Культура псковских длинных курганов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Культура длинных курганов»)
Культура псковских длинных курганов

Распространение археологических культур в Восточной Европе в V—VI веках нашей эры
Географический регион Восточная Европа
Локализация на северо-западе современной России и юго-востоке Эстонии[1]
Датировка конец V — первая половина XI вв.
Носители культурно-историческая общность с отчетливыми различиями между отдельными регионами, включая восточных славян
Исследователи Артамонов М. И., Седов В. В., Ляпушкин И. И., Носов Е. Н., Лебедев Г. С., Михайлова Е. Р. и др.
Преемственность
Новгородских сопок[2][3]

Культу́ра пско́вских дли́нных курга́нов (Культура псковсконовгородских длинных курганов, Культура псковско-мстинских длинных курганов[4]) — раннесредневековая археологическая культура V—XI веков, распространённая на северо-западе России (Псковская, Новгородская, Ленинградская области)[2]. Название получила по своему самому яркому отличительному признаку — погребальным насыпям удлинённой формы — длинным курганам (однако курганы, относящиеся к этой культуре, могут иметь и другую форму). Сформировалась в конце V — начале VI века. Наиболее поздние памятники этой культуры датируются уже началом — первой половиной XI века[5].

Основные памятники располагаются на берегах Псковского и Чудского озёр, в бассейнах таких рек как Великая, Плюсса, Луга, Мста, Ловать, а также в верхнем течении рек Западная Двина, Полота, Молога и в верховьях Волги. Самый северный могильник культуры псковских длинных курганов находится в Гатчинском районе Ленинградской области, неподалёку от деревни Заозёрье, на берегу Орлинского озера[6].

Характерные особенности

Преобладают погребальные насыпи удлинённой формы, однако распространены и круглые курганы. Погребения совершены по обряду трупосожжения. Характерен малочисленный и невыразительный инвентарь, отсутствие дорогих предметов, престижного импорта и элитных захоронений.

Коллективные погребальные сооружения в виде удлинённых земляных насыпей иногда имели подпрямоугольную форму, иногда же переходили в валы, достигавшие нескольких десятков метров в длину при ширине 5—10 м. Высота курганов, как правило, очень невелика и редко достигает 1,50 м. Под насыпью длинных курганов обнаружены груды жжёных человеческих костей, иногда сложенных в глиняных сосудах или же в небольших ямках, выкопанных в земле. Насыпи сооружались не сразу, а постепенно — курган подсыпался и с каждым новым погребением всё больше вытягивался. Число погребений в длинных курганах достигает 6—8 и более[7].

История изучения

Первые попытки исследования длинных курганов относятся к сер. XIX — нач. XX века. Первые предположения о датировке и этнической принадлежности высказал А. А. Спицын, интерпретировав их как погребальные насыпи летописных кривичей.

Следующую попытку осмысления предпринял Н. Н. Чернягин в 1930-х годах в своде, обобщающем результаты разведок и раскопок на территории СССР. Он также связал памятники с кривичами, длинные и встречающиеся вместе с ними круглые курганы с сожжением, датировав их VI—IX веками.

В послевоенный период изучение этой категории древностей активизируется, к ней обращаются многие исследователи, начинается исследование поселенческих памятников относящихся к культуре псковских длинных курганов. Широко обсуждались вопросы культурно-этнической принадлежности и датировки (С. А. Тараканова, Я. В. Станкевич, В. В. Седов), проводится сопоставление псковских, смоленских и полоцких длинных курганов (В. В. Седов, Е. А. Шмидт).

В конце XX — начале XXI века исследователи возвращаются к проблеме хронологии этой культуры. Предпринимаются попытки выделить как ранние памятники (И. А. Бажан, С. Ю. Каргапольцев, И. Вернер, М. М. Казанский, Н. В. Лопатин, А. Г. Фурасьев), так и более поздние (Е. Р. Михайлова, С. Л. Кузьмин).

Этническая принадлежность

В 1970—1990-х годах формируются две основные точки зрения на этническую принадлежность этой культуры. По первой — это памятники славянского или славяно-балтского (И. И. Ляпушкин, В. В. Седов, Е. Н. Носов), а по второй — дославянского «чудского» (С. Лаул, Г. С. Лебедев) населения.

Версию происхождения курганов сформулировала эстонский археолог М. Аун. По её мнению, курганный обряд развивался в Восточной Эстонии от погребальных площадок с большим числом захоронений до насыпей с одиночными погребениями на вершине[8][9].

В 1974 году В. В. Седов издал монографию, посвящённую длинным курганам. По его мнению культура сформировалась в результате миграционных потоков славянского и балтского населения, в основном, из бассейна Вислы и разделяется на два вида: псковские длинные курганы и смоленско-полоцкие длинные курганы. Носители культуры псковских длинных курганов являлись представителями разнообразного в этническом отношении населения, включавшего в себя как местный финский элемент, так и доминирующий аллохтонный славянский компонент[3].

По мнению В. В. Седова, допустимо предположение, что носители этой культуры именовались кривичами. В современном латышском языке слово русские звучит как krievi. На первых порах латышские племена непосредственно соседствовали с носителями культуры длинных курганов, поэтому их имя и было распространено позднее на всё русское население[10][11].

Историк Е. Р. Михайлова склоняется к мнению о принадлежности культуры длинных курганов к дославянскому населению северо-запада нынешней России. Эта культура появляется в конце V — середине VI века под влиянием принесённого извне обряда погребения в курганах, какое-то время процветает и полностью исчезает в X — начале XI века, растворившись в складывающейся древнерусской культуре[12]. По мнению Е. Р. Михайловой, материальная культура связана с древнерусской культурой Северо-Западной Руси. Комплексы вещей соответствуют «минимальному» набору женских украшений Новгородской земли. В этнокультурном смысле женский костюм можно отнести к словенскому костюму[13].

