Бродский, Исаак Израилевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Исаак Израилевич Бродский»)
Исаак Бродский
Имя при рождении Исаак Израилевич Бродский
Дата рождения 25 декабря 1883 (6 января 1884)(1884-01-06)
Место рождения село Софиевка, Бердянский уезд, Таврическая губерния, Российская империя
Дата смерти 14 августа 1939(1939-08-14) (55 лет)
Место смерти Ленинград, СССР
Награды Орден Ленина
Звания Заслуженный деятель искусств РСФСР
И. Бродский. Портрет работы Б. М. Кустодиева

Исаа́к Изра́илевич Бро́дский (25 декабря 1883 [6 января 1884], Софиевка, Таврическая губерния — 14 августа 1939, Ленинград) — русский и советский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.

Биография

Родился в еврейской семье. Отец был торговцем и землевладельцем, купцом второй гильдии города Ногайска Таврической губернии[1][2]. Младшая сестра Раиса (1894—1946) была музыкантом, выпускницей Санкт-Петербургской консерватории[3].

В 1896 году окончил Бердянское городское училище. Считал своей родиной город Бердянск. С детства проявил талант к живописи. С 1896 по 1902 год учился в Одесском художественном училище у Луиджи Иорини, Кириака Костанди и Геннадия Ладыженского. Затем переехал в Санкт-Петербург и продолжил обучение в столичном Высшем художественном училище при Императорской академии художеств. В течение пяти лет учился в Императорской академии художеств у Ильи Репина. В 1909—1911 годах на деньги академии ездил по Германии, Франции, Испании и Италии.

До Революции 1917 года и в 1920-х годах Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества имени Куинджи», «Общины художников», членом-учредителем «Общества живописцев»[4].

Летом 1917 года он начал портрет Александра Керенского (закончил уже в 1918, когда Временное правительство было свергнуто)[5], а после Октябрьской революции активно писал портреты большевистских лидеров. Бродский много работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь Владимира Ленина и Иосифа Сталина, а также Анатолия Луначарского, Клима Ворошилова, Михаила Фрунзе, Михаила Калинина, Григория Зиновьева и других.

Кроме того, Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР. С 1932 года был профессором, а с 1934 — директором Всероссийской академии художеств. К работе в возглавляемом им Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Бродский привлёк крупнейших художников и педагогов: Константина Юона, Павла Наумова, Бориса Иогансона, Александра Любимова, Рудольфа Френца, Николая Петрова, Виктора Синайского, Василия Шухаева, Дмитрия Киплика, Николая Пунина, Василия Мешкова, Михаила Бернштейна, Ефима Чепцова, Ивана Билибина, Матвея Манизера, Петра Бучкина, Анну Остроумову-Лебедеву, Алексея Карева, Бориса Фогеля, Леонида Овсянникова, Сергея Приселкова, Ивана Степашкина, Константина Рудакова и других. Его учениками были такие художники и педагоги, как Александр Лактионов, Юрий Непринцев, Виктор Орешников, Пётр Белоусов, Михаил Железнов, Николай Тимков, Анатолий Яр-Кравченко, Пётр Васильев, Михаил Козелл и другие.

Могила Исаака Бродского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге

Умер Бродский 14 августа 1939 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище[6][7]. Надгробие (скульптор Б. Ф. Кратко, архитектор В. С. Васильковский, 1934, 1978)

Из воспоминаний современников

В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с Бродским в 1926 году так отметил стиль работы художника:

[8] 17 февраля «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“… И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.

Сам Бродский очень мил. …чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …

Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий. Бюсты Репина, портреты Репина и проч. И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка — в портретах, в декоративных панно. Его талант ушёл от него вместе с тонкой талией, бледным цветом лица.»

Художественные работы

Портрет А. Ф. Керенского. 1917 г. Холст, масло.
«Расстрел 26 бакинских комиссаров».

Дореволюционные пейзажи и портреты

  • «Тёплый день»(1908),
  • «Фонтан» (1909),
  • «Опавшие листья» (1913),
  • «Зима» (1913),
  • «Сказка» (1910—1911),
  • «Италия» (1910—1911),
  • «Летний сад осенью» (1928).
  • «У озера» (1911)

В собрании Одесского художественного музея:

  • «Весной»(1904).
  • Городской вид. Этюд. (1904).
  • Пейзаж. Этюд. (1904).
  • Улица. Этюд. (1904).
  • К весне. (1906).
  • Озеро в Тверской губернии. (1913).
  • Псков. Этюд. (1913).
  • Деревня Сиверская. (1914).

