Хейнекен, Карл Гейнрих фон

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Карл Гейнрих фон Хейнекен»)
Карл Гейнрих фон Хейнекен

Карл Гейнрих фон Хейнекен (нем. Carl Heinrich von Heineken; 24 декабря 1707, Любек — 23 января 1791, Альтдёберн, Бранденбург) — немецкий археолог[1], историк искусства, библиотекарь и коллекционер; музейный деятель, устроитель Дрезденского кабинета эстампов[2]; старший брат вундеркинда Кристиана Фридриха Хейнекена, известного как «младенец из Любека»[3].

Биография

Карл Гейнрих фон Хейнекен родился 24 декабря 1707 года в городе Любеке в семье архитектора Пауля Хайнекена[нем.] (1674–1746) и его жены художницы и алхимика Катарины Элизабет[нем.] (1683—1757); старший брат вундеркинда Кристиана Фридриха, более известного как «младенец из Любека».

Начиная с 1724 года Хёйнекен изучал литературу и юриспруденцию в Лейпцигском и Галлеском университетах Германии[4].

Примерно в 1730 году он стал частным репетитором, сначала в доме Иоганна Ульриха фон Кёнига[нем.] (1688—1744), дрезденского придворного поэта, а затем у графа Александра Юзефа Сулковского.

В 1739 году он стал личным секретарём и библиотекарем графа Генриха фон Брюля, первого министра короля польского Августа III и коллекционера произведений искусства.

В 1746 году король Польши Август III назначил Хейнекен директором королевской коллекции гравюр и рисунков. Получив задание пополнить коллекцию, он развил широкую сеть, включающую художников, учёных и коллекционеров. Хайнекен особенно интересовался гравюрами на дереве и гравюрами периода до Альбрехта Дюрера и приобрёл множество произведений для коллекции. Среди его приобретений были картины Корреджо и Рафаэля Санти. В 1749 году он был посвящен в имперские рыцари[5].

В 1754—1757 гг. он издал два увража с гравюрами, воспроизводящими сокровища картинных галерей графа Брюля и курфюрста Саксонского. Эти увражи принадлежат к наиболее удачным изданиям такого рода и послужили прототипом для ряда других им подобных[2].

В 1756 году, в начале Семилетней войны, пруссаки арестовали Хайнекена и заключили его в тюрьму в дрезденской ратуше. После войны он стал объектом нападок за неумелое управление финансами, в основном из-за его тесной связи с Брюлем; Хейнекен был повторно заключен в тюрьму, обвинен в растрате и лишён должности. Хотя в конце концов его оправдали, Хейнекен был вынужден покинуть Дрезден.

Остаток своей жизни Хайнекен провел за написанием книг об искусстве на немецком и французском языках. Он стал известен как эксперт по происхождению гравюры и других форм печати. Некоторые из его более поздних книг были напечатаны лейпцигским издателем Иоганном Готлобом Иммануилом Брейткопфом.

Хейнекен выработал новую систему каталогизации и хранения графических произведений («Idée générale d'une collection complète d'estampes», 1771), которая легла в основу устройства ряда крупнейших европейских собраний гравюр, в том числе и Эрмитажа. Он составил ценный «Dictionnaire des artistes, dont nous avons des estampes», доведенный лишь до буквы «D»[2].

Библиография

Примечания

  1. Гейнекен, Карл-Генрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. 2,0 2,1 2,2 Гейнекен, Карл Гейнрих // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
  3. Гейнекен, Христиан-Генрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. His younger brother Christian Heinrich Heineken (1721-1725) was a child prodigy known as "the infant scholar of Lübeck"
  5. Carl Heinrich von Heineken (1707-1791).
  6. In diesem Werk weist Heineken zwanzig Jahre vor Winckelmann auf die Bedeutung der antiken Kunsttheorie hin. Dies führte zum baldigen Bruch zwischen Heineken und Gottsched, dem später auch die erbitterte Feindschaft Winckelmanns folgte.
  7. hervorzuheben sei das mehr als 200-seitige Werksverzeichnis der Stiche Raffaels
  8. sinngemäß: Anweisung zu einer vollständigen Sammlung von Kupferstichen: mit einer Abhandlung über den Ursprung der Stichkunst und zu den ersten Büchern mit Bildern
  9. sinngemäß: Verzeichnis/Lexikon der Künstler, von denen wir Kunststiche haben, Band 1 – Buchstabe A
  10. wie oben, Band 2, Buchstaben B – Biz
  11. wie oben, Band 3, Buchstaben Bla – Caz
  12. wie oben, Band 4, Buchstaben Cec – Diz
  13. Es wurden nur vier Bände gedruckt, obwohl zum Zeitpunkt von Heinekens Tod das fast vollendete Manuskript vorlag. Das Manuskript gilt seit dem Zweiten Weltkrieg als vermisst.

Литература

Ссылки