Вопрос об этнокультурной принадлежности раннесредневековых погребальных древностей на озёрах в верховьях ВолгиТверской области) в настоящий момент далёк от своего решения[14].

Е. Р. Михайлова замечает, что «тезис о существовании уже в это время общности под названием «кривичи», которая через несколько сот лет под тем же именем, на тех же территориях и без особых изменений будет известна авторам повести временных лет, нуждается в дополнительных доказательствах». Культура псковских длинных курганов является скорее культурно-исторической общностью с отчётливыми различиями между отдельными регионами[15].

Топонимист В. Л. Васильев отмечает, что территория культуры отчасти совпадает с ареалом разновременной балтийской гидронимии[16].

Палеогенетика

У представителя культуры псковских длинных курганов из кургана с трупосожжением могильника «Девичьи горы» у озера Сенница, жившего 1200±100 лет назад, была определена Y-хромосомная гаплогруппа N1a1 (ранее N1c) и митохондриальная гаплогруппа H2[17][18].

Наследие культуры

Исследователи оценивают влияние культуры псковских длинных курганов на последующие как ключевое. Большинство из них видит в ней культуру, оказавшую влияние на культуру новгородских сопок (VIIIX века), а затем ставшую вместе с последней основой древнерусской культуры Новгорода и Пскова[2][3].

См. также

Примечания

  1. ДЛИННЫХ КУРГАНОВ КУЛЬТУРА • Большая российская энциклопедия - электронная версия. bigenc.ru. Дата обращения: 7 июня 2022. Архивировано 15 июня 2022 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 Михайлова Е. Р. Вестник Санкт-Петербургского университета // Культура псковских длинных курганов: Памятники финального этапа. Издательство Санкт-Петербургского университета (2007). Дата обращения: 6 июля 2008. Архивировано 15 марта 2012 года.
  3. 3,0 3,1 3,2 Седов В. В. Культура псковских длинных курганов // Славяне в раннем средневековье. — М.: Научно-производительное благотворительное общество "Фонд археологии", 1995. — С. 211—217. — 416 с. — ISBN 5-87059-021-3. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 июля 2008. Архивировано 11 июня 2003 года.
  4. Исланова И. В. Культура длинных курганов на озерах в верховьях Волги (вопросы изучения) Архивная копия от 7 июня 2022 на Wayback Machine // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2011
  5. 'Михайлова Е. Р. Культура псковских длинных курганов: современное состояние исследований и роль В. В. Седова в ее изучении // Краткие сообщения Института археологии. Выпуск №240, 2015 года.
  6. Археологические памятники Гатчинского района. Что скрывают древнейшие курганы. Дата обращения: 25 мая 2014. Архивировано 14 июля 2020 года.
  7. Третьяков П. Н. К истории племён Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н. э. Материалы и исследования по археологии СССР, №5 1941. — Directmedia, 2016. — С. 86. — 148 с. — ISBN 978-5-4475-6306-6. Архивная копия от 29 ноября 2016 на Wayback Machine
  8. Аун М. Курганные могильники Восточной Эстонии во второй половине 1 тысячелетия нашей эры. — Таллин, 1980.
  9. Михайлова Е. Р. О так называемых погребальных площадках в культуре длинных курганов. «Новгород и Новгородская Земля. История и археология». Материалы научной конференции. Дата обращения: 6 июля 2008. Архивировано 3 июня 2012 года.
  10. Седов В. В. Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование Архивная копия от 4 апреля 2022 на Wayback Machine — М.: Яз. рус. культуры, 1999. — 316 с. — ISBN 5-7859-0086-6
  11. Седов В. В. Об этнической принадлежности псковских длинных курганов // Средневековые древности. Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии (КСИА). Вып. 166 Архивная копия от 19 марта 2022 на Wayback Machine — М.: Наука, 1981. — 121 c. — С. 10
  12. Михайлова Е. Р. Культура псковских длинных курганов. Проблемы хронологии и развития материальной культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. СПб., 2009 (недоступная ссылка)  (недоступная ссылка с 25-05-2013 [4001 день])
  13. Михайлова Е. Р. Культура псковских длинных курганов: памятники финального этапа Архивная копия от 7 июня 2022 на Wayback Machine. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения, 2007
  14. Исланова И. В. Культура длинных курганов на озерах в верховьях Волги (вопросы изучения) Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 3 (19). Т. 2
  15. Михайлова Е. Р. Культура псковских длинных курганов: современное состояние исследований и роль В. В. Седова в ее изучении // Краткие сообщения Института археологии. Выпуск №240, 2015 года. — С. 29
  16. Васильев В. Л. О проблеме древнебалтийского топонимического наследия на Русском Северо-Западе Архивная копия от 29 декабря 2017 на Wayback Machine // Вопросы языкознания. 2008. № 3. — С. 92.
  17. Чекунова Е. М., Ярцева Н. В., Чекунов М. К., Мазуркевич А. Н. «Первые результаты генотипирования коренных жителей и человеческих костных останков из археологических памятников Верхнего Подвинья». С. 287—294. Таблица на с. 294. // Археология озёрных поселений IV—II тыс. до н. э.: хронология культур и природно-климатические ритмы. — СПб.: ООО «Периферия», 2014.
  18. Chekunova E. M., Yartseva N. V., Chekunov M. K., Mazurkevich A. N. The first results of genetic typing of local population and ancient human bones in Upper Dvina region // Published in Archaeology of lake settlements IV-II mill. BC: chronology of cultures, environment and paleoclimatic rhythms. Saint-Petersburg, 2014. Mazurkevich A., Polkovnikova M., Dolbunova E. ed. P. 287-294.

Ссылки