Первое главное управление КГБ СССР

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Иностранный отдел»)

Пе́рвое гла́вное управле́ние КГБ СССР (ПГУ) — структурное подразделение Комитета государственной безопасности Советского Союза, ответственное за внешнюю разведку. Существовало с марта 1954 по ноябрь 1991 года, преемник созданного 20 декабря 1920 года Иностранного отдела ВЧК при НКВД РСФСР/ ИНО ГПУ НКВД РСФСР / ОГПУ при СНК СССР, ГУГБ НКВД СССР.

Памятный знак 85 лет ИНО-ПГУ-СВР

История российской и советской разведки органов государственной безопасности

«Отсутствие достоверной информации о планах и намерениях многочисленных врагов Советской республики, осевших за её пределами, лишало руководство возможности принятия правильных решений, прежде всего в области внешней политики, что и предопределило появление ещё весной 1920 года в Особом отделе ВЧК нового подразделения — Иностранного отдела», — пишет канд. ист. наук В. Лебедев.

После поражения в войне с Польшей Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о реорганизации внешней разведки: была создана комиссия под председательством первого руководителя ВЧК Ф. Э. Дзержинского, по итогам работы которой 20 декабря 1920 года он подписал исторический приказ № 169 о создании Иностранного отдела ВЧК.

ИНО ВЧК/НКВД РСФСР/СССР

Хроника

  • 20 декабря 1920 года — организован Иностранный отдел (ИНО) ВЧК при НКВД РСФСР. Его возглавил Давыдов (Давтян) Яков Христофорович.
  • 6 февраля 1922 года — ИНО ВЧК переименован в ИНО ГПУ НКВД РСФСР и вошёл в состав Секретно-оперативного управления Государственного политического управления при НКВД[1],
  • 2 ноября 1923 года — создан Иностранный отдел Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) при Совете народных комиссаров (СНК), затем Иностранный отдел Главного управления государственной безопасности НКВД СССР[1].

Функции и подразделения

Задачей ИНО было «выявление на территории иностранных государств контрреволюционных организаций, ведущих подрывную деятельность против нашей страны»[2]. В поле её деятельности оказались организации белогвардейцев, российских эмигрантов и им подобных, поэтому впоследствии эту работу выполняла внешняя контрразведка. К задачам контрразведывательного характера можно также отнести первоначально порученные ИНО «добывание документальных материалов по всем направлениям работы, в том числе таких материалов, которые могли бы быть использованы для компрометации как лидеров контрреволюционных групп, так и целых организаций», «установление за рубежом правительственных и частных организаций, занимающихся военным, политическим и экономическим шпионажем», а также «контрразведывательное обеспечение советских учреждений и граждан за границей»[2].

Чисто разведывательной задачей было «освещение политической линии каждого государства и его правительства по основным вопросам международной политики, выявление их намерений в отношении России, получение сведений об их экономическом положении»[2].

В центральном аппарате разведки в первый период работало около семидесяти человек, разделённых на шесть секторов, руководивших резидентурами за рубежом («разведаппаратами»), в которых под прикрытием дипломатических или торговых миссий работало от двух до четырёх сотрудников[1].

  1. Северный сектор занимался странами Прибалтики и Скандинавии;
  2. Польский сектор (в 1920-е годы Польша, ощутившая после успешной для неё Советско-польской войны амбиции Речи Посполитой, считалась потенциальным противником № 1);
  3. Центрально-Европейский сектор занимался старой Европой через резидентуры в Берлине и в Лондоне;
  4. Сектор Южной Европы и балканских стран работал по странам, где разместились большие белоэмигрантские диаспоры;
  5. Восточный отдел пытался контролировать огромную территорию от Турции и Ирана до Японии и Китая;
  6. Американский отдел имел резидентуры в Нью-Йорке и Монреале.

В 1930 году штат ИНО ОГПУ вырос до 122 человек, половина из которых работала за рубежом[1].

