Кама-2185
| Кама-2185 | |||||||||||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| | |||||||||||||||||||||
| Общие данные | |||||||||||||||||||||
| Производитель |
|
||||||||||||||||||||
| Годы производства | с 2025 | ||||||||||||||||||||
| Класс | Малый | ||||||||||||||||||||
| Иные обозначения | Атом | ||||||||||||||||||||
| Дизайн | |||||||||||||||||||||
| Тип кузова | 5‑дв. хетчбэк (5‑мест.) | ||||||||||||||||||||
| Компоновка | заднемоторная, заднеприводная | ||||||||||||||||||||
| Колёсная формула | 4 × 2 | ||||||||||||||||||||
| Двигатель | |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
| Массово-габаритные характеристики | |||||||||||||||||||||
| Длина | 3995 мм | ||||||||||||||||||||
| Ширина | 1780 мм | ||||||||||||||||||||
| Высота | 1615 мм | ||||||||||||||||||||
| Клиренс | 170 мм | ||||||||||||||||||||
| Динамические характеристики | |||||||||||||||||||||
| Разгон до 100 км/ч | 8 секунд | ||||||||||||||||||||
| На рынке | |||||||||||||||||||||
| Сегмент | B-сегмент | ||||||||||||||||||||
| Другая информация | |||||||||||||||||||||
| Объём бака | Батарея емкостью 77 кВт⋅ч. | ||||||||||||||||||||
| Предшественник | |||||||||||||||||||||
| Кама-1 | |||||||||||||||||||||
Кама-2185 — российский электромобиль, разработанный компанией АО «Кама»[1].
Одной из главных особенностей проекта является одновременный старт разработки электронных и инженерных решений с созданием программного обеспечения для электромобиля[2]. Среди особенностей электромобиля Атом — уникальная конструкция кузова с распашными дверьми, запас хода 500 км (WLTC), маневренность (радиус разворота 4,9 м), адаптированный к суровым погодным условиям режим работы батареи и обогрева, продвинутая технология проекции на лобовое стекло с дополненной реальностью AR HUD, собственная операционная система и магазин приложений. Идентификатор водителя Атом ID позволит перенести персональные настройки на любой Атом, даже если это каршеринг.
В основе проекта — уникальный HMI (человеко-машинный интерфейс), обеспечивающий принципиально новый уровень взаимодействия человека с электромобилем.
Инвесторами проекта выступили ПАО «КАМАЗ», С. А. Когогин, Рубен Варданян и ООО «РЭНЕРА», входящая в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ». Компания ООО «РЭНЕРА» будет выступать поставщиком тяговых аккумуляторных батарей и электроприводов для электромобилей «АТОМ».
Атом будет выпускаться в нескольких версиях: для личного использования, каршеринга, такси и доставки [3]. Разрабатывается специальная версия электромобиля для сервисов такси и доставки. В процессе разработки компания активно сотрудничает с представителями бизнеса[4].
Проект находится на финальной стадии разработки и подготовки к запуску серийного производства. С весны 2024 года проходят испытания собственной платформы[5] на функциональных прототипах[6]. Сборка первых электромобилей для испытаний запланирована на конец 2024 год. Серийное производство электромобиля начнётся в 2025 году[7] на заводе «Москвич». Атом планирует использовать услуги контрактной сборки, что включает в себя конвейерную сварку, окраску и сборку электромобилей, а также другие сопутствующие услуги[8].
История
Летом 2021 года в Набережных Челнах было зарегистрировано АО «Кама» с уставным капиталом 720 млн руб. На текущий момент компания зарегистрирована по адресу ГАУ Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк». Генеральным директором стал Игорь Поваразднюк, бывший менеджер блока развития перспективных проектов «Камаза», а основными инвесторами — Рубен Варданян и глава «Камаза» Сергей Когогин[9], а также ПАО «КАМАЗ». В ноябре 2021 года в инновационном центре «Сколково» состоялась презентация проекта «Кама» для инвесторов. На ней были представлены обновлённые технические характеристики[10]. Разработку возглавил бывший вице-президент «АвтоВАЗа» по инжинирингу Харальд Грюбель[11].
В ноябре 2022 года стало известно, что новый вариант проекта получил название Атом[12]. В мае 2023 года был представлен «функциональный образец» электромобиля под этим названием. Внешний вид прототипа был разработан при участии итальянского бюро Torino Design[13][11][14].
