Котибар Басендеулы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Котибар Басенулы»)
Котибар Басендеулы

Котиба́р Басенде́улы́ (каз. Көтібар Бәсендеұлы; погиб в 1833 году[1][2]) — казахский батыр из рода шекты Младшего жуза[3], отец Есета Котибарова.

Биография

Дата рождения Котибара Басендеулы неизвестна[3]. Имя его, в буквальном переводе означающее «[у него] есть задница»[4], Вамбери истолковывал в значении «счастливчик»[5]. В советское время при постановке пьесы «Айман — Шолпан» (1960, реж. А. Мамбетов), где Котибар был одним из главных героев, его имя поменяли на более благозвучное — Басыбар[6] («[у него] есть голова»). В казахской и русской литературе встречаются несколько вариантов отчества Котибара: Басендеулы, Басенулы[7], Берсенулы[8], Басянов[9].

Котибар выступал против колониальной царской политики. В национально-освободительном восстании казахов под руководством Сырыма Датова возглавил небольшой повстанческий отряд, который совершал нападения на форпосты и крепости в районе нижнего течения реки Яик[3]. Русский востоковед и военный Михаил Терентьев описывал его как «известного барантача»[10].

Котибар Басендеулы погиб в бою с казахами-джагалбайлинцами[1][9] во главе с батыром Жанкаской в 1833 году (в КНЭ — в 1823 году) в схватке у горы Берсугур[3]. Существует предание о том, что Котибар не погиб в бою, а заблудился где-то в степи и умер, укрывшись в волчьей норе[2].

Правитель средней части Орды султан Юсуф (Жусип) Нуралиев опасался, что шектинцы будут мстить за гибель Котибара, и писал о необходимости предотвратить кровную месть[1]. Джагалбайлинцы, которые после убийства Котибара остались окружёнными враждебными родами, понесли значительные потери. Междоусобица казахских родов в конечном счёте привела к усилению влияния внешних врагов (Российская империя, Хивинское и Кокандское ханство) в этом регионе[11].

О Котибаре сложены легенды. Образ батыра воспет в народном эпосе «Айман — Шолпан» и воссоздан Мухтаром Ауэзовым в одноимённой пьесе[3]. В 1869 году в честь Котибара неподалёку от его мавзолея была возведена башня Котибара. Башня в 1982 году была включена в список памятников истории и культуры республиканского значения и взята под охрану государства[12].

Семья

Котибар Басендеулы был многоженцем, его младшую жену (токал) звали Тенге. У него было семь сыновей, которых звали Сиркебай, Сарыбай, Сатай, Шынтемир, Матай, Дарибай и Есет[13].

Память

В честь него названо село Котибар в Аккемерском сельском округе Мугалжарского района Актюбинской области Казахстана. Его имя также носит средняя школа в этом селе[14].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Асфендиаров С. Д, Кунте П. А. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. — 1997. — Т. I. — С. 159. — 380 с.
  2. 2,0 2,1 Сараев А. Т. Историческое исследование об Исатае и Махамбете = Екі тарлан: Исатай-Махамбет тарихы туралы зерттеу. — Арыс, 2003. — С. 271. — 419 с. — ISBN 9789965170959.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 КНЭ, том III, 2005, с. 317.
  4. Какие имена придумывают казахи (рус.) ?. Информационный портал: Toppress.kz (14 февраля 2018). Дата обращения: 19 мая 2021. Архивировано 19 мая 2021 года.
  5. Vámbéry A. История Бухары = History of Bokhara. — 2nd ed.. — Лондон: Henry S. King & Co., 1873. — P. 399. — 419 p.
  6. Ескендиров Н. Р. Горизонт театра. Монография = Театр көкжиегі. Монография. — Алма-Ата: Издательство КазНАИ им. Т. К. Жургенова, 2015. — С. 95. — 274 с. — ISBN 978-601-265-166-9.
  7. Төреханов Т. Мир человека = Адам әлемі. — 2004. — С. 26. — 251 с. — ISBN 9789965007774.
  8. Садырбаев С. Фольклор и Джамбул = Фольклор және Жамбыл. — Ана тілі, 1996. — С. 187. — 238 с.
  9. 9,0 9,1 Жанаев Б. Т., Самигулин И. М., Капашев Л., Сариева Р. Х. Исатай-Махамбет: 1801—1848: документы. — Арыс, 2003. — С. 353. — 443 с. — ISBN 9789965170966.
  10. Терентьев М. А. История завоевания Средней Азии, с картами и планами в трёх томах. — СПб., 1906. — Т. 1. — С. 234—240.

    Достойный сынъ не менъе извъстнаго въ своё время барантача Кутебара, Исетъ былъ всегдашним его товарищемъ, а послъ его смерти неуклонно шелъ по его слъдамъ.

  11. Габжалилов Х. М. История казахских родов и племён: Жагалбайлы = Қазақ ру-тайпаларының тарихы: Жағалбайлы. — Алаш, 2006. — С. 45. — ISBN 9789965765087.
  12. Постановление Совета Министров Казахской ССР от 26 января 1982 года № 38 «О памятниках истории и культуры Казахской ССР Республиканского значения». Дата обращения: 18 мая 2021. Архивировано 12 августа 2021 года.
  13. Диваев А. Подарок = Тарту. — Ана тілі, 1992. — С. 97. — 254 с. — ISBN 9785630000897.
  14. Собрание актов Президента РК и Правительства РК = ҚР Президенті мен ҚР Үкіметінің актілер жинағы. — ҚР министрлер Кабинеті, 2000. — Т. VII. — С. 108.

Литература

При написании этой статьи использовался материал из издания «Казахстан. Национальная энциклопедия» (1998—2007), предоставленного редакцией «Казахская энциклопедия» по лицензии Creative Commons BY-SA 3.0 Unported.