Капрони, Джованни Баттиста
Джованни Баттиста Капрони | |
---|---|
Giovanni Battista Caproni | |
Имя при рождении | Giovanni Battista Caproni |
Место рождения | Арко, Тренто, Трентино — Альто-Адидже, Австро-Венгрия |
Место смерти | Рим, Италия |
Род деятельности | авиаконструктор |
Награды и премии | |
Дж(ов)анни Баттиста Капрони (итал. Gi(ov)anni Battista Caproni; 3 июля 1886, Арко — 27 октября 1957, Рим) — итальянский авиаконструктор, основатель авиастроительной компании Caproni. В 1940 году получил титул графа Тальедо (Conte de Taliedo) — в честь района Милана, где он оборудовал взлётно-посадочную полосу[2].
Ранняя жизнь
Капрони родился 3 июля 1886 года в Арко, Трентино, регионе, который в то время принадлежал Австро-Венгрии, но затем вошёл в состав Италии в 1907 году. Изучал гражданское строительство в Мюнхенском техническом университете. Продолжил образование в институте Монтефиори в Льеже, где получил докторскую степень по электротехнике. Там же он познакомился с Анри Коанда, с которым впоследствии сотрудничал[3].
Карьера
В 1908 году Капрони основал в Милане завод «Капрони», где занялся производством бипланов[3]. В 1909 году он открыл промышленный аэропорт возле Кашина-Мальпенса — современного аэропорта Мальпенса — для производства и испытания своих самолётов. В 1910 году он построил Caproni Ca.1, который стал первым итальянским самолётом, который был разбит во время своего первого полета 27 мая 1910 года.
В 1911 году, когда его компания получила название Società de Agostini e Caproni, он перешел на строительство монопланов, в производстве которых он добился больших успехов. В 1914 году он испытал первый многомоторный самолет в Италии, трехмоторный биплан, впоследствии получивший название Caproni Ca.31. После того, как Италия вступила в Первую мировую войну в 1915 году, он посвятил свои усилия разработке и созданию бомбардировщиков[3]. Позже его компания была переименована в Società Caproni e Comitti.
Капрони был одним из сторонников развития пассажирских самолётов и разработал вариант конверсии бомбардировщика Са.4 в авиалайнер Са.48. Несмотря на то, что Ca.48 произвёл на публику очень благоприятное впечатление, вероятно, он так и не поступил в авиалинии, и 2 августа 1919 года Ca.48 потерпел крушение под Вероной, Италия, убив всех на борту (14, 15, или 17 человек, по разным данным), в результате первой катастрофы коммерческой авиации в Италии и одной из самых ранних и, в то время, самых смертоносных катастроф авиалайнера в истории[4][5][6][7]. В 1921 году он построил прототип гигантского трансатлантического пассажирского гидросамолета Caproni Ca.60 Noviplano вместимостью 100 пассажиров, но он оказался ненадёжным и потерпел крушение во втором полете. Он также занимался разработкой планеров[3].
Между Первой и Второй мировыми войнами он посвятил большую часть своих усилий разработке и производству бомбардировщиков и легких транспортных самолётов, а его компания изготовила ранние Stipa-Caproni и Caproni Campini N.1, экспериментальные самолёты с канальными вентиляторами, которые были предшественниками настоящих реактивных самолётов. В течение этого периода его компания, в очередной раз сменившая название на Società Italiana Caproni, стала крупным конгломератом, который приобрел других производителей, создав дочерние компании, в состав которых входили Caproni Bergamasca и Caproni Vizzola[3], хотя утверждение о том, что Caproni также приобрел компанию Reggiane, чтобы сформировать дочернюю компанию «Caproni Reggiane», является мифом[8].
Во время Второй мировой войны компания Caproni производила самолёты для Regia Aeronautica — в основном бомбардировщики, транспорты, гидросамолеты и учебные тренажеры, хотя дочерняя компания Caproni Vizzola также создала несколько прототипов истребителей. Конгломерат Società Italiana Caproni прекратил свою деятельность в 1950 году, однако его последний осколок, дочерняя компания Caproni Vizzola, сохранился до 1983 года[3].
Граф Капрони скончался в Риме 27 октября 1957 года в возрасте 71 года.
Память
Именем Капрони названы аэропорт и музей авиации в Тренто, улица в Милане. В 2003 году в его честь Почтой Италии была выпущена почтовая марка.
Хаяо Миядзаки создал романтизированный образ Капрони в анимационном фильме «Ветер крепчает» (2013).
-
Джованни Капрони на борту собранного им биплана Caproni Ca.5, 1911 год.
-
Портрет Капрони на рекламном проспекте, 1915.
-
Капрони и король Виктор Эммануил во время посещения завода Aeronautici di Predappi, 1939.
-
Японский посол Хорикири Дзамбэй ставит подпись в реестре выдающихся гостей в мастерской Капрони в Талиедо, Милан, 22 апреля 1942 года
-
Монумент Капрони в Арко.
Примечания
- ↑ Gazzetta ufficiale del regno d'Italia n.201 del 30 agosto 1933, pag.3867.
- ↑ Caproni Conti di Taliedo . Дата обращения: 8 марта 2020. Архивировано 21 сентября 2020 года.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 www.torinoscienza.it . Дата обращения: 16 декабря 2018. Архивировано 30 апреля 2019 года.
- ↑ The civilian transport aircraft of Caproni (1918—1939) . Дата обращения: 16 декабря 2018. Архивировано 3 декабря 2013 года.
- ↑ Flight, August 7, 1919, p. 1053, at flightglobal.com . Дата обращения: 16 декабря 2018. Архивировано 5 марта 2016 года.
- ↑ Venice Airport Lido: On the Wings of the Sparrow (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 декабря 2018. Архивировано 12 июня 2017 года.
- ↑ Guttman, "Crazy Capronis, " Aviation History, July 2008, p. 55.
- ↑ Green, William, and Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighters: An Illustrated Encyclopedia of Every Fighter Aircraft Built and Flown. New York: Smithmark Publishers, 1994. ISBN 0-8317-3939-8, p.108
Литература
- Green, William, and Gordon Swanborough. The Complete Book of Fighters: An Illustrated Encyclopedia of Every Fighter Aircraft Built and Flown. — N. Y.: Smithmark Publishers, 1994. — ISBN 0-8317-3939-8
- G. Alegi. «Senza cozzar dirocco»: l’archivio Caproni // Il futuro della memoria, Atti del convegno internazionale di studi sugli archivi di famiglie e di persone, Capri, 9-13 settembre 1991, II, Saggi 45. — Roma, 1997. — P. 545—551.