К этому времени задачи и направления работы советской разведки были существенно скорректированы.

Во-первых, были чётко определены направления наибольшего разведывательного интереса: Англия, Франция, Германия, Польша, Румыния и Япония, на северо-западе — «лимитрофы» (три прибалтийских государства и Финляндия)[1].

Во-вторых, перед разведкой были поставлены новые, стратегические задачи: «раскрытие интервенционистских планов, разрабатывавшихся руководящими кругами Англии, Германии, Франции, Польши, Румынии, Японии, и выяснение сроков реализации этих планов»; «выявление планов руководящих кругов перечисленных стран по финансово-экономической блокаде нашего государства»; «добывание документов о секретных военно-политических соглашениях и договорах между указанными странами»; «добывание для нашей промышленности сведений об изобретениях, конструкторских и производственных чертежей и схем, технических новинок, которые не могут быть получены обычным путем»[2].

Как указывал американский исследователь разведки С.Кент, «Стратегическая разведка даёт знания, на которых должна основываться внешняя политика нашей страны как во время войны, так и в мирное время»[3]. Информация ИНО помогла советскому руководству в принятии важных внешнеполитических решений[1].

Служба внешней разведки

Хроника

  • 10 июля 1934 года — внешняя разведка передана в ведение 7 отдела Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР.
  • 9 июня 1938 г. функции внешней разведки переданы 5-му отделу Первого управления НКВД СССР[4].
  • 29 сентября 1938 г. после реорганизации 5-й отдел передан в Главное управление госбезопасности НКВД СССР[4].
  • февраль 1941 года — создано I Управление НКГБ СССР, на которое возлагается ведение внешней разведки.
  • апрель 1943 года — разведка сосредоточивается в I Управлении НКГБ СССР.
  • март 1946 года — создано I Управление МГБ СССР, которое занималось внешней разведкой.
  • 1947 год — принято решение о создании Комитета информации (КИ) при Совете Министров СССР, который объединяет внешнюю политическую и военную разведки.
  • февраль 1949 года — КИ при СМ СССР реорганизован в КИ при Министерстве иностранных дел.
  • январь 1952 года создано Первое Главное управление (ПГУ) МГБ СССР.
  • март 1953 года — ПГУ МГБ реорганизовано во 2 Главное Управление МВД СССР
  • март 1954 года — внешняя разведка возлагается на Первое Главное управление (ПГУ) Комитета государственной безопасности при СМ СССР.
  • июль 1978 года — ПГУ КГБ при СМ СССР переименовано в ПГУ КГБ СССР.
  • 25 ноября 1991 года указом Президента СССР Михаила Горбачёва утверждено временное «Положение о ЦСР СССР», в котором перечислялись функции Центральной службы разведки СССР, её директора, статус сотрудников и другие вопросы её деятельности.
  • 3 декабря 1991 года разделение КГБ СССР на Межреспубликанскую службу безопасности, Центральную службу разведки и Комитет по охране государственной границы СССР утверждено последним Законом СССР — «О реорганизации органов государственной безопасности».
  • после распада СССР в декабре 1991 года — ЦСР СССР была реорганизована в Службу внешней разведки РСФСР.

В ПГУ КГБ СССР проходили службу многие российские политики, среди которых Владимир Путин, Сергей Иванов, Сергей Нарышкин, Владимир Якунин.

Условным наименованием ПГУ КГБ СССР было в/ч 54282[5].

Подготовка кадров

«В 1985 году меня направили в Нью-Йорк на работу дипломатом — представителем СССР в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Я должен был сочетать эту деятельность со своей работой на Первое главное управление КГБ (внешняя разведка), что было одной из самых почётных профессий для советского гражданина. Образование, которое можно было получить в этой структуре, соответствовало по уровню Кембриджскому или Принстонскому университету

В 1920—1930-е годы подготовка кадров осуществлялась на Восточном факультете Военной академии РККА имени М. В. Фрунзе[7].

