Перейти к содержанию

Кама-2185

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Кама-1»)
Кама-2185
Общие данные
Производитель Флаг России АО «Кама»
Годы производства с 2025
Класс Малый
Иные обозначения Атом
Дизайн
Тип кузова 5‑дв. хетчбэк (5‑мест.)
Компоновка заднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Двигатель
Двигатель
Общие данные
Тип электродвигатель постоянного тока
Макс. скорость 170 км/ч
Разгон до 100 км/ч 8 с
Производительность
Максимальная мощность 150 кВт (204 л. с.)
Аккумулятор
Тип аккумулятора литий-ионный
Дальность хода 500 км
Массово-габаритные характеристики
Длина 3995 мм
Ширина 1780 мм
Высота 1615 мм
Клиренс 170 мм
Динамические характеристики
Разгон до 100 км/ч 8 секунд
На рынке
Сегмент B-сегмент
Другая информация
Объём бака Батарея емкостью 77 кВт⋅ч.
Предшественник
Кама-1

Кама-2185 — российский электромобиль, разработанный компанией АО «Кама»[1].

Одной из главных особенностей проекта является одновременный старт разработки электронных и инженерных решений с созданием программного обеспечения для электромобиля[2]. Среди особенностей электромобиля Атом — уникальная конструкция кузова с распашными дверьми, запас хода 500 км (WLTC), маневренность (радиус разворота 4,9 м), адаптированный к суровым погодным условиям режим работы батареи и обогрева, продвинутая технология проекции на лобовое стекло с дополненной реальностью AR HUD, собственная операционная система и магазин приложений. Идентификатор водителя Атом ID позволит перенести персональные настройки на любой Атом, даже если это каршеринг.

В основе проекта — уникальный HMI (человеко-машинный интерфейс), обеспечивающий принципиально новый уровень взаимодействия человека с электромобилем.

Инвесторами проекта выступили ПАО «КАМАЗ», С. А. Когогин, Рубен Варданян и ООО «РЭНЕРА», входящая в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ». Компания ООО «РЭНЕРА» будет выступать поставщиком тяговых аккумуляторных батарей и электроприводов для электромобилей «АТОМ».

Атом будет выпускаться в нескольких версиях: для личного использования, каршеринга, такси и доставки [3]. Разрабатывается специальная версия электромобиля для сервисов такси и доставки. В процессе разработки компания активно сотрудничает с представителями бизнеса[4].

Проект находится на финальной стадии разработки и подготовки к запуску серийного производства. С весны 2024 года проходят испытания собственной платформы[5] на функциональных прототипах[6]. Сборка первых электромобилей для испытаний запланирована на конец 2024 год. Серийное производство электромобиля начнётся в 2025 году[7] на заводе «Москвич». Атом планирует использовать услуги контрактной сборки, что включает в себя конвейерную сварку, окраску и сборку электромобилей, а также другие сопутствующие услуги[8].

История

Летом 2021 года в Набережных Челнах было зарегистрировано АО «Кама» с уставным капиталом 720 млн руб. На текущий момент компания зарегистрирована по адресу ГАУ Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк». Генеральным директором стал Игорь Поваразднюк, бывший менеджер блока развития перспективных проектов «Камаза», а основными инвесторами — Рубен Варданян и глава «Камаза» Сергей Когогин[9], а также ПАО «КАМАЗ». В ноябре 2021 года в инновационном центре «Сколково» состоялась презентация проекта «Кама» для инвесторов. На ней были представлены обновлённые технические характеристики[10]. Разработку возглавил бывший вице-президент «АвтоВАЗа» по инжинирингу Харальд Грюбель[11].

В ноябре 2022 года стало известно, что новый вариант проекта получил название Атом[12]. В мае 2023 года был представлен «функциональный образец» электромобиля под этим названием. Внешний вид прототипа был разработан при участии итальянского бюро Torino Design[13][11][14].

В августе 2023 года компания открыла предзаказ на электромобиль[15][16], при этом его окончательная стоимость неизвестна[17]. Технологическим партнером, который обеспечит прием оплаты предзаказов в 2023 году, выступил «Тинькофф Авто»[18]. По закрытии кампании по предзаказу 30 сентября общее количество оформленных бронирований составило 36 000 электромобилей[19].

