Комиссия погашения долгов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Государственная комиссия погашения долгов (англ. the Commission of the Sinking Fund, фр. la Commission Impériale d'Amortissement, нем. der Reichsschuldentilgungs-Commission[1]), или Комиссия погашения долгов, — государственное агентство по управлению государственным долгом в Российской империи, действовавшее с 1810 по 1918 годы[2][3].

Происхождение Комиссии

Юбилейная монета Банка России — Серия: «200-летие образования в России министерств», Министерство финансов Российской Федерации, 1 рубль, реверс, 2002 год

Комиссия была учреждена императором Александром I по проекту графа Михаила Сперанского 27 мая 1810 года путём выпуска манифеста. В качестве прототипа Комиссии рассматривались французская Caisse d’amortissement и прусская Staatsschulden Tilgungskasse. Они отвечали за целевой амортизационный фонд, управление которым должно было обеспечить своевременное и полное выполнение долговых обязательств государства[3]. Мотивом учреждения российского ведомства послужила необходимость планомерной и гарантированной оплаты долговых обязательств российского правительства, возникших после серии военных кампаний против Наполеона в Европе. Комиссия получила статус «особого публичного установления», то есть специальной государственной организации. Она наделялась ограниченной автономией: её контролировал совет управляющих, назначавшийся императором по представлению министра финансов[4].

После восстановления мира в Европе была предпринята попытка предпринять некоторые меры защиты от проблем, связанных с чрезмерным количеством государственных банкнот. Были привлечены ссуды дома и за границей, благодаря чему число ассигнаций сократилось; к 1824 году 247 млн руб. из них было изъято. В 1817 году был учрежден Совет государственных кредитных установлений, который должен был контролировать деятельность различных правительственных организаций, а также Комиссии погашения долгов. Была создана большая государственная долговая книга, которая включала внешний долг, бессрочный внутренний долг и срочный долг.

Артур Рафалович, агент министра финансов России во Франции, 1902 год[5]

Задачи и операции Комиссии

Комиссия появилась благодаря третьему министру финансов императорской России графу Дмитрию Гурьеву

Первоначально Комиссии было поручено сформировать капитал для погашения долгов путём продажи некоторых государственных имуществ и выпустить внутренний заём для изъятия ассигнаций из обращения. Однако ни одна из этих операций не увенчалась успехом, вследствие чего Комиссия была преобразована[2]. По манифесту от 11 февраля 1812 года в совет Комиссии, которая должна была действовать независимо от Министерства финансов, вошли три члена Государственного совета, шесть сенаторов и девять членов по выбору купечества: петербургского, московского и рижского. Капитал погашения долгов должен был формироваться за счёт сумм, вырученных от продажи государственных имуществ; а также от временных податей и пошлин, которые поступали в исключительное распоряжение Комиссии и использовались только для погашения государственных долгов. Однако Отечественная война 1812 года потребовала от государства мобилизации всех финансовых ресурсов, в результате чего доходы Комиссии пошли на покрытие расходов военного времени[2].

16 апреля 1817 году в связи с угрозой долгового кризиса император Александр I провёл реформу управления государственным долгом. На основании манифеста от 16 апреля Комиссия получает первый в своей истории устав. Она переходит под прямой контроль министра финансов и теряет ограниченную автономию. Кроме того, впервые появляется государственная долговая книга, в которую комиссия по определённой системе должна была вносить записи обо всех государственных долгах[4]. По манифесту 1817 года на платежи по государственным долгам ежегодно должна была откладываться определённая сумма из бюджета и «никакая часть управления не должна сама собой входить в новые долги… Но если бы впоследствии представилось необходимым открыть заём для удовлетворения каких-либо чрезвычайных, обыкновенные способы государства превышающих расходов, то оный не иначе имеет быть совершаем, как сообразно правилам устава Комиссии погашения долгов»[2].

Бланк облигации военного займа, подписанный управляющим Государственной комиссии погашения долгов, номиналом 50 рублей от 1915 года

В течение первых десятилетий своей деятельности Комиссия сохраняла первоначально переданные ей функции. Помимо выпуска и обслуживания государственного долга она занималась проверкой и уничтожением ассигнаций и билетов Государственного казначейства, обменом ассигнаций на кредитные билеты (с 1844 года), а также управлением серебряным фондом, который служил обеспечением кредитным билетам. Кроме того, Комиссия отвечала за удовлетворение финансовых претензий к правительству, возникших в результате Наполеоновских войн и Польского восстания 1830—1831 годов[6].