В 1938 году появилось ведомственное учебное заведение — Школа особого назначения НКВД.

Структура

Управления

  • Управление Р (оперативное планирование и анализ)
  • Управление К (контрразведка)
  • Управление С (нелегалы)
  • Управление ОТ (оперативно-техническое)
  • Управление И (компьютерная служба)
  • Управление Т (научно-техническая разведка)
  • Управление разведывательной информации (анализ и оценка)
  • Управление РТ («Разведка с территории» — операции на территории СССР)

Службы

Отделы

По состоянию на 1991 год:

  • 1-й отдел (США, Канада)
  • 2-й отдел (Латинская Америка)
  • 3-й отдел (Великобритания, Скандинавия, Австралия, Новая Зеландия)
  • 4-й отдел (Германия, Австрия)
  • 5-й отдел (Западная Европа)
  • 6-й отдел (Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Корея)
  • 7-й отдел (Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины)
  • 8-й отдел (Средний Восток)
  • 9-й отдел (англоговорящие страны Африки)
  • 10-й отдел (франкоговорящие страны Африки)
  • 11-й отдел (контакты с социалистическими странами)
  • 12-й отдел (экономическая разведка)
  • 15-й отдел (регистрация и архивы)
  • 16-й отдел (радиоэлектронная разведка)
  • 17-й отдел (Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма)
  • 18-й отдел (Ближний Восток)
  • 19-й отдел (эмиграция)
  • 20-й отдел (контакты с органами безопасности дружественных развивающихся стран)

Задачи

Задачи ПГУ КГБ были определены в утверждённой в 1974 году так называемой «Разведывательной доктрине» следующим образом[8]:

В условиях раскола мира на два враждующих лагеря, наличия у противника оружия, массового уничтожения, резкого усиления фактора внезапности в ракетно-ядерной войне главная задача разведки заключается в выявлении военно-стратегических планов противостоящих СССР государств, своевременном предупреждении правительства о назревающих кризисных ситуациях и предотвращении внезапного нападения на Советский Союз или страны, связанные с СССР союзническими договорами.

Исходя из этой задачи, разведка КГБ направляет свои усилия на решение узловых проблем, потенциально чреватых международными конфликтами и могущих при неблагоприятном развитии событий как в ближайшей, так и в отдаленной перспективе представить непосредственную опасность для Советского государства и социалистического сообщества в целом. В первую очередь она учитывает факторы, от которых зависит нынешнее соотношение сил на мировой арене, а также возможные принципиальные изменения в сложившемся равновесии. К ним, в частности, относятся:

— возникновение новой политической ситуации в США, при которой возобладают представители крайне агрессивных кругов, склонные к нанесению превентивного ракетного удара по СССР;

— возникновение аналогичной ситуации в ФРГ или Японии, подкрепленной реваншистскими и великодержавными устремлениями;

— развитие до крайности авантюристических, левацких взглядов, в результате которых отдельные государства или группы государств могут спровоцировать мировую войну в целях изменения сложившегося соотношения сил;

— попытки империалистических сил в различной форме разобщать социалистическое содружество, изолировать и оторвать от него отдельные страны;

— возникновение кризисных ситуаций военно-политического характера в отдельных стратегически важных регионах и странах, развитие которых может поставить под угрозу существующее равновесие или втянуть великие державы в прямую конфронтацию с перспективой перерастания в мировую войну; развитие аналогичной ситуации в пограничных и сопредельных несоциалистических странах;

— качественно новый скачок в развитии научно-технической мысли, обеспечивающий противнику явный перевес в военном потенциале и средствах ведения войны.