В августе 2023 года компания открыла предзаказ на электромобиль[15][16], при этом его окончательная стоимость неизвестна[17]. Технологическим партнером, который обеспечит прием оплаты предзаказов в 2023 году, выступил «Тинькофф Авто»[18]. По закрытии кампании по предзаказу 30 сентября общее количество оформленных бронирований составило 36 000 электромобилей[19].
На конец осени 2023 в компании работают более 800 сотрудников[20]. Главный офис и центр разработки расположен в Набережных Челнах. Офисы компании и технические лаборатории также располагаются в Москве, Санкт Петербурге, Тольятти и Китае. Также у компании имеется лаборатория в Китае, которая занимается исследованиями электробатареи и электропривода. Необходимость разработок связана в том числе с созданием систем, устойчивых к морозам[21].
Электромобиль также будет доступен в каршерниге. Заключена договоренность с BelkaCar[22], Delimobil[23] и Ситидрайв[24].
В феврале 2024 представлен обновленный экстерьер[25], подготовленный к серийному производству. Изменения в экстерьере улучшают аэродинамические характеристики и управляемость, снижают уровень шума в салоне и загрязняемость кузова, а также влияют на запас хода и эргономику.
В мае 2024 для СМИ был организован тест-драйв функционального прототипа на котором тестируют платформу электромобиля.
В июне 2024 представлена собственная ИТ платформа-агрегатор зарядных станций[26] для электромобилей и сервис Заряд Атома — комплексное решение для владельцев электромобилей, бизнеса, а также застройщиков и управляющих компаний.
Конструкция
Показанный в мае 2023 года прототип представляет собой пятидверный четырехместный хэтчбек B-класса. Электродвигатель приводит в движение заднюю ось, источником питания является литий-ионная тяговая батарея разработки компании «Рэнера Росатом»[27]. Разгонные характеристики текущего прототипа составляют 8 секунд до 100 км/ч, ёмкость батареи 77 кВт·ч, мощность двигателя 150к Вт (204 л.с.)[28]. Заявленный запас хода — 500 км (WLTC)[11][27]. Передняя и задняя боковые двери распахиваются навстречу. Средняя стойка (B) в кузове отсутствует, она интегрирована в двери[13].
Осенью 2023 года представлена собственная платформа электромобиля. Для испытаний построено 13 функциональных образцов. Каждый образец — это фактически готовая основа электромобиля с двигателем, батареей и подвеской. Платформа разработана с возможностью реализовать управление по проводам (Steer-by-wire). Подвеска: передняя — Макферсон, задняя — многорычажная независимая. Тестирование платформы будет проходить до конца 2024 года[29][30].
Для управления большинством функций предназначен сенсорный дисплей, встроенный в рулевое колесо[13]. Вся необходимая информация отображается на лобовое стекло с помощью проектора HUD. Весной 2024 анонсировано собственное ПО[31] для разработки приложений для дисплея AR HUD. Вместе с автомобилем был представлен специально разработанный комплект программного обеспечения, включающий защиту от хакерского взлома. Анонсирована возможность устанавливать приложения сторонних разработчиков, способные модифицировать функции машины (например, для каршеринга)[11].
У электромобилей Атом будет собственное программное обеспечение «Атом ОС», которое сможет заведовать всеми системами авто[32]. В электромобиле также появится собственный маркетплейс — Atomverse (аналог Google Playmarket или Apple Store). Загружать приложения в него смогут независимые разработчики[33]. Для функциональной защищённости и кибербезопасности всех систем электромобиля будет использоваться решение на базе операционной системы KasperskyOS — шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG)[34]. АТОМ получит систему помощи водителю ADAS с функцией удержания в полосе, автоматической парковкой, системой распознавания дорожных знаков и другими функциями.
Электромобиль Атом уже со старта производства будет иметь уровень локализации 60-70%, об этом в интервью агентству ТАСС[35] рассказал Игорь Поваразднюк, гендиректор АО «Кама» (разработчик проекта).
Галерея
-
Вид сзади
-
Распашные двери
-
Платформа
Примечания
- ↑ В 2025 году должна начаться серийная сборка электрического хэтчбека ATOM (АТОМ). 3dnews.ru (12 мая 2023).
- ↑ Рустаму Минниханову презентовали первый прототип электромобиля «АТОМ». motor.ru (18 мая 2023).
- ↑ Российский электромобиль «АТОМ» выйдет в четырех модификациях. motor.ru (26 апреля 2023).