На конец осени 2023 в компании работают более 800 сотрудников[20]. Главный офис и центр разработки расположен в Набережных Челнах. Офисы компании и технические лаборатории также располагаются в Москве, Санкт Петербурге, Тольятти и Китае. Также у компании имеется лаборатория в Китае, которая занимается исследованиями электробатареи и электропривода. Необходимость разработок связана в том числе с созданием систем, устойчивых к морозам[21].

Электромобиль также будет доступен в каршерниге. Заключена договоренность с BelkaCar[22], Delimobil[23] и Ситидрайв[24].

В феврале 2024 представлен обновленный экстерьер[25], подготовленный к серийному производству. Изменения в экстерьере улучшают аэродинамические характеристики и управляемость, снижают уровень шума в салоне и загрязняемость кузова, а также влияют на запас хода и эргономику.

В мае 2024 для СМИ был организован тест-драйв функционального прототипа на котором тестируют платформу электромобиля.

В июне 2024 представлена собственная ИТ платформа-агрегатор зарядных станций[26] для электромобилей и сервис Заряд Атома — комплексное решение для владельцев электромобилей, бизнеса, а также застройщиков и управляющих компаний.

Конструкция

Показанный в мае 2023 года прототип представляет собой пятидверный четырехместный хэтчбек B-класса. Электродвигатель приводит в движение заднюю ось, источником питания является литий-ионная тяговая батарея разработки компании «Рэнера Росатом»[27]. Разгонные характеристики текущего прототипа составляют 8 секунд до 100 км/ч, ёмкость батареи 77 кВт·ч, мощность двигателя 150к Вт (204 л.с.)[28]. Заявленный запас хода — 500 км (WLTC)[11][27]. Передняя и задняя боковые двери распахиваются навстречу. Средняя стойка (B) в кузове отсутствует, она интегрирована в двери[13].

Осенью 2023 года представлена собственная платформа электромобиля. Для испытаний построено 13 функциональных образцов. Каждый образец — это фактически готовая основа электромобиля с двигателем, батареей и подвеской. Платформа разработана с возможностью реализовать управление по проводам (Steer-by-wire). Подвеска: передняя — Макферсон, задняя — многорычажная независимая. Тестирование платформы будет проходить до конца 2024 года[29][30].

Для управления большинством функций предназначен сенсорный дисплей, встроенный в рулевое колесо[13]. Вся необходимая информация отображается на лобовое стекло с помощью проектора HUD. Весной 2024 анонсировано собственное ПО[31] для разработки приложений для дисплея AR HUD. Вместе с автомобилем был представлен специально разработанный комплект программного обеспечения, включающий защиту от хакерского взлома. Анонсирована возможность устанавливать приложения сторонних разработчиков, способные модифицировать функции машины (например, для каршеринга)[11].

У электромобилей Атом будет собственное программное обеспечение «Атом ОС», которое сможет заведовать всеми системами авто[32]. В электромобиле также появится собственный маркетплейс — Atomverse (аналог Google Playmarket или Apple Store). Загружать приложения в него смогут независимые разработчики[33]. Для функциональной защищённости и кибербезопасности всех систем электромобиля будет использоваться решение на базе операционной системы KasperskyOS — шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG)[34]. АТОМ получит систему помощи водителю ADAS с функцией удержания в полосе, автоматической парковкой, системой распознавания дорожных знаков и другими функциями.

Электромобиль Атом уже со старта производства будет иметь уровень локализации 60-70%, об этом в интервью агентству ТАСС[35] рассказал Игорь Поваразднюк, гендиректор АО «Кама» (разработчик проекта).

