Кейн, Сара

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Кейн С.»)
Сара Кейн
англ. Sarah Kane
Имя при рождении Sarah Kane
Псевдонимы Marie Kelvedon
Место рождения Брентвуд, Эссекс, Великобритания
Место смерти Лондон, Великобритания
Род деятельности драматург, сценарист
Годы творчества 1995 — 1999
Направление In-yer-face theatre[англ.]
Жанр драма, ужасы
Язык произведений английский

Сара Кейн (англ. Sarah Kane; 3 февраля 1971, Брентвуд, Эссекс, Великобритания — 20 февраля 1999, Лондон, Великобритания) — британский драматург и сценарист. Наиболее известна своими пьесами, которые касаются темы искупительной любви, сексуального желания, боли, пыток, как физических, так и психологических, а также сумасшествия и смерти. Её работы характеризуются поэтической напряжённостью, урезанным языком и исследованием театральных форм. В её ранних произведениях использовались экстремальные и насильственные сценические действия.

Как сама Кейн, так и исследователи её творчества, такие как Грэм Сондерс, видят источники её манеры в ренессансной драме якобитского периода и в экспрессионистском театре[1]. Критик Алекс Сирз[англ.] рассматривал пьесы Кейн как типичное проявление характерных для британской драматургии 1990-х вызывающего, шокирующего стиля и соответствующей тематики[2]. Опубликованы пять пьес Сары Кейн и две её статьи в газете The Guardian, ей также принадлежит короткометражный фильм.

Биография

Сара Кейн родилась 3 февраля 1971 года, в глубоко религиозной семье евангелистов в Брентвуде, графство Эссекс. После окончания школы Shenfield High School[англ.], Сара поступила в Бристольский университет, где изучала драматургию. Окончив университет в 1992 году, Сара Кейн поступила в аспирантуру Бирмингемского университета, где обучалась на курсе знаменитого британского драматурга Дэвида Эдгара[англ.][3]. После окончания обучения она сотрудничала с театром Paines Plough[англ.], для которого писала пьесы и где была штатным драматургом в 1998 году. Также сотрудничала с лондонским театром «Буш».

На протяжении ряда лет Сара Кейн страдала маниакально-депрессивным психозом и несколько раз добровольно проходила курс лечения в психиатрической клинике Maudsley Hospital[англ.], в Лондоне. В 1999 году она поступила в психиатрическую больницу King’s College Hospital[англ.] в центре Лондона, где в состоянии глубокой депрессии покончила с собой, повесившись на шнурках в ванной[4][5].

Творчество

Сара Кейн изначально хотела стать поэтом, но позже решила, что не может передать свои мысли и чувства через поэзию. Она писала, что её привлекала сцена, потому что «театр не имеет памяти, что делает его самым экзистенциальным из искусств... Я продолжаю возвращаться в надежде, что кто-то в затемнённой комнате где-то покажет мне образ, который сжигает себя в моем уме»[6].

Первая пьеса Сары Кейн, «Подорванные[англ.]» (1995), оказалась в центре крупнейшего со времен сцены забивания ребёнка камнями в пьесе Эдварда Бонда, театрального скандала в Лондоне[7]. Театральные критики обрушились на Сару Кейн, назвав дебютную работу молодой писательницы «отвратительной» и сравнив просмотр постановки с «окунанием головы в помойное ведро»[8].

В дальнейшем Сара Кейн написала сценарий к короткометражному фильму «Skin» (1995)[9], а после приступила к написанию пьесы «Любовь Федры[англ.]» (1996), которую назвала «моя комедия»[1].

Премьера её третьей пьесы «Чистые[англ.]» (1998), состоялась в театре «Duke of York's Theatre[англ.]» в апреле 1998 года, режиссёром выступил Джеймс Макдональд[англ.]. В то время это была самая дорогая постановка в истории королевского двора. Кейн написала пьесу, прочитав утверждение Ролана Барта о том, что «быть влюблённым — это как быть в Освенциме»[10] .

Изменение в критическом мнении произошло с четвертой пьесой Кейн «Желание[англ.]» (1998), режиссёром которой была Вики Фезерстоун[англ.] и которую представил Пейнс Плуг в театре Traverse Theatre[англ.], в Эдинбурге в 1998 году[1]. Эта пьеса была написана под псевдонимом Мари Кельведон (Мари было её вторым именем), отчасти потому, что эта идея забавляла Сару, но также и для того, чтобы пьесу можно было смотреть без ущерба для печально известной репутации её автора[11]. «Желание» знаменует собой разрыв с сценическим насилием предыдущих работ Сары и переход к более свободному, иногда лирическому стилю письма, иногда вдохновлённому её чтением Библии и Т. С. Элиота[1]. В то время Кейн считала её «самой отчаянной» из пьес, написанных ею, когда она потеряла веру в любовь[12].

