Кшатрии
Кша́трии (санскр. क्षत्रिय, IAST: kṣatriya, «властный, благородный»), также ра́джан (санскр. राजन्, IAST: rājan, «повелитель») — вторая по значимости после брахманов варна древнеиндийского общества, традиционно игравшая роль правителей и воинов[1]. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались раджи. Своим главным богом-покровителем кшатрии считали Индру[2].
Название
Термин происходит либо от от санскритского слова kshan — ранить[3], либо от от слова kshatra[1] — господство, власть[4]. В настоящее время термин существует в языках Индии разных вариациях, например, кхатри, чатри или кхетри[3].
Формирование
Наряду с брахманами и вайшьями, кшатрии происходили из арийских племён, завоевавших Индию[3]. При этом варна возникла ещё до прихода племён ариев в Южную Азию. Выделение отдельной группы кшатриев позволяло освободить воинов и управленцев от непосредственного производства[4]. Постепенно варна стала включать в себя не только ариев, но и неарийских завоевателей, например, раджпутов и тхакуров[5].
Индийские предания утверждают, что кшатрии из груди либо рук Брахмы[3]. Кланы кшатриев вели свое происхождение от Солнечной или Лунной династии, а в начале нашей эры появилось представление о происхождении кшатриев от священного огня на горе Абу (Агникула)[5].
В самых ранних ведических текстах кшатрии были первой из варн по статусу, но затем эта роль ушла брахманам. Возможно, отдельные следы борьбы между жрецами и воинами нашли отражение в легенде о том, что кшатрии были уничтожены Парашурамой[1]. Сами кшатрии не признавали за собой второго места в иерархии и считали себя наиболее статусной варной[5].
В древнеиндийских государствах кшатрии выполняли функции правителей, чиновников, землевладельцев и профессиональных воинов. В Средние века понятие кшатриев сохранилось лишь как традиционное представление, с середины I тысячелетия н. э. принадлежность к этой варне уже не была определяющей для высших слоёв общества[4].
Обязанности
Согласно традиции, дхарму кшатриев составляют война, управление и защита подданных[5]. Для этого от кшатриев требовали мужества, славы, великодушия, справедливости, крепости, царственного обращения[3].
Ману перечисляет такие обязанности кшатрия: «защищать народ, подавать милостыню, приносить жертвы, читать веды, избегать соблазна чувственных удовольствий»[3].
Этой варне позволялось есть мясо, а также принимать пищу от брахманов, но не от представителей более низких варн. Кшатрии не вступали в браки с представителями других варн, хотя при этом мужчина бог взять жену из более низкой по статусу подгруппы кшатриев. Девушкам наоборот не позволялось вступать в браки с более низкородными мужчинами. Традиционными занятиями кшатриев являются работа управляющими в поместьях, государственная и военная служба[6].
Этно-сословные группы
Этно-сословной группой в составе варны кшатриев в Пакистане и северной Индии являются раджпуты (санскритское словосочетание «раджа пута», что означает «путь царя» или «путь раджи»). Предполагается, что по происхождению раджпуты восходят преимущественно к сакам, юэчжам, эфталитам и гурджарам, переселившимся в Индию из Центральной Азии в период между началом I и VI веками н. э.[7].
Существует мнение, что другой этно-сословной группой в составе кланов кшатриев — великого Чахумана или Чохана, и Агрикулы — являются белуджи[8]. Рам Сваруп Джун, согласно «Бхагаватгите», связывает происхождение белуджей с баланами. Баланы, как полагают, происходят от племени Бхаланинов, упоминаемого в «Ригведе». Тадж Рам Шарма соединяет бхалан с бхаликами, как «прото-белуджей», и считает их потомками население восточной части Белуджистана[9].
Не смотря на то, что сикхизм отрицает деление на варны и касты[10], именно из кшатриев происходили лидеры движения[3].
Вначале XX века в Пенджабе кшатриям принадлежала монополия на торговлю, писарское ремесло и банковое дело. Принадлежность к варне была связана с торговлей и в Афганистане[3].
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Kshatriya (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ Баландин Р. К. Сто великих богов. — М.: Вече, 2003.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 ЭСБЕ, 1896.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 БСЭ, 1973.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Алаев Л. КШАТРИИ // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М.Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. — М.: Республика, 1996.
- ↑ КАСТЫ // Энциклопедия Кольера.
- ↑ Успенская, 2000.
- ↑ Bellew H. W.[англ.]. An Inquiry Into the Ethnography of Afghanistan. — Woking: The Oriental University Institute, 1981. — P. 171—172.
- ↑ Personal and geographical names in the Gupta inscriptions. — Delhi: Concept Publishing Company, 1978. — P. 171.
- ↑ Бочковская Анна Викторовна. Сикхизм . Большая российская энциклопедия.
Литература
- Булич С. К. Кшатрии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Кшатрии // Крещение Господне — Ласточковые [Электронный ресурс]. — 2010. — С. 505. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7.
- Кшатрии // Куна — Ломами. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 14).
- Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. — СПб.: Евразия, 2000. — 384 с. — (Barbaricum).