В 1860 году был учреждён Государственный банк Российской империи, что внесло перемены в деятельность Комиссии. Банку перешли кредитные операции государства, вследствие чего снизилось значение Комиссии и государственной долговой книги. С 1860 года займы банка не заносились в долговую книгу или заносились через несколько лет после их заключения. Кроме того, займы Государственного казначейства у кредитных установлений (банков и сохранной казны) были переданы в ведение Государственного банка и переведены со счетов Комиссии на счёта долга Казначейства Государственному банку[2]. Таким образом, в ведении Комиссии оставался учёт определённых государственных долговых обязательств и ряд кассовых операций. Однако это привело к дублированию функций, выполнявшихся Государственным банком и Комиссией. Впоследствии ряд операций был вновь передан Комиссии. Долг, выпущенный с баланса Государственного банка, был конвертирован либо погашен в течение 1880—1890-х годов. Новые займы производились уже исключительно от имени Комиссии. Вплоть до ликвидации Комиссии в её ведении находилось обслуживание государственного долга кроме краткосрочных обязательств Государственного казначейства, вкладов закрытых государственных банков и частично пятипроцентного государственного выигрышного займа, учёт и погашение которого вёлся Государственным банком. У Государственного казначейства и Государственного банка оставались функции платежей по долгам c учётом развития сети их региональных отделений[6].

Управление Комиссией

Переулок Гривцова (б. Демидов) в Петербурге, где с 1860 года до революции 1917 года располагалась Государственная комиссия погашения долгов. Ныне в её здании находится учебный корпус Университета ИТМО (дома 14—16).

Управление и организация Комиссии определялись её уставом, утверждённым в 1817 году. (статьи 1—146 Устава кредитного, Свод Законов, том XI, часть 2, издание 1887 года), с изменениями, внесёнными, законом от 20 февраля 1895 года[2]. Организационная структура Комиссии включала правление, операционные отделы, бухгалтерию и кассу. Ключевые решения принимались руководством Комиссии на коллегиальной основе. Правление являлось исполнительным органом Комиссии, в него входили управляющий Комиссией и четыре директора, которые руководили направлениями деятельности и контролировали проведение профильных операций. Один из директоров являлся старшим и выполнял обязанности заместителя управляющего. Правление согласовывало внесение записей в долговую книгу и осуществление денежных трансфертов. Канцелярия, заведующая делопроизводством и внешней корреспонденцией, напрямую подчинялась управляющему Комиссией[7].

На отделы Комиссии возлагались следующие операции: ведение счетов по всем операциям Комиссии, подготовка данных для сметы системы государственного кредита, составление отчётов Комиссии, ведение государственной долговой книги, с занесением в неё вновь выпускаемых облигаций и исключением выкупленных и т. п. С упразднением в 1895 году Совета государственных кредитных установлений, ревизия оборотов Комиссии и контроль её кассы контролировало государство[2].

Кредитные учреждения разделяются на государственные, общественные и частные.
К государственным учреждениям относятся: Государственная комиссия погашения долгов; Государственный банк с его конторами и отделениями; Государственные сберегательные кассы; Государственные дворянский и крестьянский поземельные банки; казенные ломбарды. Все они состоят в ведомстве Министерства финансов. Общественные учреждения суть банки: городские, дворянских, купеческих и крестьянских обществ, городские ломбарды. Частными кредитными учреждениями являются все остальные.
Государственную комиссию погашения долгов составляют: правление с канцелярией, отделы и касса. Управление состоит из управляющего и директоров. Комиссия ведет государственную долговую книгу и в числе прочих обязанностей уплачивает проценты по займам.

Грибовский В. М. Государственное устройство и управление Российской Империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). - Одесса, типография «Техник», 1912 год[8]

Первым управляющим Комиссии был назначен Михаил Алексеевич Обресков (1764—1842), происходивший из известного дворянского рода[9]. В последующем на должность управляющего назначались проверенные чиновники Министерства финансов, как правило, имевшие опыт работы с иностранцами. В среднем срок службы управляющего длился семь лет. Среди управляющих значится даже родственник вождя революции Ульянова-Ленина по материнской линии — Карл Иванович Гроссшопф (1792—1865), служивший заместителем директора Департамента внешней торговли Министерства финансов. Последние три года жизни Гроссшопф занимал должность управляющего Комиссией и имел дело с банкирским домом Ротшильдов[7].

Государственная долговая книга и учёт долгов

Классификация государственного долга Российской империи по уставу Государственной комиссии погашения долгов в 1817 года

Общая государственная долговая книга велась в одном экземпляре, но Комиссия вносила ежемесячно в Канцелярию министра финансов по кредитной части ведомости обо всех в неё изменениях. Долговая книга была разделена на три части: в одну вносились долги по внешним займам, в другую — внутренние срочные долги, в третью — бессрочные долги[2]. Доказательством внесения в долговую книгу обязательства служили билеты Комиссии, которые до 1859 года были только именными. Именной билет Комиссии мог быть передан в собственность другому лицу, для чего на обороте его делалась уступочная надпись. Такие надписи могли быть совершены только в конторах и отделениях Государственного банка или в казённых палатах. Позднее при заключении займов, по которым выдавались билеты Комиссии (4 % непрерывно-доходные билеты 1859 года), разрешалось производить уступочную надпись у нотариусов[2].

