Киот
Кио́т (киво́т, кио́ть, от греч. κῑβωτός — «ящик, ковчег»), божница[1] — особый украшенный шкафчик (часто створчатый) или застеклённая полка для икон.
Прообразом киота считают Ковчег Завета (Кивот Завета) Иерусалимского храма[2].
В церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета использовано греческое слово кивот, чтобы как и в оригинальном тексте отличать его от Ноева ковчега (а также ковчежца-корзины, куда был положен младенец Моисей).
В христианской традиции Ковчег Завета, как и другие священные предметы Иерусалимского храма, понимают в качестве прообраза элемента христианского храма — Кивота или Дарохранительницы. Как Ковчег находился в Святая святых Иерусалимского храма и в нём хранили Скрижали Завета, так Дарохранительницу располагают в алтаре христианского храма с заключёнными в ней Телом и Кровью Христа, образующими Новый Завет человека с Богом[3].
Преподобный Ефрем Сирин видел непосредственно в самой конструкции Ковчега Завета прообразовательный смысл Боговоплощения:
И сотвори Веселеил кивот из древа негниющаго. Это тайна Еммануиловой плоти, которая не подлежит истлению и не повреждена грехом. Золото, покрывавшее кивот внутрьуду и внеуду, означает Божеское естество Слова; которое неизреченно соединилось со всеми частями души и тела, потому что человечество наше помазало оно Божеством Своим.
«Очистилище над кивотом от злата чиста» означает Еммануила; херувимы над очистилищем суть Пророки и Апостолы. В трапезе представляются пять умосозерцаний: Творец и разумные твари. Два обвода на трапезе указывают нам на мир горний и дольний. Пространство между двумя обводами изображает Еммануила, через Которого имеют между собою общение небесные и земные. Хлеб предложения на трапезе представляет собою тайну жертвы сынов Церкви.
Золотой светильник изображает и показывает нам тайну креста; шесть ветвей светильника означают власть Распятого, простирающуюся во все шесть сторон. В яблоках на светильнике таинственно познаем Пророков и Апостолов; в цветах — ангельские силы; в семи светилах — семь светильников Евангелия или «семь очес Господних, призирающих на всю землю» (Зах. 4:10)[4].
Святитель Григорий Нисский видел, что образ нерукотворной Скинии, показанный Моисею на горе, есть «Христос, Божия сила и Божия Премудрость» и все остальные предметы толковал сообразно с этим рассуждением[5].
Поэтому добровидные и златокованые столпы, носила, кольца и эти херувимы, прикрывающие крыльями кивот и всё прочее, что заключает в себе описание сооружения скинии (если кто, взирая на это, будет иметь высший взгляд), суть премирные силы, созерцаемые в скинии, по Божественному изволению поддерживающие собою Вселенную. Там истинные наши «носила — посылаеми в служение за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1:14), как бы «кольцами», какими прикреплённые к спасаемым нашим душам, лежащих на земле поднимающие на себе в высоту добродетели. О херувимах же Писание, сказав, что они крыльями покрывают таинства, положенные в кивоте Завета, подтверждает этим представленный нами взгляд на скинию, ибо знаем, что это имя употребляется о тех силах, вокруг Божия естества созерцаемых, которые видели умом Исаия и Иезекииль.
Святитель рассматривает кивот, закрываемый херувимами, и лицо, сокрытое крылами также херувимов, как образ одного и того же Существа и через это сокрытие показывается людям, что «взгляд на неизречённое — недоступен». Менора, находящаяся близ Ковчега, осеняет Скинию и знаменует собой семь светлостей Духа (Ис. 11:2).
См. также
Примечания
- ↑ Хозяйство и быт русских крестьян, 1959.
- ↑ Киот. «Азбука веры», интернет-портал. Архивная копия от 22 августа 2016 на Wayback Machine
- ↑ Святой престол на Литургия.ру Архивная копия от 13 августа 2007 на Wayback Machine
- ↑ Преподобный Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход. гл.37 . Дата обращения: 21 августа 2007. Архивировано 12 октября 2007 года.
- ↑ Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели . Дата обращения: 21 августа 2007. Архивировано 3 декабря 2019 года.
Литература
- Бежкович А. С, Жегалова С. К. и др. Хозяйство и быт русских крестьян : Памятники материальной культуры. — М.: Советская Россия, 1959. — С. 176. — 257 с.
- Кивот Завета // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.