Действуя в соответствии с директивами по указанию ЦК КПСС и советского правительства, внешняя разведка КГБ одновременно решает следующие основные задачи:

В военно-политической области:

— своевременно выявляет политические, военно-политические и экономические планы и намерения, особенно долгосрочные, главных империалистических государств, в первую очередь США, их союзников по агрессивным блокам, а также группы Мао Цзэдуна в отношении Советского Союза и других социалистических стран;

— вскрывает замыслы противника, направленные на ослабление социалистического содружества, подрыв его единства;

— систематически изучает политическую обстановку в социалистических странах, обращая особое внимание на деятельность империалистической агентуры, антисоциалистических, реваншистских и националистических элементов. Укрепляет сотрудничество и взаимодействие с органами безопасности социалистических государств;

— добывает информацию о планах противника по борьбе с коммунистическими, рабочими и национально-освободительными движениями;

— следит за положением в сопредельных с Советским Союзом несоциалистических государствах, их внешней политикой, за их возможными попытками антисоветского сговора или совершения враждебных СССР акций;

— добывает секретную информацию о закулисных сторонах внутриполитического, военного и экономического положения стран главного противника, существующих и назревающих внутренних и международных противоречиях, положении в военно-политических блоках, экономических группировках и другие данные, необходимые для разработки и осуществления советской внешней политики;

— выявляет уязвимые места противника и во взаимодействии с другими советскими ведомствами осуществляет меры по ослаблению и подрыву его политических, экономических и военных позиций, по отвлечению его внимания от тех районов и стран, где активность противника может нанести ущерб интересам Советского Союза;

— проводит комплексный и непрерывный анализ и прогнозирование международных проблем, наиболее актуальных и острых с точки зрения интересов Советского Союза, социалистического содружества и международного коммунистического движения в целом.

В научно-технической области:

— добывает секретную информацию о ракетно-ядерном вооружении стран главного противника и их союзников по военно-политическим блокам, о других средствах массового уничтожения и защиты от них, а также конкретные данные о перспективных направлениях в науке, технике и технологии производства в ведущих капиталистических государствах, использование которых могло бы способствовать усилению военно- экономического и научно-технического прогресса СССР;

— своевременно выявляет и прогнозирует новые открытия и тенденции развития зарубежной науки и техники, могущие повести к существенному скачку научно-технического и военного потенциала противника или созданию новых видов оружия, способного радикально изменить сложившееся соотношение сил в мире;

— анализирует, обобщает и через соответствующие ведомства реализует добытые разведывательные материалы по теоретическим и прикладным исследованиям, создаваемым и действующим системам оружия и их элементам, новым технологическим процессам, вопросам военной экономики и системам управления.

В области внешней контрразведки:

— добывает за границей информацию о враждебных намерениях, замыслах, формах и методах практической деятельности разведывательных и контрразведывательных служб главного противника, органов психологической войны и центров идеологических диверсий против Советского Союза, всего социалистического лагеря, коммунистического и национально- освободительных движений;

— выявляет враждебных разведчиков и агентов, подготавливаемых для засылки в Советский Союз, способы и каналы их связи, задания. Совместно с другими подразделениями КГБ и органами безопасности социалистических стран принимает меры по пресечению их подрывной деятельности;

— осуществляет мероприятия по компрометации и дезинформации вражеских спецслужб, отвлечению и распылению их сил;

— обеспечивает за границей сохранность государственной тайны, безопасность советских учреждений и командированных советских граждан, а также деятельность разведывательных резидентур КГБ;

— накапливает и анализирует информацию о подрывной работе спецслужб главного противника, па базе полученного материала разрабатывает рекомендации по совершенствованию разведывательной и контрразведывательной работы за кордоном.

В области активных операций проводит мероприятия, способствующие:

— решению внешнеполитических задач Советского Союза;

— разоблачению и срыву идеологических диверсий противника против СССР и социалистического содружества;

— консолидации международного коммунистического движения, усилению национально-освободительной, антиимпериалистической борьбы;

— росту экономической и научно-технической мощи Советского Союза;

— разоблачению военных приготовлений враждебных СССР государств;

— дезинформации противника относительно подготавливаемых или проводимых СССР внешнеполитических, военных и разведывательных акций, состояния военного, экономического и научно-технического потенциала страны;

— компрометации наиболее опасных антикоммунистических и антисоветских деятелей, злейших врагов Советского государства.

