо Дома физической культуры имеются спортивные площадки кафедры физической культуры, находящейся в главном корпусе университета на Московском проспекте, спортивная площадка в Юсуповском саду, а также спортивный зал общежития № 1.
На кафедре физической культуры имеются такие спортивные отделения как единоборства и тяжелая атлетика, легкая атлетика, общая физическая подготовка, плавание, специальная медицинская группа, спортивные игры футбол и художественная гимнастика.
В университете есть студенческий Спортивный Клуб «Северные Сапсаны», в работу которого входит проведение мероприятий, освещение соревнований и успехов сборных команд и популяризация спорта, а также команда по чирлидингу.
Филиалы
- Брянский филиал Архивная копия от 14 марта 2022 на Wayback Machine
- Великолукский филиал Архивная копия от 26 марта 2022 на Wayback Machine
- Великолукский техникум железнодорожного транспорта имени К. С. Заслонова
- Вологодский техникум железнодорожного транспорта Архивная копия от 19 марта 2018 на Wayback Machine
- Калужский филиал Архивная копия от 19 марта 2022 на Wayback Machine
- Курский железнодорожный техникум Архивная копия от 14 марта 2022 на Wayback Machine
- Мурманский филиал Архивная копия от 20 марта 2018 на Wayback Machine
- Ожерельевский железнодорожный колледж Архивная копия от 20 марта 2022 на Wayback Machine
- Орловский филиал Архивная копия от 20 февраля 2022 на Wayback Machine
- Петрозаводский филиал Архивная копия от 19 марта 2018 на Wayback Machine
- Петрозаводский колледж железнодорожного транспорта
- Рославльский железнодорожный техникум Архивная копия от 20 февраля 2022 на Wayback Machine
- Рязанский филиал Архивная копия от 19 марта 2018 на Wayback Machine
- Санкт-Петербургский медицинский колледж Архивная копия от 20 февраля 2022 на Wayback Machine
- Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта Архивная копия от 23 марта 2022 на Wayback Machine
- Узловский железнодорожный техникум Архивная копия от 1 марта 2022 на Wayback Machine
- Ухтинский техникум железнодорожного транспорта Архивная копия от 16 марта 2018 на Wayback Machine
- Ярославский филиал Архивная копия от 15 марта 2022 на Wayback Machine
См. также
- Российские железные дороги
- Трансойл
- Транспортный институт (Рига) (бывший филиал ЛИИЖТа)
- Царскосельская железная дорога
- Октябрьская железная дорога
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Марговенко А. Дороги царей // Урал. — 2004. — № 10.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Н.П. ТЕРЁШИНА, Т.А. ФЛЯГИНА. История экономики транспорта. — Учебное пособие. — Москва: Московский государственный университет путей сообщения, 2011. — С. 21-25. — 196 с.
- ↑ 3,0 3,1 Музей Университета путей сообщения . САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 1 (156) январь 2020 (4 февраля 2020). Дата обращения: 15 февраля 2020. Архивировано 15 февраля 2020 года.
- ↑ Вновь стал гражданским учебным заведением с пятилетним сроком обучения в 1864 году
- ↑ Подготовка инженеров России в XIX веке . Дата обращения: 29 июля 2011. Архивировано 4 августа 2011 года.
- ↑ Изыскание, разведка и оценка: конспект лекций по месторождению естественных каменных материалов при сооружении железных дорог:/ проф. Н. П. Малюков ; Ленинградский институт инженеров жел.-дор. транспорта им. Я. Э. Рудзутака. — Л.: Ленинградский институт инженеров жел.-дор. транспорта, 1935 (Типолитография Военно-морской академии РККА).
- ↑ 7,0 7,1 1) Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова, 1809—1959. М., 1960; 2) Достойны высшего признания: выдающиеся представители первого трансп. вуза России в высш. науч. и творч. учреждениях страны. СПб., 1999. А. П. Купайгородская.
- ↑ Единый государственный реестр юридических лиц, ОГРН 1027810241502
- ↑ Университет путей сообщение вернул себе имя Императора Александра I | Газета "МОНАРХИСТ" . monarhist.info. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 6 ноября 2019 года.
- ↑ Факультеты (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 декабря 2016. Архивировано 20 декабря 2016 года.
- ↑ Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов . www.pgups.ru. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 22 июня 2019 года.
Литература
- Соколовский Е. 50-летие института и корпуса инженеров путей сообщения Архивная копия от 2 августа 2014 на Wayback Machine. — СПб., 1859.
- Житков С. М. Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I Архивная копия от 2 августа 2014 на Wayback Machine. СПб, 1899.
- Купайгородская А. П. Путей сообщения университет Петербургский государственный (ПГУПС) Архивная копия от 18 октября 2012 на Wayback Machine // Энциклопедия Санкт-Петербурга
- Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова, 1809—1959. — М., 1960;
- Достойны высшего признания: Выдающиеся представители первого транспортного вуза России в высших научных и творческих учреждениях страны. — СПб., 1999.
- Общеполезное для России учреждение : 100 фактов из истории Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I : учебное пособие / И. П. Киселёв, А. Ю. Панычев, В. В. Фортунатов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Петербургский гос. ун-т путей сообщения Императора Александра I, 2019. - 285, [2] с. : ил., портр., факс., цв. ил., портр.; 21 см.; ISBN 978-5-7641-1382-1 : 950 экз.
Ссылки
- Официальный сайт Архивная копия от 23 октября 2006 на Wayback Machine
- Сайт Дома физической культуры ПГУПС Архивная копия от 25 марта 2022 на Wayback Machine
- Организации, награждённые орденом Ленина
- Организации, награждённые орденом Октябрьской Революции
- Университеты по алфавиту
- Учебные заведения, основанные в 1809 году
- Объекты культурного наследия России
- Высшие учебные заведения Санкт-Петербурга по алфавиту
- Александр I в культуре и искусстве
- Высшие учебные заведения Российской империи
- Петербургский университет путей сообщения