Лебединская, Клара Самойловна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Клара Самойловна Лебединская
Ученики Никольская О.C., Баенская Е. Р., Либлинг М. М.
Известна как детский психиатр, выдающийся дефектолог

Клара Самойловна Лебединская (19 декабря 1925 — 9 апреля 1993) — советский и российский детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ дефектологии первой в СССР группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой[1].

Биография

К. С. Лебединская родилась 19 декабря 1925 года в Харькове, в 1926 году семья переехала в Москву. В 1941 году она заканчивает 9 классов школы. C началом Великой Отечественной войны семья эвакуируется, в эвакуации Клара Самойловна теряет отца. Она начинает работать на авиационном заводе контролером, затем мастером отдела технического контроля. За работу в 1945 году награждена медалью «За победу над фашистской Германией».

С 1946 по 1955 год обучается в 1-м Московском Медицинском Институте по специальности «лечебное дело». После окончания института три года работает ординатором в Яхромской психиатрической больнице.

С 1955 по 1957 год она поступает в клиническую ординатуру Московского Научно-исследовательского института психиатрии на кафедру психозов детского возраста к Груне Ефимовне Сухаревой.[2]

Защищает кандидатскую диссертацию по детской психоэндокринологии, которая затем становится основой для вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания».

С 1961 по 1973 работает в Центральном Институте усовершенствования врачей.

С 1973 года возглавляет сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР.

В конце 70-х — начале 80-х годов Клару Самойловну все больше интересует проблеме детского аутизма. В 1978 она создает при НИИ дефектологии группу специалистов исследующих эту проблему и оказывающих практическую помощь детям с аутизмом. В 1992 году К. С. Лебединская обобщает свои исследования по этому вопросу в докторской диссертации — «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема».

К. С. Лебединская скончалась 9 апреля 1993 после тяжёлой болезни. Похоронена на Введенском кладбище. участок № 3. родственное захоронение. Муж Ви́ктор Васи́льевич Лебеди́нский (19 июня 1927 - 25 августа 2008) - советский и российский психолог. Кандидат психологических наук, доцент. Доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Лауреат Ломоносовской премии. Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Научный вклад

Кандидатская диссертация и предшествующий цикл работ положили начало новому направлению в отечественной науке — детской психоэндокринологии. Эти исследования обобщены в вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания».[1]

Первоначально научные интересы Лебединской касаются в основном двух направлений — это эмоциональная сфера детей и подростков, страдающих умственной отсталостью и психопатология задержки психического развития. Результатом этой работы становятся труды по диагностике и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией, описание различных вариантов патологии подростковых кризов, разрабатывается классификация Лебединской ЗПР по этиопатогенетическому принципу и критерии дифференциальной диагностики детей с ЗПР[3].

В конце 1970-х — начале 1980-х годов К. С. Лебединскую все больше интересует проблема детского аутизма, и в 1978 году она создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу, специализирующуюся на изучении этой проблемы и оказании комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.

Наиболее известные ученики К. С. Лебединской работающие в этом направлении — Никольская О. C., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. До сих пор[когда?] они являются ведущими специалистами в России по этому вопросу. Под её руководством и на основе разработанной В. В. Лебединским клинико-психологической классификации дизонтогенеза создается концепция понимания закономерностей развития аутизма, способы коррекции этого нарушения, начинаются научные разработки проблемы.

Последней монографией Клары Самойловны стала «Диагностика раннего детского аутизма» (1991). В ней изложены основы средств ранней диагностики и ранней коррекции аутизма. В 1992 году К. С. Лебединская завершает своё обобщающее исследование, оформленное как докторская диссертация — «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема»[1].

Труды

  • Психические особенности детей с ускоренным и задержанным созреванием церебрального генеза : дисc. канд. мед. наук. М., 1964.
  • Психические особенности детей с патологией темпа полового созревания : монография. М.: Медицина, 1969.
  • Проблема акцелерации и «трудные дети» // Дети с отклонениями в поведении. М., 1970.
  • Влияние пубертатной фазы развития на формирование клиники и течение шизофрении / Г. Е. Сухарева
  • Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.
  • Клиническая характеристика задержки психического развития // Обзорный бюллетень Министерства просвещения и АПН СССР. Задержка психического развития и пути её преодоления / под ред. Т. А. Власовой. Москва, 1976.
  • Аномалии психической конституции в детском возрасте // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1976.
  • Психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма. М.: Вестник Агентства печати Новости, 1978.
  • Клинические варианты психических нарушений у подростков, страдающих олигофренией // Учащиеся вспомогательной школы / под ред. В. А. Малинаускене, Э. Я. Альбрехт. М.: Педагогика, 1979.
  • Ранний детский аутизм (клинико-психологическая структура, медикаментозная и психолого-педагогическая коррекция) // Сборник научных трудов / под ред. Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, В. В. Лебединского. М.: АПН СССР, 1981.
  • Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией (методические рекомендации для педагогов-дефектологов, врачей вспомогательных школ). М.: Изд. Мин. просвещения СССР, 1981.
  • Клиническая характеристика раннего детского аутизма // Ранний детский аутизм / под ред. К. С. Лебединской, С. Д. Немировской, И. Д. Лукашевой. М., 1981.
  • Клиническая систематика задержки психического развития // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
  • Задержка психического развития у детей // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
  • Ранний детский аутизм // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
  • Дефектологические проблемы раннего детского аутизма: сообщение 1. Основные представления о синдроме раннего детского аутизма / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. 1987. № 6. С. 10-16. Библиогр.: с. 16.
  • Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988.
  • Дефектологические проблемы раннего детского аутизма: сообщение 2. Особенности подхода к проблеме раннего детского аутизма в отечественной дефектологии / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. 1988. № 3. С. 10-15.
  • Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение, 1989.
  • Диагностическая карта для исследования ребёнка первых двух лет жизни при предположении раннего детского аутизма / К. С. Лебединская, О. С. Никольская // Дефектология. 1990. № 3. С. 51-56.
  • Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления : учебное издание / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. М. : Просвещение, 1991. 96 с.
  • Медикаментозная терапия раннего детского аутизма // Дефектология. 1994. № 2. С. 3-9.
  • Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27.
  • Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте // Дефектология. 2006. № 3. С. 5-14.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 биография на сайте Института Коррекционной Педагогики РАО (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 мая 2015. Архивировано 23 июня 2016 года.
  2. из воспоминаний мужа (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 мая 2015. Архивировано 26 мая 2015 года.
  3. Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К. С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982

Ссылки