Kinemacolor
Кинемаколор (англ. Kinemacolor) — первая в мире система цветного кинематографа, имевшая коммерческий успех и использовавшаяся киностудиями с 1908 по 1914 годы. Технология изобретена англичанином Джорджем Альбертом Смитом (англ. George Albert Smith) совместно с американским партнёром Чарльзом Урбаном (англ. Charles Urban) в 1906 году и основана на цветоделении при помощи обтюратора со встроенными цветными светофильтрами[1]. Как и большинство последующих цветных технологий, таких как «Синеколор» и ранний «Техниколор», «Кинемаколор» использовал два цвета: красно-оранжевый и сине-зелёный[2]. Несмотря на успех «Кинемаколора» в Европе, в США эта технология почти не применялась из-за проблем лицензирования.
Технология
Появление технологии связано с началом выпуска первых панхроматических фотоэмульсий, ставшего возможным только после открытия красного сенсибилизатора пиноцианола Бенно Гомолкой в 1905 году[3]. Для съёмки применялся специальный киносъёмочный аппарат, оснащённый двухлопастным обтюратором с двумя встроенными светофильтрами красно-оранжевого и сине-зелёного цветов. Использовалась удвоенная по сравнению с обычным немым кинематографом частота киносъёмки в 32 кадра в секунду. В результате чётные и нечётные кадры экспонировались через разные светофильтры, регистрируя только красно-оранжевую или только сине-зелёную составляющие цветного изображения[4]. После проявления киноплёнки получался чёрно-белый цветоделённый негатив, с которого контактным способом печатался чёрно-белый цветоделённый позитив. Для проекции использовался кинопроектор с аналогичными обтюратором и частотой кинопроекции. Таким образом, за одну секунду снимались или проецировались 16 целых цветных кадров. что соответствовало стандартной в то время частоте съёмки и проекции чёрно-белых немых фильмов[5]. Цветоделённые изображения регистрировались с разницей в 1/32 секунды, что приводило к появлению цветной каймы у быстро движущихся объектов. Кроме того, при проекции можно было заметить красно-зелёное мерцание и в кинопроекторах использовалась специальная заслонка, автоматически убиравшаяся при достижении номинальной частоты проекции после разгона механизма[5]. Однако технологическая простота получения цветного фильма была несравнима с другими двухцветными процессами, нуждавшимися в двухплёночных камерах и сложных процессах печати двухсторонних фильмокопий. Не требовалось никакого тонирования или сложных кинокопировальных процессов.
Короткий успех
Первый восьмиминутный фильм, снятый по этой технологии и показанный в 1908 году, назывался «Визит к морю». Его премьера состоялась 26 февраля 1909 года в лондонском театре «Палас»[6]. В 1910 году создан первый игровой фильм «Шахматист» (англ. Checkmated). Первый полнометражный документальный фильм по этой системе был снят в 1911 году. Это был «Торжественный приём в Дели» (англ. With Our King and Queen Through India) о коронационных торжествах в Индии, премьера которого состоялась 2 февраля 1912 года в лондонском театре «Скала»[7]. Фильм демонстрировался во многих странах, в том числе в Российской империи, и его фрагменты хранятся в РГАКФД. Всего известно 54 игровых фильма, снятых в Великобритании с применением «Кинемаколора». 4 фильма всё же сняты в США, и 1 — в Японии. Одним из американских фильмов стала картина «Спасшаяся с „Титаника“» о катастрофе лайнера, в которой часть сцен были чёрно-белыми. Более 300 британских кинотеатров были оснащены аппаратурой, пригодной для демонстрации цветных фильмов. Однако, систему нельзя назвать успешной, поскольку по сравнению с общим количеством кинотеатров эта цифра ничтожна. «Кинемаколор» вышел из употребления после появления других двухцветных процессов, технологически более сложных, но не обладающих «врождёнными» недостатками первого цветного кино, таких как цветные контуры и ореолы вокруг движущихся объектов. В 1913 году в США появилась технология цветного кино «Призма», использовавшая некоторые принципы «Кинемаколора», но усовершенствованная. А в самой Великобритании появилась двухцветная аддитивная система «Биоколор» Уильяма Фриз-Грина, развитие которой было задержано судебным иском Смита. Однако, судьба «Кинемаколора» была предрешена. Самые ранние киносъёмки в натуральных цветах, дошедшие до наших дней и отреставрированные цифровыми способами, сняты по процессу «Кинемаколор»[8].
Советский аналог
В 1931 году в СССР под руководством Н. Д. Анощенко была разработана аддитивная трёхцветная система цветного кино «Спектроколор», практически аналогичная «Кинемаколору»[2]. В киносъёмочном аппарате и кинопроекторе использовался трёхлопастный обтюратор с тремя цветными светофильтрами и частота киносъёмки и проекции 36 к/сек., то есть 12 целых кадров в секунду[9]. В том же году на киностудии «Межрабпомфильм» сняты два первых короткометражных цветных фильма «Праздник труда» и «Экспериментальный ролик цветных съёмок методом „Спектроколор“»[10]. Однако, аддитивные технологии на тот момент считались давно устаревшими и непригодными для широкого проката, потому что требовали специальных сложных проекторов. Кроме того, технология Анощенко обладала всеми недостатками «Кинемаколора» — заметностью мерцания при проекции и цветными контурами движущихся объектов. Развитие современных субтрактивных технологий делало «Спектроколор» неактуальным, и он не получил дальнейшего развития.
См. также
Примечания
- ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 383.
- ↑ 2,0 2,1 Дмитрий Масуренков. Киноаппараты для цветных съемок // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2007. — № 5. Архивировано 22 сентября 2013 года.
- ↑ History of Film Colour Sensitivity (англ.). DPTips-Central. Дата обращения: 2 марта 2016. Архивировано 21 марта 2016 года.
- ↑ Martin Hart. Kinemacolor. The first successful color system (англ.) (недоступная ссылка). The American WideScreen Museum. Дата обращения: 3 июня 2012. Архивировано 12 августа 2012 года.
- ↑ 5,0 5,1 Chapter XVI. Natural Colour Cinematograph Pictures // How to Make and Operate Moving Pictures. — Funk & Wagnalls, 1917. — С. 183—185. Архивная копия от 15 мая 2012 на Wayback Machine
- ↑ Мир техники кино, 2014, с. 39.
- ↑ Цифровое восстановление раритетов РГАКФД, 2008, с. 24.
- ↑ Kinemacolor to Eastmancolor (англ.) (недоступная ссылка). The American WideScreen Museum. Дата обращения: 3 июня 2012. Архивировано 24 сентября 2012 года.
- ↑ Н. Д. Анощенко. Обтюратор со спектральными светофильтрами (недоступная ссылка). Авторское свидетельство № 24698 (31 декабря 1931). Дата обращения: 22 сентября 2012. Архивировано 4 октября 2012 года.
- ↑ Александр Дерябин. Ранние отечественные цветные фильмы // «Киноведческие записки» : журнал. — 2002. — № 56. Архивировано 10 ноября 2012 года.
Литература
- Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
- Косенкова К. «Летописец государства». Чарльз Урбан, «кинемаколор» и раннее британское кино // Киноведческие записки. — 2013. — № 102. — С. 129—133.
- Н.А. Майоров. Цифровое восстановление раритетов РГАКФД // «Мир техники кино» : журнал. — 2008. — № 10. — С. 24. — ISSN 1991-3400.
- Н. А. Майоров. Самые первые в истории развития мирового кинематографа // «Мир техники кино» : журнал. — 2014. — № 1 (31). — С. 38—44. — ISSN 1991-3400.