- ↑ Два таксопарка Москвы заключили соглашение на приобретение 200 электромобилей «Атом». iz.ru (3 августа 2023).
- ↑ Российский Атом – он едет, даже боком! / Электромобиль Atom первый тест и отзыв (рус.) ?. Дата обращения: 26 июля 2024.
- ↑ Яндекс. auto.ru. Дата обращения: 26 июля 2024.
- ↑ Предсерийный электромобиль "АТОМ" будет готов в конце 2024 г.. tass.r (11 августа 2023).
- ↑ Электромобили "АТОМ" будут производить на заводе "Москвич". tass.ru (23 августа 2023).
- ↑ "Кама" презентовала первый образец электромобиля "АТОМ". ТАСС (11 мая 2023). Дата обращения: 16 июня 2023.
- ↑ Рубен Варданян вложился в проект компактных электромобилей «Кама». Ведомости. Дата обращения: 29 января 2023. Архивировано 29 января 2023 года.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов. Теория «Атома»: российский электромобиль получил необычные двери. Известия (12 мая 2023). Дата обращения: 19 июня 2023.
- ↑ Лиза Будрина. Российский электрокар назовут Atom: новое изображение. motor.ru. Дата обращения: 26 января 2023. Архивировано 26 января 2023 года.
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Дмитрий Александров. Рассекречен новый российский хетчбэк «АТОМ». Первые подробности и фото. Autonews.ru. РБК (11 мая 2023). Дата обращения: 20 июня 2023.
- ↑ Российский электромобиль АТОМ: все подробности и много ФОТО. Drom.ru (11 мая 2023). Дата обращения: 20 июня 2023.
- ↑ Стартап «Кама» объявил старт предзаказов на электромобиль Atom. autonews.ru (31 июля 2023).
- ↑ ATOM (рус.) ?. newatom.spaaace.io. Дата обращения: 31 августа 2023.
- ↑ «АТОМ» на доверии. Коммерсантъ (1 августа 2023). Дата обращения: 11 октября 2023.
- ↑ Тинькофф Авто и бренд российских электромобилей «АТОМ» подписали меморандум. tinkoff.ru (1 августа 2023).
- ↑ Отечественный электромобиль "АТОМ" собрал 36 тысяч предзаказов. ria.ru (3 октября 2023).
- ↑ Над созданием электромобиля работает целое конструкторское бюро. ixbt.com (4 октября 2023).
- ↑ Обзор российского электромобиля АТОМ. cnews.ru (12 августа 2023).
- ↑ Российский электрокар АТОМдля каршеринга показали на видео. motor.ru (5 июля 2023).
- ↑ "Делимобиль" может приобрести 25 тыс. электрокаров "АТОМ". tass.ru (20 сентября 2023).
- ↑ По подписанному соглашению о сотрудничестве "Ситидрайв" может закупить 1 тыс. электромобилей "АТОМ" из первой серии производства. tass.ru (12 октября 2023).
- ↑ У российского электромобиля Atom новый дизайн: что изменилось. Дата обращения 26 июля 2024.
- ↑ "Атом" создаст собственную платформу-агрегатор зарядных станций для электромобилей, TACC. Дата обращения 26 июля 2024.
- ↑ 27,0 27,1 Атомный недопрорыв. Эксперт (журнал) (22 мая 2023). Дата обращения: 30 сентября 2023.
- ↑ В стартапе "АТОМ" рассказали о планах на 2024 год. rg.ru (20 октября 2023).
- ↑ Атом показал прототип платформы, которая ляжет в основу российских электромобилей. kolesa.ru (27 сентября 2023).
- ↑ Как устроена первая российская платформа электромобиля. techinsider.ru (22 декабря 2023).
- ↑ Каким будет проекционный дисплей электрокара Atom: новые подробности. Дата обращения 26 июля 2024.
- ↑ Создатели отечественного кроссовера «АТОМ» рассказали о его операционной системе. ixbt.com (18 августа 2023).
- ↑ У электромобиля ATOM будет свой аналог Playmarket. techinsider.ru (11 мая 2023).
- ↑ KasperskyOS защитит электромобиль АТОМ от киберугроз. kaspersky.ru (12 мая 2023).
- ↑ Разработчик электрокара "Атом": мы точно будем делать новые модели - Интервью ТАСС, TACC. Дата обращения 26 июля 2024.
Ссылки