При проведении активных операций разведки, в зависимости от конкретных условий, использовать не только свои силы, специфические средства и методы, но и возможности КГБ в целом, других советских учреждений, ведомств и организаций, а также вооруженных сил.

В области специальных операций, используя особо острые средства борьбы:

— осуществлять диверсионные акции с целью дезорганизации деятельности спецорганов противника, а также отдельных правительственных, политических, военных объектов в случае наступления особого периода или возникновения кризисной ситуации;

— проводить специальные мероприятия в отношении изменников Родины и операции по пресечению антисоветской деятельности наиболее активных врагов Советского государства;

— осуществлять захват и негласную доставку в СССР лиц, являющихся носителями важных государственных и иных секретов противника, образцов оружия, техники, секретной документации;

— создать предпосылки для использования в интересах СССР отдельных очагов антиимпериалистического движения и партизанской борьбы на территории зарубежных стран;

— обеспечивать по специальным заданиям связь и оказывать помощь оружием, инструкторскими кадрами и т. п. руководству братских коммунистических партий, прогрессивных групп и организаций, ведущих вооруженную борьбу в условиях изоляции от внешнего мира.

Исходя из возможности возникновения кризисной ситуации и развязывания прогрессивными кругами ракетно-ядерной войны против Советского Союза, внешняя разведка СССР заблаговременно и планомерно обеспечивает живучесть и действенность аппаратов разведки, их размещение в важнейших пунктах и странах, внедрение агентуры в главные объекты, бесперебойность получения информации о противнике. В этих целях она постоянно ведет подготовку агентурной сети и других сил, поддерживает их боеспособность, а также обеспечивает подготовку всего личного состава разведки, и особенно её нелегального аппарата.

Руководители

Начальники:

Первые заместители:

Заместители:

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Бондаренко, Александр Юльевич. Фитин: начальник разведки.. "Расстрельная" должность. www.historia.ru. Мир истории (2014). Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 15 июля 2020 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 История Российской внешней разведки. — Очерки. — Москва: Международные отношения, 1997. — Т. 2. — С. 11, 15. — 272 с. — ISBN 5-7133-0902-9.
  3. Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. М., 1958. С. 23.
  4. 4,0 4,1 Главное управление государственной безопасности НКВД СССР: указатель переименований и хронологических рамок структурных подразделений. old.memo.ru. НКВД: документы. Дата обращения: 20 ноября 2020. Архивировано 28 ноября 2020 года.
  5. 1-е Главное управление. Дата обращения: 30 декабря 2017. Архивировано 31 декабря 2017 года.
  6. Холод американской улыбки. Сокращённый перевод главы из книги Владимира Якунина «Коварная колея». Коммерсантъ (12 апреля 2018). Дата обращения: 7 мая 2018. Архивировано 8 мая 2018 года.
  7. См. подробнее: Густерин П. Восточный факультет Военной академии РККА им. М. В. Фрунзе. — Саарбрюккен, 2014. — ISBN 978-3-659-37302-2.
  8. Колпакиди А., Прохоров Д. Внешняя разведка России. СПб., 2001, стр.77-80
  9. С 23.06.1955 по 12.05.1956 г. являлся исполняющим обязанности начальника ПГУ.
  10. Антонов В. С. Начальники советской внешней разведки. — М.: Вече, 2015. — 347 с. — (Гриф секретности снят).
  11. Биография Павлова Виталия Григорьевича на сайте, посвящённом отечественным спецслужбам. Дата обращения: 21 мая 2020. Архивировано 6 июля 2020 года.

Литература

Ссылки