Её последняя пьеса, «Психоз 4.48» (1999), была завершена незадолго до её смерти и была поставлена в 2000 году в королевском дворе режиссером Джеймсом Макдональдом. Это, самая короткая и фрагментарная театральная работа Кейн, она обходится без сюжета и характера, и нет никаких указаний на то, сколько актёров должны были играть в пьесе. Она была написана в то время, когда Кейн страдала от тяжелой депрессии и была описана её коллегой, драматургом и другом Дэвидом Грейгом[англ.], как имеющая своим предметом «психотический ум»[13]. По словам Грейга, название происходит от времени — 4:48 утра — когда Кейн, находясь в депрессивном состоянии, часто просыпалась по утрам.

Среди драматургов, оказавших на творчество Сары Кейн заметное влияние, были Эдвард Бонд, а также Георг Бюхнер, Антонен Арто и Сэмюэл Беккет, яркие представители модного в Великобритании стиля «прямо в лицо» — «in-yer-face-theater». Пьесы Сары Кейн пользуются большой популярностью у современных режиссёров разных стран.

Критика и наследие

Хотя пьесы Сары Кейн никогда не ставились для большой аудитории в Великобритании и поначалу были негативно оценены газетной критикой, они получили широкое распространение в Европе, Австралии и Южной Америке. В 2005 году театральный режиссер Доминик Дромгул[англ.] написал, что Кейн была «без сомнения, самым интересным новым писателем на международной арене»[14].

Её коллега драматург Марк Равенхилл сказал, что её пьесы «почти наверняка достигли канонического статуса»[15]. В какой-то момент в Германии было 17 одновременных постановок её пьес. В ноябре 2010 года театральный критик Бен Брентли[англ.] в The New York Times назвал «потрясающей» постановку «Подорванных», осуществлённую двумя годами ранее в Сохо и ставшую «одной из самых важных нью-йоркских премьер десятилетия»[16]. Драматург Роберт Аскинс, номинант премии «Тони» 2015 года, назвал Сару Кейн своим главным вдохновителем[17].

Библиография

Литература

Пьесы

Сценарии

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Saunders, Graham. Love me or kill me: Sarah Kane and the theatre of extremes (англ.). — Manchester; Manchester University Press : 2002., 2002. — P. 224. — ISBN 0-7190-5956-9.
  2. Sierz, Aleks. In-yer-face theatre: British drama today (неопр.). — London: Faber and Faber, 2001. — С. 120—121. — ISBN 0-571-20049-4.
  3. Mark Ravenhill Obituary: Sarah Kane Архивная копия от 7 июля 2017 на Wayback Machine, The Independent, 23 February 1999
  4. Warren Hoge. Sarah Kane, 28, Bleak, Explosive Playwright. — The New York Times, 25 февраля 1999. Архивировано 20 сентября 2017 года.
  5. Hattenstone, Simon A sad hurrah (part 2) (англ.). The Guardian (1 июля 2000). Дата обращения: 18 апреля 2018. Архивировано 18 апреля 2018 года.
  6. article Guardian 13 August 1998
  7. Biography Base. Sarah Kane Biography (англ.). Дата обращения: 29 декабря 2009. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  8. Ben Brantley. Humanity Gets Only a Bit Part. — The New York Times, 10 октября 2008. Архивировано 6 февраля 2010 года.
  9. Skin. Дата обращения: 22 мая 2019. Архивировано 17 октября 2017 года.
  10. Mark Ravenhill, Guardian 28 October 2006.
  11. Vicky Featherstone, quoted by Simon Hatteanstone, Guardian 1 July 2000
  12. quoted by Nils Tabert Playspotting: die Londoner Theaterszene der 90er 1998
  13. Greig, David. Introduction // Sarah Kane:Complete Plays (неопр.). — 1998. — С. 90. — ISBN 0-413-74260-1.ISBN 0-413-74260-1 ISBN 978-0-413-74260-5
  14. Dominic Dromgoole "The return of citizen Kane", The Times 23 October 2005
  15. Mark Ravenhill "'Suicide art? She's better than that'", Архивная копия от 27 ноября 2020 на Wayback Machine Guardian, 12 October 2005
  16. Brantley, Ben. Off Broadway Shows Often Struggle on Broadway - Critic's Notebook, The New York Times (5 ноября 2010). Архивировано 29 августа 2011 года. Дата обращения 22 мая 2019.
  17. Paulson, Michael. Robert Askins Brings ‘Hand to God’ to Broadway, The New York Times (2 апреля 2015). Архивировано 1 января 2019 года. Дата обращения 22 мая 2019.

Ссылки