«Официальные» портреты и композиции

  • Портрет А. Ф. Керенского (1917)
  • «В. И. Ленин и манифестация» (1919)
  • Портрет Л. Д. Троцкого (1921)
  • Портрет Г. Е. Зиновьева (1921)
  • Портрет М. И. Калинина (1921)
  • Портрет А. В. Луначарского (1921)
  • «Торжественное открытие II конгресса Коминтерна» (1920—1924)
  • «В. И. Ленин на фоне Кремля» (1924)
  • «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925)
  • «В. И. Ленин на фоне Волховстроя» (1926)
  • Портрет Ф. Э. Дзержинского (1926)
  • «В. И. Ленин в Смольном» (1930)
  • Портрет И. В. Сталина (1928)
  • Портрет К. Е. Ворошилова (1929, 1931)
  • «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе» (1929)
  • Портрет М. В. Фрунзе (1929)
  • Портрет М. Горького (1929)
  • Портрет В. Р. Менжинского (1932)
  • «Выступление В. И. Ленина на проводах частей Красной Армии, отправляющихся на Польский фронт» (1933)
  • Портрет В. М. Молотова (1933)
  • Портрет С. М. Кирова (1934)
  • Портрет В. В. Куйбышева (1935)
  • Портрет А. А. Жданова (1935)
  • Портрет Л. М. Кагановича (1935)
  • Портрет Г. К. Орджоникидзе (1936)

Семья

  • Первая жена — Любовь Марковна Бродская (урождённая Гофман, 1888—1962), художница.
  • Вторая жена — Татьяна Петровна Бродская (урождённая Мясоедова).

Адреса в Петрограде — Ленинграде

  • 1908—1909 — 12-я линия ВО, 31 (ВПб на 1909. O. III. C. 94)
  • 1921—1922 — Большой проспект Петроградской стороны, 57;[9]
  • 1923—1925 — Петропавловская улица, 8;
  • 1925—1939 — дом Голенищева-Кутузова — пл. Лассаля, 3

Память

Сочинения

  • Мой творческий путь. — Л,, 1965.

Ученики

Примечания

  1. А. Хаеш. Родственные связи петербургских евреев с иногородними. Дата обращения: 18 октября 2015. Архивировано 28 декабря 2013 года.
  2. Еврейская Украина: 10 фактов о евреях Запорожья (недоступная ссылка). Архивировано 20 октября 2016 года.
  3. А. Хаеш. Генеалогические сведения о петербургских евреях в материалах Департамента общих дел МВД. Дата обращения: 18 октября 2015. Архивировано 26 декабря 2015 года.
  4. Лебедева, 1988, с. 351.
  5. Епишин А. Три портрета Александра Керенского (недоступная ссылка) (2011). Архивировано 4 марта 2016 года.
  6. Могила И. И. Бродского на Волковском кладбище (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 апреля 2012. Архивировано 5 октября 2013 года.
  7. Фотография могильной плиты И. И. Бродского
  8. Чуковский К. Дневник 1901—1929. М., 1991., с. 370—371
  9. Весь Ленинград (1922 - 1935), интерактивное оглавление. Дата обращения: 28 августа 2016. Архивировано 16 сентября 2016 года.

Литература

  • Заслуженный деятель искусств И. И. Бродский. Каталог посмертной выставки. — Л.: Государственный Русский музей, 1941.
  • Бродский И. А. И. И. Бродский. — М., 1956.
  • Непринцев Ю. О моём учителе // Искусство. 1958, № 10. С.45-47.
  • Бродский И. А. Исаак Израилевич Бродский. — М., 1973.
  • Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной живописи Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 24. — сб. статей. — М.: Советский художник, 1988. — С. 348—361. — 450 с.
  • Мартынкевич С. А. «Каждая подробность в картине должна быть безоговорочно верна…» Творческое наследие художника И. И. Бродского. // Военно-исторический журнал. — 2020. — № 3. — С.74—77.

См. также

Ссылки