Главное управление Северного морского пути
Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП) — советская государственная организация с фактическими правами самостоятельного ведомства, созданная в 1932 году для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути.
До 1946 года — Главное управление при Совнаркоме СССР, с 1946 по 1953 год — Главное управление при Совете Министров СССР, с 1953 по 1964 год — Главное управление при Министерстве морского транспорта СССР. До августа 2022 года — Администрация Северного морского пути при Федеральном агентстве морского и речного транспорта. С 1 августа 2022 года - ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» в структуре Госкорпорации «Росатом».
Комсевморпуть
Первой организацией, созданной для изучения возможностей морских перевозок в Арктике и их дальнейшего практического использования, стал Комитет Северного морского пути, образованный 23 апреля 1919 года постановлением Совета Министров Российского правительства Верховного правителя адмирала А. В. Колчака[1]. Председателем КСМП был назначен сибирский золотопромышленник и полярный исследователь С. В. Востротин. Главной задачей Комитета было создание устойчивой морской связи Сибири с западноевропейскими портами по Северному Ледовитому океану для развития внешней торговли.
В 1920 году постановлением Сибирского Революционного Комитета белый КСМП был преобразован в советский «Комсеверпуть». 15 июня 1928 года этот орган был преобразован в Северо-Сибирское государственное акционерное общество «Комсеверпуть» и передан Наркомату внешней и внутренней торговли СССР, а с марта 1932 года стал Всесоюзным экспортно-импортным и транспортно-промышленным объединением.
Летом—осенью 1932 года экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледоколе «Сибиряков» впервые прошла Северным морским путём из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. По результатам этой экспедиции высшему руководству страны был подготовлен доклад о возможности использования северного морского маршрута для развития промышленности и инфраструктуры севера СССР. Для этой цели было предложено создать единую организацию, которая занималась бы не только развитием транспортной системы, но и промышленностью, северными промыслами, строительством портовых сооружений, организацией постоянно действующих радио- и гидрометеорологических станций, созданием больниц и школ для местного населения[2].
Создание ГУСМП
17 декабря 1932 года постановлением СНК СССР № 1873 было образовано Главное управление Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров СССР. В его ведение фактически были переданы все работы по освоению Арктики, а организационно — созданные для наблюдения за погодой и помощи в проводке судов полярные станции и радиостанции к северу от 62-го градуса северной широты на побережье и островах Северного Ледовитого океана[3].
Руководителем Управления был назначен О. Ю. Шмидт, его заместителями — М. И. Шевелёв (вопросы связанные с морским и воздушным транспортом) и Г. А. Ушаков (радио- и гидрометеорологические службы, организация научных исследований). В дальнейшем были организованы территориальные управления Главсевморпути в Мурманске, Архангельске, Владивостоке. Были созданы ледокольный и транспортный флоты. В Мурманске построен судоремонтный завод Севморпути[4].
13—18 января 1936 г. в Москве прошли хозяйственное и партийное совещания Главсевморпути, в которых участвовали начальники территориальных управлений Главсевморпути, начальники политотделов, научные работники, капитаны и помполиты судов, хозяйственные руководители и парторги факторий, культбаз, лётчики, полярники и работники центральных аппаратов[5].
В 1942—1943 гг. в конструкторской группе Главсевморпути работал выдающийся советский физик Ф. Л. Шапиро.
В честь Главного управления Северного морского пути назван остров ГУСМП в дельте реки Колымы.
См. также
Примечания
- ↑ Учреждению КСМП предшествовало создание в конце 1918 года Дирекции маяков и лоций.
- ↑ Было решено отказаться от привлечения соответствующих профильных наркоматов из-за опасений того, что они не смогут уделять этому проекту соответствующего внимания. При обсуждении разных вариантов И. Сталин провёл некую аналогию между создаваемой организацией и британской Ост-Индской Компанией.[1] Архивная копия от 30 января 2008 на Wayback Machine
- ↑ Алексеева, Любовь Васильевна. Становление полярного земледелия в СССР (на материалах Ямала) // Вестник Нижневартоского государственного университета. — 2017. — № 2.
- ↑ Только нам по душе непокой, мы сурового времени дети . Дата обращения: 25 ноября 2020. Архивировано 11 мая 2021 года.
- ↑ «Советская Арктика», № 3, 1936 г.
Ссылки
- [2] Филин П.А. Главное управление Северного морского пути в истории управления Арктикой // Государственные и общественные организации в управлении Арктикой: прошлое, настоящее, будущее / Полярные чтения на ледоколе «Красин» – 2019. – Москва: Издательство «Паулсен», 2020. С. 237-261.
- Администрация Северного морского пути на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта
- Путеводитель по Российскому государственному архиву экономики
https://nsr.rosatom.ru/ Официальный сайт ФГБУ «ГлавСевморпуть»