Галерея

Примечания

  1. В 2025 году должна начаться серийная сборка электрического хэтчбека ATOM (АТОМ). 3dnews.ru (12 мая 2023).
  2. Рустаму Минниханову презентовали первый прототип электромобиля «АТОМ». motor.ru (18 мая 2023).
  3. Российский электромобиль «АТОМ» выйдет в четырех модификациях. motor.ru (26 апреля 2023).
  4. Два таксопарка Москвы заключили соглашение на приобретение 200 электромобилей «Атом». iz.ru (3 августа 2023).
  5. Российский Атом – он едет, даже боком! / Электромобиль Atom первый тест и отзыв (рус.) ?. Дата обращения: 26 июля 2024.
  6. Яндекс. auto.ru. Дата обращения: 26 июля 2024.
  7. Предсерийный электромобиль "АТОМ" будет готов в конце 2024 г.. tass.r (11 августа 2023).
  8. Электромобили "АТОМ" будут производить на заводе "Москвич". tass.ru (23 августа 2023).
  9. "Кама" презентовала первый образец электромобиля "АТОМ". ТАСС (11 мая 2023). Дата обращения: 16 июня 2023.
  10. Рубен Варданян вложился в проект компактных электромобилей «Кама». Ведомости. Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 29 января 2023 года.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов. Теория «Атома»: российский электромобиль получил необычные двери. Известия (12 мая 2023). Дата обращения: 19 июня 2023.
  12. Лиза Будрина. Российский электрокар назовут Atom: новое изображение. motor.ru. Дата обращения: 26 января 2023. Архивировано 26 января 2023 года.
  13. 13,0 13,1 13,2 Дмитрий Александров. Рассекречен новый российский хетчбэк «АТОМ». Первые подробности и фото. Autonews.ru. РБК (11 мая 2023). Дата обращения: 20 июня 2023.
  14. Российский электромобиль АТОМ: все подробности и много ФОТО. Drom.ru (11 мая 2023). Дата обращения: 20 июня 2023.
  15. Стартап «Кама» объявил старт предзаказов на электромобиль Atom. autonews.ru (31 июля 2023).
  16. ATOM (рус.) ?. newatom.spaaace.io. Дата обращения: 31 августа 2023.
  17. «АТОМ» на доверии. Коммерсантъ (1 августа 2023). Дата обращения: 11 октября 2023.
  18. Тинькофф Авто и бренд российских электромобилей «АТОМ» подписали меморандум. tinkoff.ru (1 августа 2023).
  19. Отечественный электромобиль "АТОМ" собрал 36 тысяч предзаказов. ria.ru (3 октября 2023).
  20. Над созданием электромобиля работает целое конструкторское бюро. ixbt.com (4 октября 2023).
  21. Обзор российского электромобиля АТОМ. cnews.ru (12 августа 2023).
  22. Российский электрокар АТОМдля каршеринга показали на видео. motor.ru (5 июля 2023).
  23. "Делимобиль" может приобрести 25 тыс. электрокаров "АТОМ". tass.ru (20 сентября 2023).
  24. По подписанному соглашению о сотрудничестве "Ситидрайв" может закупить 1 тыс. электромобилей "АТОМ" из первой серии производства. tass.ru (12 октября 2023).
  25. У российского электромобиля Atom новый дизайн: что изменилось. Дата обращения 26 июля 2024.
  26. "Атом" создаст собственную платформу-агрегатор зарядных станций для электромобилей, TACC. Дата обращения 26 июля 2024.
  27. 27,0 27,1 Атомный недопрорыв. Эксперт (журнал) (22 мая 2023). Дата обращения: 30 сентября 2023.
  28. В стартапе "АТОМ" рассказали о планах на 2024 год. rg.ru (20 октября 2023).
  29. Атом показал прототип платформы, которая ляжет в основу российских электромобилей. kolesa.ru (27 сентября 2023).
  30. Как устроена первая российская платформа электромобиля. techinsider.ru (22 декабря 2023).
  31. Каким будет проекционный дисплей электрокара Atom: новые подробности. Дата обращения 26 июля 2024.
  32. Создатели отечественного кроссовера «АТОМ» рассказали о его операционной системе. ixbt.com (18 августа 2023).
  33. У электромобиля ATOM будет свой аналог Playmarket. techinsider.ru (11 мая 2023).
  34. KasperskyOS защитит электромобиль АТОМ от киберугроз. kaspersky.ru (12 мая 2023).
  35. Разработчик электрокара "Атом": мы точно будем делать новые модели - Интервью ТАСС, TACC. Дата обращения 26 июля 2024.

Ссылки