Иностранным владельцам билетов Комиссии было предоставлено право совершать на них бланковые надписи без указания имени нового приобретателя с тем, чтобы надпись была засвидетельствована русским консулом. Владельцы бессрочных именных билетов Комиссии могли делать в долговой книге отметки относительно условий владения причитающимися им капиталами и пользования процентами[2]. Кредитор или «вкладчик» по государственной долговой книге мог просить Комиссию о производстве трансферта, то есть перевода внесённого в книгу капитала от его имени на имя другого лица. Капитал по бессрочному долгу мог быть разделён на части, но не менее 30 рублей в каждой. Имена кредиторов, внесённые в государственную долговую книгу, держались в тайне[2].

Взыскание, то есть погашение долгов, могло быть обращено на именной капитал, записанный в государственную книгу в разряд бессрочных долгов. Это происходило в случае, когда собственник капитала предъявлял его в залог по подрядам, в обеспечение иска или предоставлял для удовлетворение интересов своих кредиторов[2].

Проценты по билетам Комиссии выплачивались в Санкт-Петербурге, в самой Комиссии или в губернских и уездных казначействах[2].

С 1891 года была введена новая форма обязательств Комиссии, под названием «удостоверений» именной записи. Владелец одной или нескольких облигаций мог представить их непосредственно или через Государственный банк в Комиссию с просьбой выдать ему одно удостоверение именной записи с правом получать по удостоверению проценты, а также получить обратно облигации при возврате удостоверения. Удостоверение могло перейти в собственность другого лица только по праву наследования или судебному решению. Введением удостоверений именной записи Министерство финансов содействовало концентрации государственных бумаг в «крепких руках», то есть у состоятельных и консервативных инвесторов[2].

Внешний вид билетов и облигаций Государственной комиссии погашения долгов
Обязательство Адрес для просмотра
Свидетельство о непрерывном доходе 5% годовых (Санкт-Петербург, 1822 год) Ссылка
Билет первого 6% займа (Амстердам, 1838 год) Ссылка
Билет российского 3% займа (Санкт-Петербург, 1859 год) Ссылка
Облигация 4% внутреннего займа на предъявителя (1887 год) Ссылка
Государственный 4% непрерывно-доходный билет (Вильна, 1895 год) Ссылка

Ликвидация Комиссии

Комиссия действовала до зимы 1918 года. Точная дата её ликвидации неизвестна. С 1 января 1918 года Совет народных комиссаров аннулировал все государственные займы, заключённые предыдущими правительствами[10].

Примечания

  1. В западных источниках можно встретить несколько вариантов англоязычного названия комиссии: на бланках Комиссии значилось the Commission of the Sinking Fund, в современной экономической литературе можно встретить the State Commission on Debt Repayment, в бонистических каталогах — the State Commission of Discharge Debts
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 Комиссия погашения долгов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 3,0 3,1 Моисеев, 2016, с. 54.
  4. 4,0 4,1 Моисеев, 2016, с. 55.
  5. Raffalovich A. The Public Debt of Russia (англ.) // The North American Review. — 1902. — Vol. 174, no. 542. — P. 128. Архивировано 24 января 2020 года.
  6. 6,0 6,1 Моисеев, 2016, с. 58.
  7. 7,0 7,1 Моисеев, 2016, с. 60.
  8. Грибовский В. М. Государственное устройство и управление Российской Империи. Сайт Конституции Российской Федерации. НПП "Гарант-Сервис" (2020). Дата обращения: 23 января 2020. Архивировано 20 апреля 2013 года.
  9. Моисеев, 2016, с. 59.
  10. Моисеев, 2016, с. 64.

Литература

  • Андреевский А. Ф. Сборник узаконений, правил и правительственных распоряжений, а также необходимых сведений по предметам ведения Государственной комиссии погашения долгов и других учреждений Министерства финансов в пределах их деятельности, имеющей отношение к Комиссии. — Санкт-Петербург, 1914. — 491 с.
  • Баев О. В. Государственная комиссия погашения долгов: правовой статус и фактическая деятельность // Право и образование. — 2016. — № 7. — С. 117—123.
  • Денисов А. Е. Государственные займы Российской империи 1798-1917 годов. — М.: Финансы и кредит, 2005. — 211 с. — ISBN 5-8024-0036-6.
  • Моисеев С. Р. Государственная комиссия погашения долгов // Деньги и кредит. — 2016. — № 9. — С. 54—64.
  • Raffalovich A. The Public Debt of Russia (англ.) // The North American Review. — 1902. — Vol. 174, no. 542. — P. 128.
  • Ukhov A. Financial innovation and Russian government debt before 1918 (англ.) // Yale International Center for Finance Working Paper. — 2003. — No. 5—5-2003. Архивировано 18 февраля 2020 года.

Ссылки